ПРОГРАММНЫЕ
ЗАДАЧИ: упражнять детей в грамматически правильном построении предложений,
формировать умение дополнять простые нераспространенные предложения, читать
рассказ об осени с использованием пиктограмм. Развивать поэтический слух,
чувствовать образный язык стихотворений. Расширять понятия детей о разных
эмоциональных состояниях, проявляющихся в мимике, интонации голоса. Воспитывать
доброжелательность, отзывчивость, инициативность, умение выслушивать суждения
сверстников до конца.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
-
моделирование
-
релаксация
-
артикуляционная гимнастика
-
эмпатия
-
создание проблемной ситуации
-
ТРИЗ (пиктограммы)
МАТЕРИАЛ:
видеозапись, Царевна- Несмеяна, нарисованная на ватмане, кленовый лист (из
ватмана) с изображением пиктограмм, подсвечник со свечой, книжка- самоделка
«Как звери готовятся к зиме».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-
познавательное занятие «Золотая осень»
-
рисование «Осень в лесу»
-
физкультурный досуг «В осеннем лесу»
-
аппликация «Корзина грибов»
-
составление предложений о подготовке животных к зиме по заданной схеме
- рассматривание тематического альбома «Времена
года»
-
слушание грамзаписи- П. Чайковский «Времена года»
- заучивание стихотворений об осени, пословиц и
поговорок
-
наблюдение за погодой, прохожими, деревьями.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
На
фоне музыки, видеозаписи релаксация. Дети на ковре с воспитателем.
-
Есть в осени первоначальной
Короткая,
но дивная пора…
-
Осень- прекрасное, волшебное, разноцветное время года. Сколько всего
интересного можно увидеть осенью! А что именно? Вы можете перевоплотиться, а я
попробую отгадать.
Дети
перевоплощаются, изображая действия кого- либо или чего- либо.
-
Витя- паучок, который прячется. Даша, Ксюша, Наташа- листочки, которые падают с
дерева. Рома- ежик, Миша- грибок и т. д.
-
Ребята, посмотрите, какой красивый осенний кленовый листочек! Он необычный и
что- то нам принес. Как вы думаете, что же это? Пофантазируйте.
Воспитатель
показывает детям листок, на котором написан рассказ. Дети строят догадки: что
же там может быть написано? (Дети: Записка, письмо, стихотворение и т. д.)
Дети
рассаживаются на стулья полукругом возле учебной зоны и вместе с воспитателем
разбирают пиктограмму. Дети вместе с воспитателем читают рассказ об осени:
«Осенью
начинает желтеть листва. У кленов и осин листья начинают краснеть. Журавли
собираются в стаи для отлета на юг. В воздухе появляются летающие паутинки.
Наступает «бабье лето». Люди собирают урожай овощей и фруктов. Дни становятся
короче, а ночи длиннее. Ночью холодно, а днем еще ярко светит солнце».
Раздается
плач (голос за ширмой). Появляется изображение Царевны с грустным выражением на
лице.
-
Что случилось? Кто из вас плачет?
Дети
смотрят друг на друга, выясняется, что никто из детей не плачет.
-
А кто или что может плакать? (Дети: Окна, природа, деревья…)
Из-
за ширмы слышится голос Царевны- Несмеяны.
Ц-
Н. –Да это же я плачу! А- а- а!
-
А почему ты плачешь?
Ц-
Н.- А- а- а…
-
Ой, ребята, да она даже говорить не может, так плачет… Как вы думаете, почему
она плачет?
Дети
высказывают свое мнение («Кто- то обидел», «Что- то не дали», «Чего- то хочет»,
«Просто капризничает» и пр.)
Ц-
Н.- Я очень люблю осень, а все говорят, что осень хмурая, грязная, холодная,
мрачная…
-
Да что ты, Царевна- Несмеяна, осень- это чудесная пора. Столько интересного
можно увидеть осенью. Мы с ребятами даже книжку сделали о том, как животные к
зиме готовятся.
Ц- Н.(плачет) – А- а- а…
-
Да, все плачет и плачет… Что делать?
(Дети: Её надо как- то развеселить. Давайте споем или спляшем, анекдот расскажем,
конфетку дадим.)
-
Кажется, я придумала. Мы сейчас прочитаем нашу книжку о животных, меняя слова в
предложении.
В
книжке- самоделке составлены предложения:
«Белка
сушит грибы», «Медведь строит берлогу», «Заяц меняет шубку», «Еж накручивает
листья».
Воспитатель
меняет странички и предлагает детям прочитать новый вариант предложений,
например:
«Медведь
сушит листья», «Белка меняет берлогу», «Заяц накручивает грибы», «Еж строит
шубку».
Царевна
смеется (на плакате появляется веселое выражение лица Несмеяны).
-
Вот это другое дело! Сейчас, Царевна, мы приглашаем тебя в литературную страну.
А чтобы туда попасть, необходимо составить живую модель предложения о красоте
осени. Я буду слово «ПРИШЛА», ты- «ОСЕНЬ» (указывает на Царевну), а дети- слова
«КАКАЯ ОСЕНЬ».
Дети
называют прилагательные об осени, подстраиваясь друг к другу. Примерные
предложения:
«Пришла
осень нарядная, разноцветная, золотая, ранняя, прекрасная, урожайная,
хлеборобная» и пр.
-
Вот таким предложением (повторить предложения) мы и отправляемся на разминку
перед литературной минуткой.
Артикуляционная
гимнастика (видеозапись). Дети выполняют стоя.
-
Надо Царевну называть как- то по- другому, а то мы её зовем Несмеяна да
Несмеяна, а она уже веселая. (Дети:
Машенька, Царевна Премудрая, Прекрасная, Веселушка, Хохотушка…)
Ц-
Н.- Мне нравится, как вы меня называете. Буду я Царевна- Хохотушка.
Дети
садятся за детские кресла вокруг журнального столика. Воспитатель зажигает
свечку.
-
Сейчас литературная минутка. Царевна- Хохотушка очень любит осень, так порадуем
её, почитаем стихотворения любимых поэтов об осени.
Дети
поочередно (по желанию) читают стихи.
Царевна.-
Спасибо, ребята, я поняла, что осень- прекрасное, но разное время года. Его
надо любить таким, какое есть. А вот вам мой подарок- осенние листочки.
Дети
благодарят. Воспитатель предлагает сделать для Царевны подарок (корону) из
осенних листьев.
-
Царевна, погости у нас еще, посмотри, как красиво в группе, а мы для тебя
сделаем сюрприз.
Дети
с воспитателем выполняют коллективную работу (корону из осенних листьев) и
дарят Царевне.
Царевна.-
Ой, ребята, мне так приятно, что вы такие вежливые, заботливые! Я эту корону
буду носить каждую осень.
Звучит
музыка, дети свободно двигаются под шум природы.
_____________________________________
Что может быть лучше трикотажной одежды? Она удобная и практичная. Самое главное, чтобы материал, из которого она изготовлена, был качественный и прочный. Торговый дом Елена - это как раз то место, где вы сможете приобрести на выгодных условиях и по очень доступной цене трикотажные изделия , изготовленные из полотна зарубежного производства.