29.07.14 |

Мастер - класс в рамках проведения акции «Уверенными шагами к взаимопониманию: педагоги - родители - дети» "Букет для мамы"

Говорят, что в случае ядерной войны на планете могут выжить только ... тараканы. Пусть на земле всегда будет мирное небо над головой, но этим, доставляющими много неприятностей, насекомым надо объявить настоящую "войну". Подобрать самое эффективное средство для борьбы с тараканами вам поможет сайт lovushki.com.ua. В этом интернет ресурсе собрана информация об огромном количестве всевозможных приспособлений, ловушек и отпугивателей насекомых.
__________________________________________
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов.
В данной методической разработке предложены упражнения для развития эстетического вкуса учащихся младшего школьного возраста, творческих способностей, совершенствование навыков работы с бумагой и природным материалом, развития мелкой моторики, расширения знаний о природе. Содержит информацию для родителей о стилях воспитания в семье.
Мастер - класс рекомендован для практических психологов, социальных педагогов, педагогов - классных руководителей.
Уважаемые коллеги!
Предложенный мастер - класс, направленный на повышение образовательного уровня родителей, привлечение к совместной творческой деятельности участников разных категорий - педагогов, родителей и учащихся. Мастер - класс включает в себя ряд упражнений, направленных на взаимодействие участников, психогимнастического и релаксирующего характера, упражнений, которые будут способствовать творческому саморазвитию.
Мастер - класс рекомендован для практических психологов, социальных педагогов, педагогов - классных руководителей. Использование предложенного мастер - класса поможет сделать учебный процесс более эффективным и наладить контакт между педагогом, родителями и ребенком.
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
«Может, маленький ребенок повторяет то, что было уже сделано, создано другими людьми, но если это деяние - плод его собственных усилий, - он создатель; его умственная деятельность - творчество».
В. О. Сухомлинский
Сегодня в условиях огромных изменений в социальной, экономической и политической жизни встала проблема радикальной перестройки в сфере образования и воспитания, цель которой - формировать конкурентноспособную, творческую личность, способную к самоопределению, к самореализации и самосовершенствованию.
Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство стало на путь воплощения гуманистических идей в педагогическую теорию и практику. Поэтому обучение в современной школе должно обеспечивать оптимальные предпосылки для самореализации личности школьника, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Развитие творческих способностей должно быть неотъемлемым условием содержания всех учебных предметов начальной школы, органично дополнять учебный процесс, чтобы обеспечить единство знаний, умений и навыков учащихся и их творческих возможностей.
Развитие творческих способностей - это умение использовать знания в нестандартных ситуациях, развитие психических процессов.
Развитие творческих способностей включает и развитие мышления - умение обобщать, преобразовывать знания в гибкие системы, творчески анализировать ситуацию.
Развивать творчество - значит воспитывать у детей интерес к знаниям, самостоятельность в обучении. Маленький ученик хорошо учится лишь тогда, когда он переживает успех, хотя бы небольшой.
Поэтому на каждом уроке учитель должен ставить перед собой такие задачи:
зажечь в детском сердце огонек любознательности;
обогащать знания школьников о природе, общественную жизнь, трудовую деятельность людей;
развивать различные виды памяти;
развивать воображение и фантазию;
развивать внимание, наблюдательность;
формировать речевые умения, коммуникативно-творческие способности;
пробуждать интерес к учебе, делать его интересным, познавательным, развивающим;
развивать творческое мышление;
научить работать с учебной и детской книгой;
воспитывать национальное самосознание, духовность.
Научить детей учиться, привить им устойчивый интерес к знаниям, стремление самостоятельно обогащаться ими, начиная уже с первого класса - основные задачи учителя.
Чтобы сформулировать творческие способности, ребенку необходимо как можно больше впечатлений об окружающем мире во время выполнения различных видов деятельности, которая ей нравится больше всего, а затем - во всех присущих ученикам видах деятельности (игра, рисование, конструирование, чтение и разыгрывание знакомых сюжетов литературных произведений, сочинение стихов, сказок, работа с геометрическим материалом, экспериментирование и т.д.). Формируя у учащихся интерес к любому из этих видов деятельности, удается увлечь ребенка процессом творчества.
