10.08.13 |

Конспект интегрированного урока "Тихо осень ходит рощей"

Тема. Тихо осень ходит рощей.
Цель. Расширить и обобщить знания учащихся об одном из времен года - осень. Вызвать восхищение красотой звучания поэзии, формировать навыки чтения, передавая эти чувства. Формировать умения и навыки, основой которых является активное читательское ориентирование. Воспитывать активных наблюдателей. Учить детей слушать и уважать друг друга. Воспитывать чувство любви к родному краю.
Оборудование: текст для каждого ученика А. Волкова "Дары леса"; грамзапись музыки П Чайковского "Октябрь"; рисунки к теме урока "Времена года", карточки с заданиями для каждой группы, листочки с деревьев.
Подготовка детей к уроку.
Классная комната украшена листиками.
Каждый ученик нашел и изучил стихотворение об осени.
Ученики приготовили рисунки про осень и рассуждения о том, почему они любят осень.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.
Вот и прозвенел звонок,
В гости к нам идет урок.
- Сегодня урок у нас будет необычным. О чем мы будем говорить, попробуйте отгадать.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
- Да, сегодня к нам в гости пришла Осень. Давайте отправимся родным краем, будем любоваться красотой и щедростью осени. Мне сегодня будут помогать помощники. Они работали с энциклопедиями и расскажут вам кое-что интересное. Вот наше справочное бюро.
- Работать будем группами. Лучшая группа получит орден "сообразительные", а еще у меня есть медали: за творчество, за артистизм и за изобретательность.
II. Актуализация опорных знаний.
Класс разделен на 4 группы. 5 группа - справочное бюро. (4 ученика).
1. Беседа.
- Когда к нам приходит осень по календарю?
- После какого времени года?
- Назовите трех сыновей осени.
- Почему первый месяц осени называется сентябрем.
Докладывает 1 ученик справочного бюро.
1 докладчик:
Первый месяц осени называют сентябрем. Свое название получил от латинского слова septem - семь, так как был седьмым месяцем староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта.
Учитель.
- Как называется второй месяц осени? (Октябрь).
Почему его так назвали?
II докладчик.
Этот месяц в народе называли грязнем, потому что шли дожди и дороги были непроходимыми, а еще хмурником, потому что было много пасмурных дней, и свадебником потому что в этом месяце было много свадеб.
Учитель.
- И, наконец, давайте назовем последний месяц осени (ноябрь).
III докладчик.
Ноябрь - последний месяц осени. Ноябрь замыкает ворота осени. С деревьев опадают последние листья, природа готовится к зимнему сну. Поэтому последний месяц называли полузимником или воротами зимы.
Учитель.
- Дети, а почему в природе осенью падают листья?
(Листья испаряют влагу, а дерево не может пить воду, потому что оно замерзнет. И дерево засохнет. И много снега на листьях - дерево может сломаться). Учитель.
- Мы назвали трех сыновей осени. Конечно, каждый месяц выполняет свою работу.
- А какая бывает осень?
(Ранняя, поздняя, золотая, дождливая, теплая, холодная).
2. Работа с рисунками.
Учитель.
Перед вами рисунки. Прошу выяснить, на каких рисунках осень ранняя, на каких - поздняя, золотая. Докажите свои мысли.
Назовите народные приметы осени.



Талантливые люди об осени.
Учитель.
- Скажите, дети, а кто из талантливых людей, какой профессии люди могли бы рассказать об осени?
                     ученые                                                поэты

                                                     ОСЕНЬ
                художники                писатели                композиторы

