Цель : продолжать формировать представления о воде как одну из самых распространенных веществ в природе , показать значение воды для живых организмов , подвести к пониманию мысли «почему воду нужно экономно использовать » ; формировать умение аргументировать свою точку зрения , стимулировать желание ее выражать ; развивать логическое мышление , память ; воспитывать экологическую культуру , уважительное отношение к воде.
Оборудование : демонстрационный материал: мультимедийная презентация или иллюстрации пейзажей с изображением воды , наборы иллюстраций «Растения водоемов » , « Животные водоемов » ; результат опыта - банка с петрушкой внутри.
____________________________________
Как хорошо, что существуют такие интернет ресурсы, как образовательный сайт 5-statgrad.ru. Там можно найти много занимательного материала в помощь студенту , школьникам, родителям и ознакомиться с полезной информацией.
____________________________________
____________________________________
Ход урока
I. Организационный момент
Слово учителя
Сегодня у нас еще одна встреча с тайнами природы. чтобы быть настоящими естествоиспытателями , будьте внимательными , дисциплинированными , наблюдательными , сообразительными .
II . Актуализация опорных знаний
беседа
( Звучит аудиозапись песни Капитошки)
Дети , к нам пожаловал Капитошка ! - Веселая радужная капелька чистого летнего дождя .
Предлагает загадку , а разгадав ее мы выясним , какая тема будет нашего урока :
Я тучка и туман ,
Я ручей и океан ,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу! (Вода)
Сообщение темы и цели урока .
Что такое вода ? Кажется , кто же этого может не знать ? Попробуйте и вы ответить на этот вопрос.
Рассказ учителя с мультимедийной презентацией
Вода ... Такая привычная и в то же время - загадочная . Вода - самое распространенное вещество на Земле. Посмотрите, как выглядит Земля из космоса ( макет Земли - глобус ) . Сколько на ней синего и голубого цвета! А если быстро покрутить глобус , то он все кажется голубым . Нашу Землю так и называют - голубая планета . Если всю Землю условно разделить на четыре части , то три из них - вода: океаны , моря , озера и реки .
Без воды жизнь на Земле невозможна.
Каждая капля воды является драгоценным даром природы. С водой очень хорошо знаком каждый . А где именно ? ( Кто привык умываться утром и плавать в море , прыгать по лужам и кататься на коньках , пить чай и лепить снежную бабу ) . Несмотря на то , что вы много о ней знаете , выясним на уроке :
в чем странность и значение воды для живых организмов ?
III . Мотивация учебной деятельности
Блицопрос
На прошлом уроке выполняли практические работы . Вспомним , какие свойства имеет вода и в каком состоянии встречаем воду в природе ?
Чистая вода - без вкуса и без запаха. Вода хорошо растворяет вещества. Вода не имеет постоянной формы, текучая .
Работа с загадками
Учитель берет карты в виде голубой капли , на которых записаны загадки зачитывает ученикам и предлагает отгадать загадки и определить , чем может быть вода на Земле.
Что растет вверх корнем ? ( Сосулька ) Упадет на землю - не разобьется , а упадет в воду - расплывется . ( Снег ) Заря - зарница , красная девица , по небу гуляла , плакала - рыдала , месяц видел - не поднял , солнце встало и забрало. ( Роса ) Что за вода, летом? ( Пар)
Я прозрачный и твердый , ходят , ездят по мне. Я не тону в воде , а не горю я в огне. ( Лед )
У нас зимой белым цветом сад зацвел , будто летом. ( Иней ) Седые кабаны все поле затянули. ( Туман) Рассыпался горох на сто дорог Но никто не собирает . ( Град )
Вывод . Вода может превращаться из жидкой воды в твердый снег, град , лед. А может становиться легким паром , туманом.
IV . Совместное открытие новых знаний
исследовательская деятельность
Вода входит в состав любого живого организма. Давайте в этом убедимся .
Опыт I. Рассмотрите баночку , в которой плотно закрыт корень и зелень петрушки. ( Корешок петрушки учащиеся самостоятельно закрывают в банке за несколько дней до урока . )
1 . Что вы заметили на стенках банки ?
2 . Откуда взялись капельки в сухой банке ? (С корня петрушки. )
Опыт II . Возьмите зеркальце и подышите на него.
