14.02.13 |

Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [р] в словах и фразах. (подготовительная группа)

Задачи:
1.                  Задачи обучения:
- продолжать учить произносить правильно  звук [р] в словах, определять его позицию;
- формировать навык деления слов на слоги;
- развивать фонематический слух.
2.                  Задачи развития:
- развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, восприятие, мыслительные навыки, мелкую моторику рук; координацию движений и ориентировку в пространстве.
3.                  Задачи воспитания:
Воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течении всего занятия; умение концентрироваться на заданиях, не отвлекаясь на присутствие взрослых.
Вид занятия: интеллектуально-развивающее.
Тип занятия: обучающее.
Предварительная работа:
1.                  Развитие фонематического восприятия.
2.                  Автоматизация звука [р] в слогах.
3.                  Заучивание движений и чистоговорок.
Демонстрационный материал:
- макет домика с кармашком для вкладывания картинок;
- макет паровозика с окошками для вкладывания картинок;
- мольберт с ёлочкой, картинки на липучке;
- воздушные шары.
Ход занятия:
I.                   Вводная часть.
Логопед: Посмотри, пожалуйста, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть наше занятие и послушать, как красиво и правильно ты говоришь. Поздоровайся со всеми.
II.                 Организационный момент.
Логопед: А мы с тобой продолжаем заниматься с трудным звуком [р]. И сегодня я предлагаю тебе отправиться в интересное путешествие вместе с этим звуком.
III.              Основная часть.
Но прежде чем мы отправимся, давай-ка немного подготовимся к нашему путешествию, звук-то ведь трудный, путешествовать с ним не просто.
Для начала, давай вздохнем через нос хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнем обиды, огорчение, плохое настроение.
1)                 Самомассаж.
Руки растираем и разогреваем,                            (растираем руки)
И лицо теплом своим нежно умываем.                (умываем лицо ладонями)
Пальчики сгребают все плохие мысли.               (пальцами массажируем лоб
                                                                                 от середины к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,           (массажируем уши)
Их вперёд сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем за щёчки.                        ( хлопаем по щекам ладошками).
2)                 Упражнение на релаксацию. «Сильные и слабые».
     Покажем, какие мы сильные… Хватит ли у нас сил попутешествовать немного… (выполняют упражнение).
Ну а теперь:
Кончик языка сейчас
Поработает у нас.                      
Приготовились в дорогу               (ребёнок встаёт прямо, сгибают руки в груди,
Глубоко вдыхаем воздух               делает глубокий вдох через нос).    
С силой ветер выдыхаем.               (произнося – р – р – р – р).
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас.
Раз, два, три.… Повернись и в дорогу соберись…
1.                  Игра «Кто в домике живет?»
     Ой, посмотри, какой красивый дом на нашем пути. (Рассматриваем). Удивительно! Давай удивимся! Но кажется, в этом красивом домике никто не живет. Как-то пусто здесь. Как же это печально, что в таком красивом домике никто не живет. Давай погрустим. А давай поселим в этот домик жильцов. Поселим слова-картинки. Но не забывай, что мы путешествуем вместе со звуком [р]. Давай поселим в домик только те картинки, в названии которых есть звук [р]. Выбирай! Вот молодец! А теперь отвернись и попробуй вспомнить названия слов-картинок, которые ты выбрал. Голосом выделяй звук [р].
      Ну хорошо, ты молодец! Я думаю звук [р] очень рад, давай и мы порадуемся. Прежде чем продолжим наше путешествие, давай возьмём в дорогу продукты. А где можно взять продукты? (ответ ребёнка). Но не забывай, что мы путешествуем со звуком [р], а он любит только те продукты, в названиях которых есть звук [р]. Давай скажем красиво: Я пойду в магазин и куплю…рыбу, сыр, морковь, картошку, груши, мороженое, пирожное, торт, мармелад… вот и отлично, теперь продуктов хватит всем жителям домика надолго.
2.                  Ну, а мы продолжаем наше путешествие! А по дороге, чтобы звуку [р] было с нами веселее, давай посочиняем чистоговорки с этим звуком:
Ру – ру – ру – начинаем мы игру.
Ру – ру – ру – много ягод наберу.
Ру – ру – ру – у забора кенгуру.     ( речь с движением)
По дороге отгадай загадку:
Под водой живёт,
Ходит задом наперёд
                                (Рак). ( звуковой анализ слова – р а к).
 - сколько всего звуков;
 - сколько гласных (какие?);
 - сколько согласных (какие?).
3.                  Игра «Умный паровозик»
     Ох, устали наши ножки. На чём же можно продолжить наше путешествие? (Ответы ребёнка). Ой, смотри поезд. Давай-ка продолжим наше путешествие на поезде. Но это не простой поезд, а умный поезд. Он отправиться в дорогу только в том случае, если в первом вагоне будут сидеть пассажиры-картинки в названиях, которых звук [р] в начале слова, во втором вагоне будут ехать пассажиры-картинки в названиях которых звук [р] стоит в середине слова, а в последний вагон сядут пассажиры-картинки в названиях которых звук [р] стоит в конце слова.
Молодец! (А теперь четко проговори, выделяя голосом звук [р]).
И продолжаем наше путешествие на паровозе. Разгоняемся р-р-р-р!!!
Ой, посмотри в окошко! По моему здесь опять похозяйничал Букваежка.
Он опять съел буквы. И мы не сможем прочитать слова! Я точно знаю, что больше всего он любит есть букву Р. Давай-ка починим эти слова, вставим вместо точек букву Р и посмотрим, что у нас получится.
. АК,    .УКА, ША.Ы,  СЫ. .
Спасибо тебе, что ты починил все слова! Поехали дальше.
4.                  Игра «Красивая елочка»
     Ой, посмотри, какая красивая елочка! А какой же праздник скоро наступит? Новый год. Давай украсим елочку красивыми шарами, на которых конечно же картинки в названиях которых есть звук [р].
Но на верхнем ярусе ёлочки мы развесим картинки, в названиях которых 1 слог, затем на среднем ярусе -  картинки, в названиях которых 2 слога, затем внизу ёлочки мы разместим картинки в названиях которых  3 слога. Ой какая красивая елочка у нас получилась!!!
5.                  А теперь раз, два, три… повернись, в нашей группе окажись!
   Молодец! Ты так много сегодня трудился. За это я приготовила тебе сюрприз. Я подарю тебе шары, но тех цветов, в названиях которых есть звук [р]. Выбирай и называй. Молодец! Бери себе шары и не забывай все время правильно произносить звук [р].
Автор: учитель-логопед: Сухинина О.Ю. МДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок»
______________________________________
Многим, наверное, знакома такая ситуация, когда, приезжая в выходные на дачу с безумным желанием отдохнуть от городской суеты, в доме начинается настоящая дискотека со светомузыкой. То лампочки потускнеют, то перестают работать электроприборы... Что поделать - перепады напряжения. Но из любой ситуации есть всегда выход. Чтобы решить эту проблему просто нужно стабилизатор напряжения купить и жизнь на даче непременно наладится.