Программное содержание:
1. Воспитывать в детях такие качества как, доброта, сочувствие, готовность помочь ближнему.
2. Воспитывать бережное отношение к природе: лесу, животным.
3. Создавать радостное настроение.
4. Развивать познавательную и творческую активность
Материалы:
1. Костюм осени (корона из осенних листьев, корзинка с фруктами или призами).
2. Веточки с осенними листьями (искусственными).
3. Костюмы зайцев (2 шт.), белки(1шт.), медведя (1шт.), птиц (2шт.), кота (1шт.).
4. Шапочки овощей (лук, морковь, капуста).
5. Дощечки - переход; мячи для прыжков; картинки овощи и фрукты; кастрюли(2шт.).
6. Зонтики.
Действующие лица:
1. Осень
2. Деревья
3. Белка
4. Зайцы(2шт.)
5. Птицы
6. Овощи
7. Светофор
8. Дорожные знаки
9. Кот
Осенний лес (оформление зала).
Входят дети и останавливаются полукругом.
Песня об осени.
Ведущий
Под тихий шелест листопада
Под крик печальный журавлей
С корзиной яблок, груш и винограда
Шагает Осень легкой поступью своей.
Под музыку входит Осень.
Ребенок-чтец 1
Осень, осень, ты зачем в гости к нам пришла?
Осень, осень, ты зачем Лето прогнала?
Ребенок-чтец 2
Ты дождями, как слезами, землю всю зальешь
И холодными ночами травушку примнешь!
Ребенок-чтец 3
Осень, ты нам не нужна.
Знаешь, ты уйти должна!
Ребенок-чтец 4
Мы хотим, чтобы за летом –
Сразу к нам пришла Зима!
Осень
Я, друзья, не обижаюсь,
Просьбу вашу постараюсь
Выполнить как можно раньше,
Улечу от вас подальше,
В те края, где люди мне
Будут рады, как весне.
К вам метель я посылаю.
До свиданья! Улетаю.
Звучит музыка, выбегают дети с веточками.
Деревья
1. Что случилось с Осенью? Где она пропала?
После лета теплого вдруг Зима настала.
2. Мы зеленый свой наряд - сбросить не успели
И деревья все подряд - окутали метели.
Белка
Здравствуйте, зайчата! Как у вас дела?
Зайцы
1. Мы все дни в печали - Осень не пришла.
Мы с братцем не успели шубки поменять.
От волка еле-еле смогли сейчас удрать.
2. Ведь наши шубки серые на снегу видны.
А к зиме то белые быть они должны.
Вместе
Что с осенью случилось, ты белочка не знаешь?
Белка
Может, заблудилась? Разве угадаешь!
Нам белкам тоже туго приходится в лесу.
Метели, снег и вьюга с собой беду несут.
И мы еще не полиняли, еще не стали серыми.
Грибов на зиму не собрали, кладовочки не сделали!
А вон, смотрите-ка Медведь выходит на полянку.
Заяц
Нам надо спрятаться успеть
За елку или в ямку!
Зайцы убегают. Под музыку выходит медведь.
Медведь
Ах бедный, бедный я медведь,
Зимой мне надо спать –
Яя ж вынужден реветь,
Зверей в лесу пугать.
Я не нашел себе берлогу, я осенью ее ищу.
И вот хожу по всем дорогам, о славной осени грущу.
Птицы
Золотая осень где-то заблудилась
А средь берез и сосен Зима вдруг, поселилась.
Нам перелетным птицам нельзя здесь оставаться
Нам надо подкрепиться и к югу отправляться.
Осень где-то отдыхает, а птичья стая погибает.
Овощи
1. Мы, овощи, все лето старались, поспевали
От солнечного света, как в сказке вырастали.
2. Мечтали люди нас собрать,
Но что-то вдруг произошло,
В земле остались зимовать,
А лето теплое ушло.
3. Хотим, чтоб осень поскорей за летом наступила,
И урожаем всех людей богатым одарила.
Огородная сценка-игра. Выходят все персонажи.
Все
Где осень? Дети, подскажите,
Нам к ней дорогу укажите!
В природе Осень всем нужна,
За летом следовать должна.
Дети
Мы слово честное даем,
Что осень скоро приведем.
Дети приводят осень.
Дети
Прости нас, Золотая Осень,
Мы у тебя прощенье просим
Скорей к нам в гости приходи
И будь хозяйкой до зимы.
Осень
Вот я и снова среди вас
Как много добрых детских глаз.
Я к вам с подарками пришла
Корзинку яблок принесла,
Про игры тоже не забыла,
Чтоб весело со мной вам было.
Пойдемте-ка со мной ребята,
По улицам гулять осенним.
Выбегает кот.
Кот
И я, и я с вами!
Осень
Конечно, котик пойдем, если ты правила дорожного движения знаешь.
Кот
Да я, ученый светофорных наук кот.
Осень
Ну давай проверим, знаешь ли ты правила уличного движения?
Кот
А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.
Осень
Сейчас проверим. Скажи, как же надо переходить улицу?
Кот
На четырех лапах.
Осень
А вы как думаете ребята?
Знак перехода
Пешеход, пешеход помни ты про переход!
Подземный, наземный похожий на зебру.
Добежала зебра до угла и на мостовую прилегла.
И оставила свои полоски навсегда лежать на перекрестке.
Игра - «Кто быстрее переберется по зебре».
Ведущая
Второй вопрос: как обходить троллейбус спереди или сзади?
