1.
Задачи обучения:
- продолжать учить
произносить правильно звук [р] в словах,
определять его позицию;
- формировать навык
деления слов на слоги;
- развивать фонематический
слух.
2.
Задачи развития:
- развивать познавательные
процессы: внимание, память, мышление, восприятие, мыслительные навыки, мелкую
моторику рук; координацию движений и ориентировку в пространстве.
3.
Задачи воспитания:
Воспитывать самоконтроль
за речью, самостоятельность и активность в течении всего занятия; умение
концентрироваться на заданиях, не отвлекаясь на присутствие взрослых.
Вид занятия: интеллектуально-развивающее.
Тип занятия: обучающее.
Предварительная работа:
1.
Развитие
фонематического восприятия.
2.
Автоматизация
звука [р] в слогах.
3.
Заучивание
движений и чистоговорок.
Демонстрационный материал:
- макет домика с кармашком
для вкладывания картинок;
- макет паровозика с
окошками для вкладывания картинок;
- мольберт с ёлочкой,
картинки на липучке;
- воздушные шары.
Ход занятия:
I.
Вводная
часть.
Логопед: Посмотри,
пожалуйста, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть наше занятие и
послушать, как красиво и правильно ты говоришь. Поздоровайся со всеми.
II.
Организационный
момент.
Логопед: А мы с тобой
продолжаем заниматься с трудным звуком [р]. И сегодня я предлагаю тебе
отправиться в интересное путешествие вместе с этим звуком.
III.
Основная
часть.
Но прежде чем мы
отправимся, давай-ка немного подготовимся к нашему путешествию, звук-то ведь
трудный, путешествовать с ним не просто.
Для начала, давай вздохнем
через нос хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнем обиды,
огорчение, плохое настроение.
1)
Самомассаж.
Руки
растираем и разогреваем, (растираем руки)
И
лицо теплом своим нежно умываем. (умываем лицо ладонями)
Пальчики
сгребают все плохие мысли.
(пальцами массажируем лоб
от середины к вискам)
Ушки
растираем сверху вниз мы быстро, (массажируем уши)
Их
вперёд сгибаем,
Тянем
вниз за мочки,
А
потом руками трогаем за щёчки. ( хлопаем по щекам
ладошками).
2)
Упражнение
на релаксацию. «Сильные и слабые».
Покажем, какие мы сильные… Хватит ли у нас сил
попутешествовать немного… (выполняют упражнение).
Ну а теперь:
Кончик языка сейчас
Поработает у нас.
Приготовились в
дорогу (ребёнок встаёт
прямо, сгибают руки в груди,
Глубоко вдыхаем
воздух делает глубокий вдох
через нос).
С силой ветер
выдыхаем. (произнося – р –
р – р – р).
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас.
Раз, два, три.… Повернись
и в дорогу соберись…
1.
Игра
«Кто в домике живет?»
Ой, посмотри, какой красивый дом на нашем
пути. (Рассматриваем). Удивительно! Давай удивимся! Но кажется, в этом красивом
домике никто не живет. Как-то пусто здесь. Как же это печально, что в таком
красивом домике никто не живет. Давай погрустим. А давай поселим в этот домик
жильцов. Поселим слова-картинки. Но не забывай, что мы путешествуем вместе со
звуком [р]. Давай поселим в домик только те картинки, в названии которых есть
звук [р]. Выбирай! Вот молодец! А теперь отвернись и попробуй вспомнить
названия слов-картинок, которые ты выбрал. Голосом выделяй звук [р].
Ну хорошо, ты молодец! Я думаю звук [р]
очень рад, давай и мы порадуемся. Прежде чем продолжим наше путешествие, давай
возьмём в дорогу продукты. А где можно взять продукты? (ответ ребёнка). Но не
забывай, что мы путешествуем со звуком [р], а он любит только те продукты, в
названиях которых есть звук [р]. Давай скажем красиво: Я пойду в магазин и
куплю…рыбу, сыр, морковь, картошку, груши, мороженое, пирожное, торт, мармелад…
вот и отлично, теперь продуктов хватит всем жителям домика надолго.
