Главной целью ноосферного образования является формирование у человека целостного ноосферного сознания, состоящего из триединства: целостного биоадекватного мышления, нравственного биоадекватного метода поведения и экологического мировоззрения.
Рассмотрение ноосферной парадигмы как самостоятельного направления развития педагогической теории и практики связан с трудами современных ученых-философов А. Бурковського, А. Бусигина, И. Дмитриевськои, М. Моесеева, А. Субетто, В. Надурака, психолого-педагогическими исследованиями Н. Антоненко, Г. Сикорськои, И. Шваневои и др..
Новое методологическое направление - ноосферная образовательная парадигма - отмечает Н. Маслова, - направлено на «... изучение человеческого поведения и переживания в неразрывной связи с окружающей средой, причем средой очень разнообразной: пространственной, семейной, образовательной, информационной и др...
По мнению В. Карпенко, гуманистическая ноосферная концепция - это «... система философских взглядов на сущность и закономерности формирования интегрированной сферы ответственности человека за коэволюцию социума и среды его существования на основе общечеловеческих гуманистических ценностей».
Для ноосферного образования присуща системность, целостность во взглядах на природу, мир человека.
Развитие целостного мышления рассматривают как первый шаг на пути к высокой человечности, самопознанию и самораскрытию потенциала личности для выполнения своего предназначения на Земле.
Основная задача целостного мышления - соединить и активизировать работу двух полушарий мозга для развития целостной личности.
Ноосферное образование необходимо для гармонизации личности, перехода людей на новый квантовый уровень мышления и выработки общего сознания человечества, чтобы остановить кризис мышления для раскрытия потенциала творческих возможностей человека, для подготовки подрастающего поколения, для сознательной работы на планете.
Основными моментами реализации внедрения ноосферного образования являются:
- Программа перехода к модели нового образования;
- Воспитание коллективного разума специалистов;
- Специальная подготовка педагогических кадров;
- Создание экспериментальных площадок в школах;
- Построение учебного процесса в заведениях на принципах любви, взаимодействия, взаимопонимания, настоящих знаний;
- Использование биооборотной связи в учебном процессе по всем предметам;
Создание учебников по биооборотной связи.
Современное образование базируется на работе левого полушария головного мозга, которое обеспечивает логическую систему построения процесса познания. Согласно приобретенных человечеством знаний существует четкое разделение функций между левым и правым полушариями.
Левое полушарие: конкретное мышление, математическое вычисление, сознательная работа, работа правой руки, правого глаза, речь, чтение и письмо, двигательная сфера.
Правое полушарие: абстрактное мышление, образная память, бессознательная работа, работа левой руки, левого глаза, восприятия интонации музыки, ритма, ориентация в пространстве, чувственная сфера.
Активизирующее направление нацелено на левополушарное восприятия информации, при котором зрение и слух являются основными, и представлено методами, основанными на интенсивном запоминании информации с использованием логического мышления.
Сугестопедичное направление использует методы обучения в состоянии релаксации. Американский психолог Роберт Уоллес и болгарский психиатр Лозанов основательно доказали эффективность сугестопедии и ее сугестопедичных методов, при которых снимают стресс, усиливают память, слух, интуицию, увеличивают объем усвоенной информации примерно втрое.
Холистическое направление представлено синтезом двух предыдущих направлений. Основной принцип холистического направления - это «удовольствие через ощущения». Цель - захватить учеников творческим миром знаний через удовольствие, личностный опыт, игру, сняв стресс, подключая все каналы восприятия информации (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, интуиции). Они нацелены на двохполушарное восприятие информации (логическое и образное).
К холистическим принадлежат биоадекватные методы преподавания учебных дисциплин. Их сила - в абсолютной безопасности с точки зрения физиологии и психологии. Их результативность чрезвычайно велика, поскольку в обучение вовлечены душа, тело, мозг человека посредством снятия стресса и соединение многих центров удовольствия. При этом знания легко накапливать и извлекать из долговременной памяти по первой необходимости.
Биоадекватная методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, на формирование умения мыслить образами.
Эйдетические методики (образные) - методы, основанные на конкретно образном мышлении.
Биоадекватна методика использует такие природные приемы восприятия информации для человека, которые соответствуют этапам:
- Репрезентация информации;
- Восприятие информации;
- Осмысление информации;
- Воплощение в слове;
- Архивация информации;.
Эти этапы соответствуют следующим этапам ноосферного урока:
Структура ноосферного урока:
1 этап - приобретение знаний происходит в состоянии релаксации. В течение одного этапа происходит мотивированное формирование «мыслеобраза» учебного материала со структурированной информацией. Время этапа в 10 минут.
2 этап - формирование умений использовать знания. Происходит в состоянии активности. Во время этого этапа вывода образа на уровень описания словами, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой связи между абстрактной информацией и образом. Время этапа - 10-15 минут.
3 этап - закрепление навыков использовать знания. Во время этого этапа происходит отделение учебных образов и поиск самостоятельных примеров с последующим проверочным возвращением и корректировкой примеров. Время этапа - 10-15 минут.
Алгоритм создания учебного образа-схемы.
1. Требования к образу:
- Должен быть известным учащимся;
- Должен вызывать положительные эмоции;
- Должен дать возможность абстрагироваться.
2. Виды образов:
- Природные образы (растения, насекомые, животные);
- Социокультурные образы (архитектурные сооружения, коллективные группы людей, животных);
- Географические образы (природные явления, природные объекты);
- Фантастические, мифологические, сказочные образы.
3. Образы могут быть простыми (цветок в поле), сложными (ветвь мандарина с цветами и плодами), простыми динамическими (цветок одуванчика, пух которой разносится ветром), сложными динамическими (течение реки, музыка оркестра).
4. Образ должен нести около 60% известной информации для сохранения золотого правила пропорции познания.
5. Выбор образа начинается с определения темы урока, проблемы и объема информации, которую учитель представляет как новый материал.
6. Учитель определяет:
- Количество структурных блоков учебной информации;
- Иерархия их соответствия;
- Качественное наполнение содержанием каждого информационного блока.
7. Новая информация должна звучать в учебном релаксационном тексте и повторяться не менее трех раз.
Алгоритм создания релаксационного текста
1. Предложить ученикам принять удобную позу.
2. Предложить представить место, где бы хотелось находиться.
3. Предложить ученикам представить опорный учебный образ (слово образ) без описания его качественных характеристик, но с фиксацией внимания на его красоте, полезности, значимости и т.д. Предложить самостоятельно смоделировать все качества характеристики образа: цвет, форму, вкус, запах, звук.
4. Предложить ученикам обозначить информацию на опорном образе и зафиксировать на ней внимание, подключая каналы органов чувств: цвет, форму, вкус, запах, звук.
5. Если учебная информация содержит несколько блоков, то для каждого следует повторить то, что предложено в п. 4.
6. После структурирования представления новой учебной информации опорный образ следует обобщить для активизации процесса повторения всей совокупности информационных блоков (увеличена формула опорного образа схемы).
7. Предложить ученикам вернуться в состояние комфорта.
8. После окончания работы с образом информацию следует обязательно обсудить на последующих этапах урока.
В конечном результате ноосферное образование способно:
- Повысить интерес школьников к познанию;
- Сократить затраты времени на запоминание учебной информации;
- Снизить антисоциальные проявления;
- Повысить успеваемость и укрепить здоровье учащихся;
- Воспитать тех, кто задействован в процессе биоадекватного обучения и общения, самостоятельно адаптированного в социуме, гармонизированного в моральном и творческом плане человека;
- Создать экологически чистый ноосферный слой Земли, планеты в целом и человечества.