Уже давно прослеживается, что
хороший учитель передает свои знания школьникам, а лучший - побуждает к
творчеству. Поэтому с молодыми дарованиями надо работать так, чтобы помочь им
раскрыть свои творческие способности, таланты.
Сухомлинский большое внимание в
учебно-воспитательном процессе уделял творчеству. В своей книге "Сердце
отдаю детям" он писал: "Творчество открывает в детской душе те
уголки, в которых дремлют источники добрых чувств". Педагог считал, что
поэтическое творчество - это высшая ступень культуры речи, и стремился к
творческому труду приобщить каждого ученика.
Существует два подхода к проблеме
выявления и развития одаренности: если первый предполагает работу с «элитой»,
то есть специально отобранными учащимися, для которых характерны уже развитые
способности (так называемые одаренные дети), то второй подход вытекает из
представлений о резервах одаренности, заложенных практически в каждом ребенке.
Учитывая разнообразие, индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор методов
работы с одаренными детьми требует предварительного определения: а) с каким
типом одаренности мы имеем дело; б) задачи работы с одаренными детьми являются
приоритетными: развитие уже высоких способностей или, наоборот, недостаточно
развитых способностей.
Одним из направлений проведения
классных и групповых занятий уже несколько лет является развитие навыков
поэтического творчества детей. Выработаны определенные методические и
дидактические приемы. Цель этой работы - показать учителям, которые заинтересуются
проблемой, развитие навыков поэтического творчества учащихся начальных классов
вполне доступно учителю, который сам является творческой личностью и заботится
о том, чтобы процесс обучения был интересным для детей, пробуждал их
познавательные и творческие способности, был истоком положительных эмоций.
К поиску определенных методов
работы с учащимися стимулирует ситуация.
Так, во 2-м классе возникла
необходимость подготовки детей к участию в различных конкурсах, в том числе и
литературных. Учитывая перспективу, была разработана система упражнений,
которая имела целью развитие поэтических способностей и творческого воображения
младших школьников, которая была апробирована с 2-го по 4-ый класс. Приведу
несколько примеров таких упражнений, которые оказали значительное развивающее
воздействие на учащихся и вызвали заинтересованность у детей, стимулировали их
влечение к самостоятельной творческой деятельности.
Начиная со второго класса на
уроках языка и чтения, развиваю у школьников практические умения игрового
владение художественными средствами: рифмами, размерами, звукопись, интонацией.
Упражнения были разделены на группы-разделы.
Каждый раздел раскрывает секрет
поэзии.
Каждый из разделов содержит
теоретическую и практическую части. Теоретический материал охватывает
оптимальный минимум и излагается в доступной, понятной форме. Практическая
часть состоит из заданий, которые постепенно усложняются.
Секрет I Рифма
теория
Большое значение в стихосложении
имеет концовка стихотворных строк от последнего ударного слога. Когда концовки
совпадают, они называются рифмой.
Рифма - это созвучие в окончании
стихотворных строк. Она образуется сливанием последних ударных слогов вместе с
безударными, которые идут после них.
Практика
На этом этапе работы выполняются
упражнения, помогающие детям понять, что такое рифма.
Упражнение 1. Игра «Абракадабра»
Идея: Иногда бывает так, что у
ребенка не получается рифмовать слова, не понимает он, что такое рифма.
Описание: Взять любой известный
стих:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Алексей Плещеев
Перевести его своими словами,
например, вот так:
Зеленеет трава
Блестит солнце
Ласточка к нам в сени
Летит с весной
Солнце краше с нею
Милей весна
Прощебечь нам привет
С дороги скорей
Зерен тебе я дам
А ты спой песню
Что из далеких стран
С собой принесла
Спросите у ученика, является ли
это в стихом? Теперь переставим слова, и все становится на свои места. Осталось
найти слова, которые рифмуются «блестит - летит», «спой - собой» и т.п.
На уроках языка можно продолжить
это упражнение. Дать задание детям выписать из текста стихотворения пары рифм.
Упражнение 2 Игра «Похожие
хвосты».
