Учиться можно только
весело ...
Чтобы усвоить знания,
нужно поглощать их с аппетитом.
А. Франс
Современное образование - это
креативное или творческое образование. Способность к обучению - это способность
к приобретения знаний, а креативность - это умение превращать эти знания. С
креативностью связанны внимание, фантазия, рождение гипотез, творческое
мышление ребенка и т.д.. Надо стараться сделать обучение не проще, а понятнее.
Как средство стимулирования
познавательных интересов учащихся и развития их творческих способностей
использую нестандартные задачи: «Интересно - знаю - умею».
чтение:
Чтение
пометками (! - Информация интересна и полезна;? - новая информация, ясна).
Чтение текста
с остановками (читаем начало, затем предполагаем дальнейшие события, их
последствия).
Чтение
текста частями (работа в группах: каждая получает свою часть, прорабатывает,
пересказывает другим).
Чтение
текста с целью поиска ошибок, сделанных в нем намеренно.
Использование игровых заданий детских журналов.
Театрализация.
Чтение
деформированных слов, текстов (по методике В. Едигея)
Поэтические
минутки.
«Цепочка
слов» (для развития связной речи: каждое слово «тянет» за собой следующее).
«Хорошо -
плохо» (знакомство с противоречиями: одна группа находит положительные черты, а
вторая - отрицательные).
«Башня»
(произвольно выбранное слово записывается столбиком, на каждую букву слова
добираются новые слова, по словам составляют предложения, а затем и рассказы).
Анаграммы
(по методике В. Едигея)
Словарные
диктанты, которые готовят ученики самостоятельно.
Нестандартные словарные диктанты (рисунки, загадочные и т.д.).
Минуты -
интересного.
Математика:
Игры
развивающего характера («Забей гол», «Кто быстрее», «Математические эстафеты» и
т.д.).
Графические
диктанты.
Математические диктанты, которые готовят ученики самостоятельно.
Минуты
занимательной математики (готовят пары или самостоятельно).
«Найди
ошибку»
«Построй
фигуру» (по методике Никитиных).
Исследования детского творчества
позволяют выделить как минимум три стадии развития креативного мышления: наглядно-действенное,
причинное, эвристическое. Система упражнений помогает раскрыть многочисленные
качества, лежащие в основе творческого мышления. Их цель - развитие детского воображения,
фантазии, причинно-следственного мышления, языкового чутья, умения решать
проблемные задачи. А чтобы обучение было развивающим, занятия необходимо вести
последовательно, с их постепенным усложнением.
Коррекционно - развивающая
направленность моей работы также отражена нетрадиционных уроках, в которых все
этапы, задачи, объяснение - рифмованные тексты. Эти уроки учат учеников
мыслить, чувствовать красоту и богатство родного языка, побуждают к творчеству.
Предлагаю на ваше усмотрение один
из моих уроков.
Урок математики в первом классе
Тема урока. Нахождение предмета по его порядковому номеру. Счет в пределах восьми.
Цель урока. Закреплять у учащихся
умение находить предмет по его порядковому номеру, соотносить число с
количеством предметов. Формировать навыки количественного и порядкового счета.
Коррекционная цель.
Способствовать усвоению соответствующей терминологии. Развивать зрительную
память, устойчивость внимания, логическое мышление, сенсомоторные умения.
Воспитывать познавательные
интересы.
Оборудования. На доске: рисунок
поезда, магнитные цифры, предметные рисунки («багаж»), рисунок
спортсменов-бегунов. На партах: тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные
карандаши. Индивидуально - раздаточный материал: «маршрутный лист», билет на
проезд, сюжетный рисунок «Веселые друзья», геометрический материал,
тренажер-конструктор с цифрами. Телеграмма.
Содержание урока:
1 Организационный момент
2 Сообщение темы и цели урока
В класс заходит ученик старшего
класса:
- Елена Алексеевна! Извините, но
меня попросили передать вам этот конверт!
Учитель: - Да это же срочная
телеграмма!
«Математики царица потеряла
единицу,
А за ней двойку, тройку, и
четверку, и пятерку ... »
Как же будем мы считать?
Надо цифры нам спасать!
Все готовы их искать,
что мы знаем - показать?
Дети: - Да!
3 Контроль, коррекция и
закрепление знаний
а) артикуляционные упражнения
учитель:
Часы к путешествию время отмеряют,
Артикуляционные упражнения начинают!
«ЧАСЫ» (производит ритмичные и
дифференцированные движения языка):
- Тик-так, тик-так, как часы,
ловко так!
«УЛЫБКА - ПОЦЕЛУЙ» (активизация
мышц губ):
Я мамочке своей улыбнусь! Поцелую
и нежно прижмусь!
б) дифференциация «цифра-число»,
устный счет
Учитель:
А чтобы цифры распознать,
Надо точно различать.
Что такое цифра, а что число.
В чем различие, кто скажет?
Нам свои знания покажет.
Ученики дают ответы
(чисел много, а цифр десять;
числа называем, а цифры пишем).
- Молодцы! Знаете, кого искать.
Давайте, быстро считать!
