14.09.14 |

Развитие креативных способностей учащихся

Учиться можно только весело ...
Чтобы усвоить знания, нужно поглощать их с аппетитом.
А. Франс
Современное образование - это креативное или творческое образование. Способность к обучению - это способность к приобретения знаний, а креативность - это умение превращать эти знания. С креативностью связанны внимание, фантазия, рождение гипотез, творческое мышление ребенка и т.д.. Надо стараться сделать обучение не проще, а понятнее.
Как средство стимулирования познавательных интересов учащихся и развития их творческих способностей использую нестандартные задачи: «Интересно - знаю - умею».
чтение:
 Чтение пометками (! - Информация интересна и полезна;? - новая информация, ясна).
 Чтение текста с остановками (читаем начало, затем предполагаем дальнейшие события, их последствия).
 Чтение текста частями (работа в группах: каждая получает свою часть, прорабатывает, пересказывает другим).
 Чтение текста с целью поиска ошибок, сделанных в нем намеренно.
 Использование игровых заданий детских журналов.
 Театрализация.
 Чтение деформированных слов, текстов (по методике В. Едигея)
 Поэтические минутки.
 «Цепочка слов» (для развития связной речи: каждое слово «тянет» за собой следующее).
 «Хорошо - плохо» (знакомство с противоречиями: одна группа находит положительные черты, а вторая - отрицательные).
 «Башня» (произвольно выбранное слово записывается столбиком, на каждую букву слова добираются новые слова, по словам составляют предложения, а затем и рассказы).
 Анаграммы (по методике В. Едигея)
 Словарные диктанты, которые готовят ученики самостоятельно.
 Нестандартные словарные диктанты (рисунки, загадочные и т.д.).
 Минуты - интересного.
 Математика:
 Игры развивающего характера («Забей гол», «Кто быстрее», «Математические эстафеты» и т.д.).
 Графические диктанты.
 Математические диктанты, которые готовят ученики самостоятельно.
 Минуты занимательной математики (готовят пары или самостоятельно).
 «Найди ошибку»
 «Построй фигуру» (по методике Никитиных).
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития креативного мышления: наглядно-действенное, причинное, эвристическое. Система упражнений помогает раскрыть многочисленные качества, лежащие в основе творческого мышления. Их цель - развитие детского воображения, фантазии, причинно-следственного мышления, языкового чутья, умения решать проблемные задачи. А чтобы обучение было развивающим, занятия необходимо вести последовательно, с их постепенным усложнением.
Коррекционно - развивающая направленность моей работы также отражена нетрадиционных уроках, в которых все этапы, задачи, объяснение - рифмованные тексты. Эти уроки учат учеников мыслить, чувствовать красоту и богатство родного языка, побуждают к творчеству.
Предлагаю на ваше усмотрение один из моих уроков.
Урок математики в первом классе
Тема урока. Нахождение предмета по его порядковому номеру. Счет в пределах восьми.
Цель урока. Закреплять у учащихся умение находить предмет по его порядковому номеру, соотносить число с количеством предметов. Формировать навыки количественного и порядкового счета.
Коррекционная цель. Способствовать усвоению соответствующей терминологии. Развивать зрительную память, устойчивость внимания, логическое мышление, сенсомоторные умения.
Воспитывать познавательные интересы.
Оборудования. На доске: рисунок поезда, магнитные цифры, предметные рисунки («багаж»), рисунок спортсменов-бегунов. На партах: тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши. Индивидуально - раздаточный материал: «маршрутный лист», билет на проезд, сюжетный рисунок «Веселые друзья», геометрический материал, тренажер-конструктор с цифрами. Телеграмма.
Содержание урока:
1 Организационный момент
2 Сообщение темы и цели урока
В класс заходит ученик старшего класса:
- Елена Алексеевна! Извините, но меня попросили передать вам этот конверт!
Учитель: - Да это же срочная телеграмма!
«Математики царица потеряла единицу,
А за ней двойку, тройку, и четверку, и пятерку ... »
Как же будем мы считать?
Надо цифры нам спасать!
Все готовы их искать,
что мы знаем - показать?
Дети: - Да!
3 Контроль, коррекция и закрепление знаний
а) артикуляционные упражнения
учитель:
Часы к путешествию время отмеряют,
Артикуляционные упражнения начинают!
«ЧАСЫ» (производит ритмичные и дифференцированные движения языка):
- Тик-так, тик-так, как часы, ловко так!
«УЛЫБКА - ПОЦЕЛУЙ» (активизация мышц губ):
Я мамочке своей улыбнусь! Поцелую и нежно прижмусь!
б) дифференциация «цифра-число», устный счет
Учитель:
А чтобы цифры распознать,
Надо точно различать.
Что такое цифра, а что число.
В чем различие, кто скажет?
Нам свои знания покажет.
Ученики дают ответы
(чисел много, а цифр десять; числа называем, а цифры пишем).
- Молодцы! Знаете, кого искать. Давайте, быстро считать!
Прямой и обратный количественный счет в пределах 10 (фронтальный, «цепочкой»).
- Что мы называли, числа или цифры? (Числа)
- Хорошо мы к путешествию подготовились! А вот и первая цифра отыскалась.
Учитель вывешивает на доску цифру 1.
в) упражнения на развитие мелкой моторики
 - Чтобы отправиться в Страну Математики, надо заполнить маршрутный лист и получить билет на путешествие.
- Сначала разогреем пальчики!
(учитель проводит «пальчиковую» гимнастику »).
Учащиеся выполняют задание: заполняют «маршрутный лист».