Кот
А зачем его обходить? Можно перепрыгнуть и под колесами пролезть, вот так (показывает).
Ведущая
Давайте поможем коту, он совсем запутался.
Ответы детей.
Ведущая
А можно ли играть на мостовой?
Кот
Смотря во что? В шахматы нельзя.
Ведущая
А почему?
Кот
Машины все фигуры посшибают, а вот в мячик можно. Еще как.
Ведущая
Вы согласны с котом? Почему?
Ответы детей.
Ведущая
Придется нам на помощь светофор и дорожные знаки позвать, пока с котом беда не случилась.
Светофор (с детьми, одетыми в разные шапочки)
Я цветным мигаю глазом
Управляю всеми сразу.
Показывает на красную шапочку.
Светофор
Вот зажегся красный свет
Всем известно –
Красный свет
Хода нет.
Светофор
С вами так условимся, желтый
Желтый свет
Приготовиться.
Светофор
А зеленый говорит.
Зеленый свет
Проходите, путь открыт! Совсем открыт.
Ведущая
Вы узнали их ребята, они приглашают вас потанцевать, только танец светофорный. Если выйдет зеленый братец - танцуйте веселей, двигайтесь Если желтый - стоп, остановись, пританцовывай на месте. Если красный вышел вперед - погрозите друг другу пальцем - нельзя идти на красный свет.
Игра «Светофорный танец».
Ведущая
Что же посоветуют коту и ребятам дорожные знаки?
Дорожные знаки
Зададим сейчас вопросы - отвечать на них не просто.
Если соблюдаете правила - дружно отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья».
1. Кто из вас идет вперед только там, где переход?
2. Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
3. Знает кто, что свет зеленый означает путь - открыт.
А что желтый свет всегда, нам о вниманье говорит.
4. Кто, из вас идя домой, держит путь по мостовой?
5. Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Стихотворение «Движенья полон город»
Перекличка.
Милиционер и дорожные знаки.
Милиционер
По улице, по городу не ходят просто так,
Когда не знаешь, правила - легко попасть впросак.
Все время будь внимательным и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Дорожные знаки
1. Полезно знать для пешеходов
Обозначенье переходов.
Чтоб выбрать верный и прямой
Путь к школе, скверу и домой.
2. Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.
3. В жизни, в пути не однажды
Знак тебе встретится каждый
4. Требуют знаки дорожные:
«Будьте всегда осторожными»
Милиционер
Все дети правила дорожные
Должны запомнить и понять
Усвоить правила несложно
Их нужно строго выполнять.
Песня «Замечательный шофер»
Игра «Машины и пешеходы»
Кот
Я и не знал, что так важно знать правила уличного движения.
Осень
Приглашаю вас, ребята еще погулять, дождик нам совсем не страшен, мы пойдем гулять с зонтиками.
Танец «С зонтиками»
Осень
А чтобы вы не грустили, и чаще вспоминали обо мне, дарю вам подарки.
Раздает сувениры.
Осень
Яс вами не прощаюсь.
Как услышите листочки, шуршат, ветер шумит, дождик стучит - знайте, это я к вам в гости пришла.
Песня
Главная » Archives for 30.09.2010
30.09.10
|
Играть или учить
В последнее время главной заботой родителей, когда их ребёнок достигает 3 лет становятся не игрушки, не сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а ...его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того, чтобы ребёнка приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на "готовность". Следовательно нужно как можно раньше начать обучение. А поскольку самим учить некогда, да и непонятно как учить 3-летнего ребёнка, одна надежда на профессирналов, т.е. на детский сад. И родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат. Учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр. За такой детский сад они готовы платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ничего не жалко! И воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т.е. родителю) и учат.
В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции учёных, несмотря на политику дошкольного отдела Министерства образования и его призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах. Данная тенденция является не только неоправданной - ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последствия.
ело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в ситуации учебных занятий и не включенные в контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и не несут развивающего эффекта. Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Так, например, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года, или запомнив на занятиях названия предлогов, (над, под, сверху и пр.) он не использует их в своих действиях. Такие заученные знания, оторванные от реальной жизни детей, остаются бессмысленными речевыми штампами. Несмотря на огромные усилия педагогов и умственное истощение дошкольников, их готовность к школе остаётся весьма сомнительной. Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся не менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам (открытым или заданным в игровой роли), при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, становится школой произвольного поведения, учит его добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Игра наводит порядок в голове ребёнка, помогает ему понять себя и своё отношение к миру. Это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно.
Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери) из игры уходит "правилосообразность
Бедность и примитивность игры пагубным образом отражается и на коммуникативном развитии детей. Общение дошкольников происходит в основном в совместной игре. Именно общая игра - её правила, её сюжет, распределение ролей и пр. - является главным содержанием общения детей. Играя и выполняя различные игровые роли, они учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила общения. Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников. Нарастают проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности к сверстникам. Дети могут просто так, без особой причины больно стукнуть товарища головой об стену, таскать за волосы, отнять игрушку, обидеть, не испытывая особых переживаний. Нетрудно представить, какие последствия (в том числе и социальные) могут иметь подобные детские "шалости".
Между тем и родителей и воспитателей как правило мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это ещё и период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже невозможно "впихнуть" во взрослого человека. Надо понимать, что лишая маленького ребёнка игры и заставляя его учиться, мы забираем у него детство, а значит крадём у него целый мир детских переживаний, стремлений, отношений и лишаем его возможности стать полноценным человеком.
"По материалам сайта psyparents.ru"