2.
Ну,
а мы продолжаем наше путешествие! А по дороге, чтобы звуку [р] было с нами
веселее, давай посочиняем чистоговорки с этим звуком:
Ру
– ру – ру – начинаем мы игру.
Ру
– ру – ру – много ягод наберу.
Ру
– ру – ру – у забора кенгуру. ( речь
с движением)
По
дороге отгадай загадку:
Под
водой живёт,
Ходит
задом наперёд
(Рак). (
звуковой анализ слова – р а к).
- сколько всего звуков;
- сколько гласных (какие?);
- сколько согласных (какие?).
3.
Игра
«Умный паровозик»
Ох, устали наши ножки. На чём же можно
продолжить наше путешествие? (Ответы ребёнка). Ой, смотри поезд. Давай-ка
продолжим наше путешествие на поезде. Но это не простой поезд, а умный поезд.
Он отправиться в дорогу только в том случае, если в первом вагоне будут сидеть
пассажиры-картинки в названиях, которых звук [р] в начале слова, во втором
вагоне будут ехать пассажиры-картинки в названиях которых звук [р] стоит в
середине слова, а в последний вагон сядут пассажиры-картинки в названиях
которых звук [р] стоит в конце слова.
Молодец! (А теперь четко
проговори, выделяя голосом звук [р]).
И продолжаем наше
путешествие на паровозе. Разгоняемся р-р-р-р!!!
Ой, посмотри в окошко! По
моему здесь опять похозяйничал Букваежка.
Он опять съел буквы. И мы
не сможем прочитать слова! Я точно знаю, что больше всего он любит есть букву
Р. Давай-ка починим эти слова, вставим вместо точек букву Р и посмотрим, что у
нас получится.
.
АК, .УКА, ША.Ы, СЫ. .
Спасибо
тебе, что ты починил все слова! Поехали дальше.
4.
Игра
«Красивая елочка»
Ой, посмотри, какая красивая елочка! А
какой же праздник скоро наступит? Новый год. Давай украсим елочку красивыми
шарами, на которых конечно же картинки в названиях которых есть звук [р].
Но на верхнем ярусе ёлочки
мы развесим картинки, в названиях которых 1 слог, затем на среднем ярусе - картинки, в названиях которых 2 слога, затем
внизу ёлочки мы разместим картинки в названиях которых 3 слога. Ой какая красивая елочка у нас
получилась!!!
5.
А
теперь раз, два, три… повернись, в нашей группе окажись!
Молодец! Ты так много сегодня трудился. За
это я приготовила тебе сюрприз. Я подарю тебе шары, но тех цветов, в названиях
которых есть звук [р]. Выбирай и называй. Молодец! Бери себе шары и не забывай
все время правильно произносить звук [р].
Автор: учитель-логопед:
Сухинина О.Ю. МДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок»
______________________________________
Многим, наверное, знакома такая ситуация, когда, приезжая в выходные на дачу с безумным желанием отдохнуть от городской суеты, в доме начинается настоящая дискотека со светомузыкой. То лампочки потускнеют, то перестают работать электроприборы... Что поделать - перепады напряжения. Но из любой ситуации есть всегда выход. Чтобы решить эту проблему просто нужно стабилизатор напряжения купить и жизнь на даче непременно наладится.
______________________________________
Многим, наверное, знакома такая ситуация, когда, приезжая в выходные на дачу с безумным желанием отдохнуть от городской суеты, в доме начинается настоящая дискотека со светомузыкой. То лампочки потускнеют, то перестают работать электроприборы... Что поделать - перепады напряжения. Но из любой ситуации есть всегда выход. Чтобы решить эту проблему просто нужно стабилизатор напряжения купить и жизнь на даче непременно наладится.