Среди путей развития творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности, самореализации детей подчеркивается необходимость использования в работе с учащимися начальных классов разнообразных задач - учебных, развивающих, познавательных, интеллектуальных, нестандартных, творческих.
Развития творческих способностей способствуют:
- словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала или окончания стиха;
- составление сказки по рисунку;
- создание продолжения сказки, рассказа;
- составление чистоговорок;
- использование анаграмм, метаграм;
- словесное рисование;
- творческое списывание текстов;
- изъятие лишнего;
- скороговорки.
Для развития творческих способностей рекомендуется использовать:
1. Метод игры.
Игра, как основная деятельность ребенка в младшем школьном возрасте, является постоянной его спутницей. Игра для ребенка - первая возможность проявить себя, самовыразиться и самоутвердиться. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее. По словам Выготского, «игра ребенка - это творческое переосмысление пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, которая соответствует запросам и интересам самого ребенка», то есть игра рассматривается как творческая деятельность, в которой наглядно выступает комбинированное действие воображения. Поэтому в работе следует использовать развивающие игры как средство обучения и воспитания.
Игра «Из каких звуков состоит слово?»
Основная цель этой игры - научить ребенка вслушиваться в слово, слышать звуки, из которых оно состоит, и определять последовательность этих звуков.
Игра «Замени звук»
Игра совершенствует фонематический слух, развивает воображение, мыслительные операции анализа и синтеза.
На уроках использую обучающие игры «Умственные разминки»:
Игра «Почему так случилось?» Река вышла из берегов и затопила окружающее поле.
Игра «Вывод»: Аленка старше Маши, а Маша старше Коли. Кто старше? Кто моложе?
2. Используя в работе интерактивные методы «Займи позицию», «Пресс», «Микрофон», «Аквариум», «Карусель». Методы интерактивного обучения позволяют быстро активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся, максимально раскрывают их таланты.
3. Элементы технологии критического мышления.
Когда ребенок приходит в школу происходит процесс его адаптации к тем видам и формам деятельности, в которых ему предстоит участвовать во взрослой жизни. И этот процесс происходит при условии коммуникативной деятельности. Поэтому для развития речевых умений, развития творческого мышления используют такие задачи:
«Кресло автора»
Ученики по желанию садятся в «кресло автора» и рассказывают что-то интересное о своих родных, знакомых или эпизод из своей жизни, историю о своем имени и т.д.
«Опиши (нарисуй) наоборот»
Учитель показывает сюжетный рисунок, а группы учащихся описывают его, заменяя основные предметы, их признаки, действия, явления на противоположные.
4. Во время работы с детьми нужно руководить процессом творчества, направляя его на активизацию творческой мысли. Поэтому использую метод мозгового штурма.
Метод мозгового штурма использую тогда, когда дети не имеют представления о предмете, они высказывают свое мнение, обосновывают, а уже потом делают вывод. (Магический треугольник, квадрат. Площадь. Измерения площади.)
5. Для развития творческих способностей учащихся использую также стратегию комбинаторных действий:
таблицы - тренажеры;
игра «Создай слово».
6. Развитие творческого мышления невозможно без формирования умственных операций, поэтому часто в работе используют такой метод развития воображения, как «морфологический анализ».
Цель данного метода заключается в том, чтобы формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы;
создавать условия для оценки ребенком полученных идей;
учить детализировать.
Необходимо заполнить таблицу. Затем можно выборочно взять некоторые признаки и придумать фантастическое животное.
7. Метод «Думай о другом»
Много изобретений в нашей жизни имеют «аналоги» в природе. Самолет похож на птицу, вертолет - на стрекозу, подводная лодка - на рыбу. Чтобы изобретать нужно быть наблюдательным, уметь придумывать на что похожи различные предметы.
