Цель: Объяснить учащимся значение питания для здоровья, расширить представление о разнообразии пищевых продуктов, учить детей правильно питаться, формировать здоровье сохраняющую и информационную компетентности, развивать культурно-гигиенические навыки поведения во время еды, прививать эстетические вкусы относительно сервировки стола, украшение блюд.
Оборудование: таблицы "Наша пища", образец меню, иллюстрации и рисунки к теме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ дневника здоровья и повторение изученного.
- Какие полезные дела для своего здоровья вы делали в течение недели?
- Что такое гигиена?
- Какие основные правила личной гигиены вы запомнили?
- Зачем нужно мыться? Чистить зубы?
- Как правильно чистить зубы? Показать практически.
- Что делать, чтобы всегда хорошо выглядеть?
- От чего зависит здоровье человека?
(От наследственности, от состояния окружающей среды, от образа жизни человека, от качества медицинского обслуживания, от правильного полноценного питания).
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
- Новорожденный ребенок еще не умеет ничего делать, и это ему и не нужно. Главное, что он умеет есть. Пища снабжает организм ребенка веществами, которые дают ему возможность расти и развиваться.
Клетки нашего организма постоянно разрушаются и обновляются. Например, клетки кожи полностью обновляются за пять недель, клетки слизистой оболочки желудка - за пять суток.
Конечно, для восстановления клеток нужны строительные материалы и энергия - "топливо". Все это обеспечивается пищей.
2. Рациональное (сбалансированное) питание.
Рациональное (сбалансированное) питание - это правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной и вкусной едой, содержащей оптимальное количество различных питательных веществ, необходимых для развития и деятельности человека. То есть речь идет об оптимальном (по качеству и количеству) введение в организм компонентов пищи в соответствии с его потребностями.
Основные принципы рационального питания детей школьного возраста
Первый принцип - баланс энергии.
Второй принцип - баланс пищевых компонентов (веществ).
Третий принцип - разнообразное питание.
Четвертый принцип - оптимальный режим питания.
Таблица «Наша пища»
Еда - это белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, клейковина, вода.
Белки - строительный материал нашего организма (мясо, рыба, си бобовые, орехи, яйца).
Углеводы - основные производители энергии (крупы, хлеб, овощи, фрукты, сахар, варенья).
Жиры - продовольственные склады и запасы "горючего" (масло, орехи, сало, жир, маргарин).
3. Витамины - полезны для человека.
Слово "витамины" происходит от латинского слова "вита" - жизнь.
Название это не случайно. Если витаминов не хватает, человек тяжело болеет. Витамины необходимы для нормального роста и развития детского организма.
В организм витамины попадают с пищей. Следовательно, нужно знать, в каких продуктах есть необходимые витамины.
4. Сценка "Мы - полезные для человека ваши друзья витамины".
Действующие лица: дети с коронами, на которых написано: "Витамин А", "Витамин В", "Витамин С".
«Витамины» (вместе). Добрый день! Узнали нас?
Мы - витамины,
Очень полезны для человека.
Витамин А. Я - витамин А, способствую росту, помогаю сохранить нормальным зрение. Меня много в моркови, масле, сыре, яйцах, печени, помидорах, зеленом луке, тыкве, рыбьем жире.
Витамин В. А я - витамин В, очень нужен для умственного и физического труда, улучшения пищеварения. Ищите меня в ржаном хлебе, овсяной и гречневой крупах, в горохе, фасоли, желтке яиц, печени, мясе.
Витамин С. А я - витамин С, предотвращает простуду, улучшает кровообращение, способствует росту, лечу цингу. Много меня в капусте, картофеле, помидорах, луке, щавеле, шиповнике хрене чесноке лимоне, настое хвои, черной смородине.
«Витамины» (вместе).
Кто дружить с нами будет,
Тот все невзгоды позабудет.
Здоровым и крепким выростет тогда,
Победит все болезни навсегда.
5. Итог.
- Итак, дети, надо употреблять разнообразную пищу, чтобы обогатить свой организм витаминами и полезными веществами, так необходимыми для нормального роста и развития.
Но с пищей мы получаем не только витамины, но и минеральные вещества.
Среди минеральных веществ важное место занимает йод. Йод необходим для роста, хорошей памяти человека. Только не путайте с йодом, которым лечат ушибы.
Вы уже знаете, что овощи и фрукты богатые витаминами продукты. Овощи вошли в пищу человека более тысячу лет назад. На земном шаре известно более ста разновидностей овощных культур. Но не все они содержат в себе йод.
Отгадав загадки, вы узнаете, какие овощи богаты йодом.
1. Седит девица в темнице,
А коса на улице
А коса на улице
2. Красные сапоги
В земле закопаны
3. Длиный, зеленый,
Вкусный соленый,
Вкусный и сырой.
Кто он такой?
4. Пришла в дом к Тане
В красном сарафане,
Как взялись раздевать -
Стали слезы проливать.
5. Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Много йода содержится еще и в продуктах питания. А в каких именно, вам надо отгадать.
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
2. Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
3. Житкое, а не вода,
Белое, а не снег,
Ни сеют, ни пекут,
Не варят, а все едят и хвалят
Молодцы! Хорошо постарались, все загадки разгадали.