 - Какой предмет лишний? Почему?
- Каким транспортом мы воспользуемся? Назовите первый, второй, третий виды транспорта. Сколько раз? (три)
- Задачу вторую преодолели, следующую цифру нашли!
Какая это цифра?
Учитель вывешивает цифру 2.
г) фронтальный опрос
- Билет на поездку получит тот, кто правильно ответит на мои вопросы!
Учитель «цепочкой» задает ученикам вопросы на сравнение чисел и определение «соседей» числа, выдает билеты.
 - Все получили билеты!
Цифру три мы еще нашли!
Учитель вывешивает на доску цифру 3.
4 Работа по теме урока
 а) графический диктант
- Начинаем путешествие! Для этого ________________________ пронумерует правильно вагоны поезда, а ________________________ пронумерует наш багаж.
Двое учащихся у доски выполняют индивидуальные задания на соотнесение числа и количества предметов.
- А нам всем понадобится тетрадь.
Ученики:
Тетрадь свою я открываю
И под наклоном положу.
Карандаш вот так держу!
Сяду ровно и работать начну!
Учитель проводит графический диктант «ПАРОВОЗ»:
1 клетка вверх, 1 - влево, 1 - вверх, 1 - вправо, 3 - вверх, 4 - вправо, 2 - вниз, 2 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вниз, 3 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 7 - влево.
- Паровоз вышел у вас!
Цифра еще одна нашлась!
Учитель вешает цифру 4.
б) физкультминутка
Что-то подустали мы все дружно,
Отдохнуть немножко нужно:
Раз - березка, два - дубок,
три - березовый лесок.
А четыре - это шмель,
пять – трудяга муравей,
Шесть – веселый пучок,
семь - грибок боровичок,
Восемь - белка, девять - мишка,
десять – заинька трусишка!
Трава ниже, ниже, деревья все выше.
Ветер деревья качает, колышет,
Птички летают, звери резвятся,
А детки тихонько за парты садятся,
в) порядковый счет, соотнесение количества предметов с числом
- Нам на помощь отправляются веселые друзья!
(На доске - рисунок игрушечных животных в количестве 5 шт.)
- Именно они нашли следующую цифру. Какую?
Учитель вывешивает на доске цифру 5.
- Кто едет первым? Вторым? Последним?
 - Посчитайте всех по очереди. Сколько всего друзей отправилось нам на помощь?
 г) работа в тетрадях
- Вот и цифра 6 нашлась! Пропишем ее в тетрадях.
- Кто помнит о ней стихотворение?
Цифра шесть - как замок:
Снизу круг, вверху - крючок!
Ученики прописывают в тетрадях цифру 6:
первая строка - полностью, во второй - шесть раз.
- Назовите «соседей» числа шесть.
- Поиграем в игру «Дополни до шести».
(Ученики работают с геометрическим материалом, решают и записывают в тетрадях примеры.)
5 + __ = 6            4+ __ = 6           3+ __ = 6
д) выполнение задания на нахождение предмета по его порядковым номером
- Поезд наш остановился, мы пересаживаемся на ... велосипеды и попадаем на стадион!
  - Назовите номера спортсменов, которые отстали.
- Спортсмен с каким номером бежит первый?
- Вова - четвертый. Какой у него номер?
- Спортсмен с каким номером бежит за Вовой? Какой он по счету?
- Молодцы! Правильно отвечали, цифру 7 вы нашли!
Учитель вешает цифру 7.
5 Развитие математических знаний
- Наконец мы пересаживаемся на парусник под волшебными парусами!
Ветер по морю гулял, наш кораблик подгонял.
Но ... с парусами он поиграл и все их в клочья разорвал ...
Паруса вы почините, их заплаты вы найдете!
Учащиеся выполняют задания на развитие внимания и логического мышления в индивидуальных карточках.
- Все препятствия вы преодолели! Восьмую цифру тоже нашли!
Учитель на доску вешает цифру 8.
6 Итог урока
- Путешествие прошло удачно,
Все исполнили вы задачи!
Царице Математике помогли,
Цифры изученные нашли.
Кто правильно работал,
Тот «ладошки» заработал!
Словесное оценивание учащихся, вручение символических «ладошек победителей».
- Интервью теперь все дайте!
Что делали - вспомните!
Использование технологии «Микрофон».
________________________________________
В последнее время все большей популярности набирает такой вид рекламы, как флексопечать на полиэтилене. По мнения многих экспертов этот способ рекламирования продукции намного эффективнее полиграфического. Не верите? Убедитесь сами: http://AvantPack.ru/company/628--pechat-na-polietilene Если вам нужно изготовить рекламный материал  на пленке, то лучше обратиться к профессионалам.