Умственное развитие ребенка зависит от того, насколько он принимает участие в продуктивных видах деятельности. Каждая продуктивная деятельность предполагает умение планировать, т.е. сначала представлять образ того, что создается, а затем воплощать его в практической деятельности. Именно участие в продуктивных видах деятельности я использую в своей работе с учениками первого класса. Привлекаю детей и к таким видам художественной деятельности:
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная деятельность (восприятие музыки, игры, хороводы);
художественно - речевая деятельность (слушание сказок, рассказов, чтение стихов, создание собственных произведений);
театрализованная деятельность (инсценировка сказок).
Воспитывать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует наряду с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.
Впечатление школьного детства откладываются в памяти на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребенка. В эмоциональном восприятии детства зарождаются истоки будущей творческой личности, поэтому привлекая детей к творчеству, постоянно создавая «ситуацию успеха», уважая ребенка, мы в состоянии воспитать творчески работающую личность.
Примером совместной деятельности детей, родителей и педагогов и развития творчества является мастер - класс «Букет для мамы»
Цель: развивать эстетические вкусы учащихся младшего школьного возраста, совершенствовать навыки работы с бумагой и природным материалом, развивать мелкую моторику, расширить знания о природе; предоставить информацию родителями о стилях воспитания в семье; привлечь к совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
План проведения
1. Психогимнастика «Цветы на поляне»
2. Упражнение «Очаровательная мама»
3. Загадки про цветы
4. Мастер класс «Букет для мамы»
5. Релаксация «Бабочки»
6. Создание совместных композиций
7. Просмотр видеоролика «Берегите своих детей»
1. Психогимнастика «Цветы на поляне»
Звучит музыка.
Представьте вы - разные цветы на поляне. Светит ласковое солнышко - как цветы поворачиваются за солнышком?
Подул ветерок. Как качаются стебли?
Ветер становится сильнее, на небе появляются облака. Упали первые капельки дождя. А что становится с цветами?
Вот облака исчезают, появляется солнышко. Стекают последние капли дождя с лепесточков. Умытые и свежие стоят цветы на поляне и улыбаются.
2. Упражнение «Очаровательная мама»
Каждый из детей пишет на листочек одно слово - комплимент маме или бабушке, хорошее слово, которое может сказать о ней. Все листочки складываются в волшебную шкатулку. На следующем этапе шкатулка передается взрослым - они зачитывают, какие хорошие слова сказали о них дети.
Обсуждение:
Какими хотят видеть родителей дети?
Что необходимо сделать, чтобы стать «обаятельной мамой»?
3. Загадки про цветы (вишня, подснежник, ромашка, тюльпан, подсолнух, фиалка, роза, сирень, мимоза).
Обсуждение:
Какие цветы из названных расцветают весной?
На какой цветок вы похожи? Почему?
На какой цветок похожа мама или бабушка?
4. Мастер класс «Букет для мамы»
Объединение присутствующих в 3 группы. Первая группа - дети, вторая - родители, третья - педагоги.
Распределение работы: дети - производят композицию из природного материала, родители готовят основу - горшок для композиции, учителя вдохновляют, вселяют душу в композицию - изготавливают бабочек.
5. Релаксация «Бабочки»
Участники мастер - класса объединяются в пары - ребенок - взрослый и двигаются под музыку.
Вы на поляны в весенний день. Перед собой вы видите бабочку, которая летает с цветка на цветок. Движения его крыльев легкие. Вы - бабочки. У вас большие красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно движутся вверх и вниз, вверх и вниз.
Вы наслаждаетесь полетом. Вы в воздухе, под вами - яркая поляна. На ней много чудесных цветов. Почувствуйте их аромат. Медленно садитесь на мягкую середину цветка.
6. Создание совместных композиций
Сочетаются композиции - детские веточки, родительские горшки и учительские бабочки. Участники делают вывод о необходимости сотрудничества для достижения результата, общей цели.
Дети с пожеланиями композиции вручают мамам и бабушкам.
7. Видеоролик «Берегите своих детей!»
Просмотр видеоролика.