Идея этой игры придумал
американский поэт Джон Чиарди. На примере этого стихотворения в переводе Романа
Сефа дети понимают что такое рифма, учатся ее подбирать
Описание: учитель «бросает»
слово, а ученик должен ответить рифмой: «красота - чистота», «детки - конфетки»
и т. п.
На уроках языка можно дать
задание детям подобрать слова рифмы из словаря (народ - огород, малина - калина
и т.п.); подобрать рифму к словарным словам; добавить к словам - существительным,
которые рифмуются, прилагательные или глаголы (осенний день - трухлявый пень).
Упражнение 3 Игра "Добавь
слово".
Описание: учитель читает
стихотворение, в котором нужно добавить слово, подходящее по смыслу и рифмуется
с другими строками стихотворения.
Образец: солнце - оконце, жить – не
тужить, красота - теплота, детки - конфетки, шажок - урок, коса - роса, род -
плод, снежок - пушок.
Такую работу целесообразно
внедрять с 1-го класса. Так во время работы над чистоговорками можно добавлять
нужную рифму.
Ез-Ез-Ез - барсучок в нору залез.
Да-да-да - наступили холода.
Ит-ит-ит - барсучок здесь тихо
спит
Ны-ны-ны - до самой весны.
Ям-ям-ям - трудно зимой воробьям,
Ти-ти-ти – надо им зерен принести.
Ать-ать-ать - надо крошек набросать,
Ать-ать-ать – будут птички
щебетать.
Упражнение 4 «Четвертый лишний»
Описание: учитель называет четыре
слова, а ученик должен выбрать из них то, что не рифмуется с тремя другими.
Например, в цепочке «шубка, рубка, трубка, рыбка» лишнее слово, разумеется, «рыбка».
Упражнение 5 Игра "Ручеек".
Идея: как слова спариваются при
рифмовке, так и ведущий должен найти себе пару.
Описание: дети стоят парами,
взявшись за поднятые вверх руки. "Ручеек" должен пробежать под
руками, схватив с собой того, кто первый подберет рифму к предложенному слову.
Тот, кто остался без пары, становится "ручейком". Теперь его очередь
назвать слово для рифмовки и отыскать себе пару.
На уроках языка такую работу
можно организовать по вариантам. Вариант 1 загадывает слова, вариант 2 -
подбирает рифму. Работу сначала проводим коллективно, затем - индивидуально. На
основе полученных пар рифм можно составить стихотворение
Упражнение 6 "Летучая
рифма"
Идея: пополнить ряд слов для
рифмовки.
Описание: к предложенному слову
надо подобрать как можно больше слов для рифмовки. Чье слово звучит последнее,
тот и является победителем.
Образец: весна - красна, принесла
...; тучка - жучка, кучка, липучка...
Упражнение 7 «Угадай
стихотворение»
Идея: по рифмам отгадать стих.
Описание: ученикам
предоставляются рифмы, по ним дети должны воспроизвести стихотворение.
Секрет 2 Ритм
Упражнение 1 «Добери слово по ритму»
Описание: ученикам предлагается
подобрать словарные слова на заданный ритм.
Например, ритм: _ '_ _ , слова:
Родина, армия. Такое упражнение можно предложить учащимся на уроках языка во
время работы над словарными словами.
Упражнение 2 «Передай
аплодисментами»
Идея: научить чувствовать
ритмический рисунок стиха.
Описание: Учащимся предоставляется
известное стихотворение. С помощью аплодисментов они «переводят» его.
Упражнение 3 «Угадай по ритму»
Описание: предложить ученикам
отгадать стих по ритмическому рисунку.
Упражнение 3 «Перевоплощение»
Идея: создать ритмический рисунок
стиха на языке животных.
Описание: Учащимся
предоставляется известное стихотворение. Предлагается перевести его на язык
лягушки, ягненка, гусенка и др.
Такие упражнения можно
использовать как дополнение при работе над стихами, включать их в обобщающие
уроки по теме или разделу, а также использовать при работе на групповых
занятиях по украинскому языку.