Но не все эти продукты вы употребляете всегда. А чтобы расти, хорошо учиться, йод должен поступать в ваш организм каждый день. Есть очень хорошее решение этой проблемы.
Подумайте, без чего, ваша мамочка не может приготовить еды?
(Ответы детей)
Отгадайте загадку.
Меня не едят,
Да и без меня не едят.
Да, соль. Только соль, в которую добавляют йод - йодированная соль. Во многих странах мира, чтобы не болеть, быстрее расти, лучше учиться, детям в пищу добавляют йодированную соль. Она продается не в аптеках, а в продовольственных магазинах.
6. Работа с учебником.
а) Рассмотрение иллюстрации.
б) Чтение статьи.
в) Обсуждение высказывания: "Еда - источник тепла, роста, энергии и здоровья человека ".
г) Формулировка (чтение) основных правил питания.
7. Игра "Прогони микробы".
Выходят дети, играющие роль микробов.
Первый ребенок. Что притихли? Не ждали? Или нас просто не узнали?
Второй ребенок. Мы - ваши друзья: вредные бактерии и микробы.
Третий ребенок. Мы исчезнем лишь тогда, когда вы вспомните правила, которых мы очень боимся.
Ответы детей:
- Перед едой всегда нужно мыть руки.
- Овощи и фрукты перед употреблением обязательно тщательно мыть.
- Нельзя употреблять незнакомых продуктов.
- Если еда упала на пол, то его нельзя есть, потому что она загрязнилась.
- Не стоит употреблять продукты, срок годности которых истек, то можно отравиться.
- Нельзя есть на ходу.
- Нужно есть не спеша, хорошо пережевывать.
- Нельзя разговаривать с наполненным ртом.
- Есть нужно красиво, культурно.
(Услышав правила, микробы исчезают.)
Итог. Чтобы быть здоровым, недостаточно только знать правила гигиены, нужно выполнять самому и убеждать делать это других.
Полезный совет!
Чтобы не заболеть гриппом, нужно есть лук, чеснок, капусту, лимоны, яблоки. Они богаты витамином С, предотвращает простуду, укрепляет защитные силы организма.
IV. Физкультминутка.
"Медвежата в чаще жили..."
Медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, ( круговые движения головой)
головой своей крутили
Медвежата мед искали
дружно дерево качали ( поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали
А потом они ходили ( ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили ( наклоны туловища вперед)
А потом они плясали ( пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали ( прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали
Медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, ( круговые движения головой)
головой своей крутили
Медвежата мед искали
дружно дерево качали ( поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали
А потом они ходили ( ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили ( наклоны туловища вперед)
А потом они плясали ( пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали ( прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали
V. Работа в тетради.
Задача 1. Обведите "тучкой" продукты, полезные для здоровья. (Молоко, мед, овощи, фрукты, сок.)
Задача 2. Нарисуйте любимое блюдо своей семьи.
VI. Поговорим о блюдах.
Наши предки знали, что употребляли.
1 ученик. Самыми распространенными блюдами в Украине были те, которые изготавливались из растительных компонентов.
2 ученик. Каши составляли большую часть народной еды. Они готовились из гречихи, ячменя, овса, кукурузы, проса.
3 ученик. Любимые - овощные блюда: борщ, щи, печеная тыква, огурцы, чеснок, лук, перец, хрен.
4 ученик. Наши предки готовили разнообразные блюда из картофеля: драники, клецки, оладьи.
5 ученик. Мясные блюда были редкостью, зато употребляли много сала.
6 ученик. Блюда из птицы готовили только в воскресенье. Яйца ели на праздники. Молочные блюда употребляли чаще.
7 ученик. В древности очищали свой организм - постились. Перед большими праздниками всегда пост. Постились также в среду и пятницу каждую неделю. В эти дни люди не употребляли мясной и молочной пищи.
VII. Минутка-изюминка.
1. Игра "Чудо-вагончики".
Изготавливаются карточки с изображением различных продуктов: курица, рыба, сыр, горох, орехи, яйца, хлеб, крупы, овощи, фрукты, сахар, соль, варенье, сало, масло, масло и др..
На наборном полотне (или магнитной доске) выставляются вагончики, "печь", "стол".
I этап. Загрузить вагончики.
II этап. Доставка (в печь "или на стол").
VIII. Повторение и закрепление изученного.
- Чем является для человека пища?
- Что такое витамины и зачем они нужны человеку?
- Какие основные правила питания вы запомнили?
- Каких правил поведения следует придерживаться во время приема пищи?
- Какие продукты вы употребляете чаще всего?
2. Игра "Да или нет".
Я буду называть продукты питания, а вы будете хлопать в ладоши тогда, когда услышите названия продуктов, в которых есть йод: мороженое, чипсы, йодированная соль.
3. Так какую соль нужно употреблять, чтобы быть здоровыми? (Йодированную)
4. Нарисуйте овощи, в которых содержится йод.
__________________________________________
Да, правильное питание - это залог здоровья. Но еда должна быть не только полезной, но и вкусной. Недавно нашла на сайте UAUA.info замечательные рецепты для детей полезных и в тоже время вкусных блюд. Попробовали приготовить клубничный торт-мороженное по рецепту сайта и получили огромное удовольствие от этого лакомства. Теперь это коронное блюдо нашей семьи. Будьте здоровы!