3 . Появившееся на стеклянной поверхности ? ( Пар , который, охлаждаясь , становится водой.)
4 . Откуда взялась влага ?
5 . Что появляется у вас на лбу в жару ?
6 . Что течет из глаз от боли или обиды ?
7 . Что вы чувствуете во рту , когда видите вкусные сочные фрукты ? Подобное происходит и с животными.
Вывод . В организме растения , животного и человека есть вода.
рассказ учителя
Живые организмы постоянно расходуют воду , поэтому им нужно пополнять запасы воды. Человек без воды может прожить всего несколько дней , а без пищи - месяц. Чтобы быть здоровым , нужно выпивать в день не менее 1,5 л воды (показать , какая это по размеру бутылка . ) Вкусной и целебной считается родниковая вода. Ведь ее очищает почва.
- А что будет с цветами , которые растут в вазоне , если их не поливать ?
Важно знать , что вода не только обеспечивает растения необходимой влагой , но и растворяет в почве питательные вещества , которые корни могут впитать только в жидком виде.
Вывод . Вода нужна всем живым организмам для жизни.
рассказ учителя
Вода - одна из самых распространенных веществ на нашей планете. Она не только дает жизнь . Это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро , успокаивает журчание ручейка в лесу , удивляют облака - барашки , плывущие в небе , приятно освежает утренняя роса. Все это благодаря воде . ( Демонстрация мультимедийной презентации или иллюстраций пейзажей с изображением воды. )
Для многих животных и растений вода является средой обитания , то есть домом .
Игра « Кто живет в воде»
Учитель называет растения и животных , а дети , хлопая в ладоши , отгадывают только тех , которые живут в воде.
Физкультминутка Что-то не хочется сидеть , надо немного отдохнуть.
« Утята »
Раз -два - все ныряют ,
Три , четыре - все всплывают ,
Пять , шесть - встаньте в ряд
Крепнут крылья у утят,
Семь , восемь - что есть силы
Все мы к берегу поплыли ,
Девять , десять - отряхнитесь
И за парты все садитесь.
Работа с учебником
а ) Расскажите по рисункам о потребности человека в воде.
б) Вспомните экскурсию в водно - информационный центр .
Откуда берется вода в наших домах ? ( Вода попадает в наши дома из системы центрального водоснабжения. Чтобы получить качественную питьевую воду, необходимо проводить многоуровневую очистку. Вода поступает в резервуар , где происходит ее накопление и обеззараживания ( ультрафиолетом , гипохлоритом или хлором ) . Следующий этап - через систему насосных станций ( НСВ ) , магистральными водопроводами вода предоставляется потребителям. )
в ) Как вы думаете , когда от воды случается беда ?
Вода может разрушить крепкие скалы , подтачивая их и превращая в песок ; во время землетрясения на море бывают высокие волны , как дом , - это цунами - и настоящие водяные столбы - смерчи .
Работа в тетради.
Мы видели фотографии Земли из космоса , как много на ней воды .
А какую - воду можно употреблять?
Большая часть мировых запасов пресной воды на полюсах земного шара в виде льда и непостижима для использования человеком. Гораздо меньшая часть пресной воды находится в озерах , реках. Именно ее используют люди для своих нужд. Поэтому очень важно экономить и сохранять воду , которую мы используем , и не загрязнять ее . Пресная вода содержится в источниках , реках , пресных озерах , водохранилищах , подземных резервуарах ( артезианская вода) , в облаках , ледниках . Доля пресной воды на Земле составляет 3%. Во многих городах не хватает питьевой воды !
Поэтому так необходимо экономно использовать эту жизненно важное вещество , не загрязнять рек и озер , расчищать источники .
Если заметили , что протекает кран , сообщите об этом взрослым.
Мойте посуду в раковине , наполненной водой , а не под открытым краном.
Закрывайте воду , когда чистите зубы.
Собирайте дождевую воду для полива сада , огорода или клумбы.
V. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали ?
- Чему научил меня урок?
- Есть ли вода в живых организмах ? В каких ?
- Может ли существовать жизнь без воды ?
- Подумайте, а что вы можете сделать для сохранения и экономии воды ?