- Люди издавна любовались красотой осени и пытались передать свои чувства словом. Это писатели и поэты. Словом можно передать радость, грусть, восторг, разочарование.
4. Конкурс на лучшее чтение стихов об осени.
Учитель.
- Попробуйте мимикой, жестами, голосом передать свои чувства. Дети читают стихи об осени. Выражают свое настроение.
5. Беседа.
- Почему осень называют золотой? (Высказывания детей)
- Послушайте легенду.
IV докладчик.
По народному преданию, Осень - старшая дочь Солнца. Она последней оставила родительский дом и стала на земле четвертым временем года. Посылая Осень на Землю, Солнце сказало ей: "Забирай все мое богатство. Я отдам все мое золото. Будь щедрой и люди будут любить тебя."
- Выполняет Осень приказ Солнца?
Ш. Изучение нового материала.
1. Чтение А. Волкова "Дары леса".
Учитель.
Осень - очень щедрая пора. Она всем раздает подарки.
Давайте отправимся в осенний лес и узнаем, какие подарки приготовила осень.
а) Чтение рассказа подготовленными учениками.
б) Словарная работа
- Объяснить значение слов - привлекает, кладовая.
- О каких дарах леса говорится в рассказе?
в) Подберите подходящие слова:
Осень (какая?) ......................................
Солнце (какое?) .....................................
Деревья (какие?) ....................................
Листочки (какие?) .................................
Цветы (какие?) .......................................
2. Работа в группах.
Прочитать текст самостоятельно. Подготовить ответы на вопросы.
Вопросы для работы группам:
I группа
Какие лекарственные растения упоминаются в тексте?
II группа
Чем именно угощает лес белочек, медведей, бурундуков, а также и взрослых и детей?
III группа
Какие съедобные грибы положил Лесовичок, когда слушал и читал вместе с нами рассказ? Кто такой Лесовичок?
IV группы
От чего предостерегает нас автор рассказа. Почему?
IV. Закрепление материала.
1. Работа в группах.
Разноуровневое творческое задание.
I группа
Собрать пословицы и загадки про осень.
1.
Невидимка рощей гуляет,
то смеется.
2.
Осень то плачет,
так поле грустнее.
3.
Как листья желтеют,
А три грустит
4.
Осень день блестит,
птиц из рощи выгоняет.
5.
Октябрь по краю гуляет и
все деревья раздевает.

II группа
Украсить рассказ об осени. Исправить недостатки.

Идет родным краем.__________осень. Своей _________ кисточкой разрисовывает она все вокруг. Кленам подарила __________ одежду. Осине одела __________ платьице. И только дуб еще стоит _________. Тихо в ____________ лесу. На земле под ногами шелестят _________ листочки. Птицы умолкли и собираются лететь в ___________ страны.
III группа:
Определить какие утверждения верны, а какие неверные.
Осенью высота солнца увеличивается, и температура снижается.
Осенью перелетные птицы вынуждены лететь на юг, потому что им холодно.
Осенний букет можно собрать из цветочков: астра, георгин, хризантема, тюльпан.
Осенью все насекомые прячутся в щели, под кору деревьев, опавшие листья.
Шиповник, рябина, бузина - лекарственные растения.
IV группа:
Придумать небольшой рассказ по началу (рисунок). На рисунке ежик встретил листочек.

Встреча.
Ежик родился весной. За лето он подрос. И теперь уже сам ходил на прогулку по лесу. Зверек медленно шел по тропинке и удивлялся, почему на землю падает так много листочков. Он никогда не видел ноябрь. Вдруг ему на носик упал листочек. "Откуда ты взялся?" - Спросил листочка ежик.
Проверка работы групп.
Обмен мнениями "За что я люблю осень."

V. Итоги урока.
1. Составление сенканов.
Осень.
Золотая, щедрая, богатая.
Украшает, дарит, красит.
Золотая осень радует своей красотой.
Осень - волшебница.
2. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Что нового вы для себя открыли?
3. Заключительное слово учителя.
- Мы говорили с вами об осени. У каждого из нас своя осень.
Каждый по-разному воспринимает ее. У кого-то она вызывает радость, у кого-то - печаль. Но я рада, что вы не равнодушны к изменениям в природе. Поэтому, будьте внимательны к природе, прислушивайтесь, наблюдайте, и вы узнаете много интересных тайн, которые еще скрывает наша матушка-природа. Желаю вам, чтобы в ваших мыслях было много троп, которые впоследствии образовали бы широкую дорогу добра и любви к родной природе.
А на память о золотой осени мы послушаем песню - последний привет золотой поры.
Песня "Листопад" (поет ученица класса).

4. Награждение групп за работу на уроке, объявление оценок.