Прямой и обратный количественный счет
в пределах 10 (фронтальный, «цепочкой»).
- Что мы называли, числа или
цифры? (Числа)
- Хорошо мы к путешествию подготовились!
А вот и первая цифра отыскалась.
Учитель вывешивает на доску цифру
1.
в) упражнения на развитие мелкой
моторики
- Чтобы отправиться в Страну Математики, надо
заполнить маршрутный лист и получить билет на путешествие.
- Сначала разогреем пальчики!
(учитель проводит «пальчиковую»
гимнастику »).
Учащиеся выполняют задание:
заполняют «маршрутный лист».
- Каким транспортом мы
воспользуемся? Назовите первый, второй, третий виды транспорта. Сколько раз?
(три)
- Задачу вторую преодолели,
следующую цифру нашли!
Какая это цифра?
Учитель вывешивает цифру 2.
г) фронтальный опрос
- Билет на поездку получит тот,
кто правильно ответит на мои вопросы!
Учитель «цепочкой» задает
ученикам вопросы на сравнение чисел и определение «соседей» числа, выдает билеты.
- Все получили билеты!
Цифру три мы еще нашли!
Учитель вывешивает на доску цифру
3.
4 Работа по теме урока
а) графический диктант
- Начинаем путешествие! Для этого
________________________ пронумерует правильно вагоны поезда, а
________________________ пронумерует наш багаж.
Двое учащихся у доски выполняют
индивидуальные задания на соотнесение числа и количества предметов.
- А нам всем понадобится тетрадь.
Ученики:
Тетрадь свою я открываю
И под наклоном положу.
Карандаш вот так держу!
Сяду ровно и работать начну!
Учитель проводит графический
диктант «ПАРОВОЗ»:
1 клетка вверх, 1 - влево, 1 -
вверх, 1 - вправо, 3 - вверх, 4 - вправо, 2 - вниз, 2 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо,
1 - вниз, 3 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 7 - влево.
- Паровоз вышел у вас!
Цифра еще одна нашлась!
Учитель вешает цифру 4.
б) физкультминутка
Что-то подустали мы все дружно,
Отдохнуть немножко нужно:
Раз - березка, два - дубок,
три - березовый лесок.
А четыре - это шмель,
пять – трудяга муравей,
Шесть – веселый пучок,
семь - грибок боровичок,
Восемь - белка, девять - мишка,
десять – заинька трусишка!
Трава ниже, ниже, деревья все выше.
Ветер деревья качает, колышет,
Птички летают, звери резвятся,
А детки тихонько за парты
садятся,
в) порядковый счет, соотнесение
количества предметов с числом
- Нам на помощь отправляются
веселые друзья!
(На доске - рисунок игрушечных
животных в количестве 5 шт.)
- Именно они нашли следующую
цифру. Какую?
Учитель вывешивает на доске цифру
5.
- Кто едет первым? Вторым?
Последним?
- Посчитайте всех по очереди. Сколько всего
друзей отправилось нам на помощь?
г) работа в тетрадях
- Вот и цифра 6 нашлась! Пропишем
ее в тетрадях.
- Кто помнит о ней стихотворение?
Цифра шесть - как замок:
Снизу круг, вверху - крючок!
Ученики прописывают в тетрадях
цифру 6:
первая строка - полностью, во
второй - шесть раз.
- Назовите «соседей» числа шесть.
- Поиграем в игру «Дополни до
шести».
(Ученики работают с
геометрическим материалом, решают и записывают в тетрадях примеры.)
5 + __ = 6 4+ __ = 6 3+ __ = 6
д) выполнение задания на
нахождение предмета по его порядковым номером
- Поезд наш остановился, мы
пересаживаемся на ... велосипеды и попадаем на стадион!
- Спортсмен с каким номером бежит
первый?
- Вова - четвертый. Какой у него
номер?
- Спортсмен с каким номером бежит
за Вовой? Какой он по счету?
- Молодцы! Правильно отвечали,
цифру 7 вы нашли!
Учитель вешает цифру 7.
5 Развитие математических знаний
- Наконец мы пересаживаемся на
парусник под волшебными парусами!
Ветер по морю гулял, наш кораблик
подгонял.
Но ... с парусами он поиграл и
все их в клочья разорвал ...
Паруса вы почините, их заплаты вы
найдете!
Учащиеся выполняют задания на
развитие внимания и логического мышления в индивидуальных карточках.
- Все препятствия вы преодолели!
Восьмую цифру тоже нашли!
Учитель на доску вешает цифру 8.
6 Итог урока
- Путешествие прошло удачно,
Все исполнили вы задачи!
Царице Математике помогли,
Цифры изученные нашли.
Кто правильно работал,
Тот «ладошки» заработал!
Словесное оценивание учащихся, вручение
символических «ладошек победителей».
- Интервью теперь все дайте!
Что делали - вспомните!
Использование технологии
«Микрофон».________________________________________
В последнее время все большей популярности набирает такой вид рекламы, как флексопечать на полиэтилене. По мнения многих экспертов этот способ рекламирования продукции намного эффективнее полиграфического. Не верите? Убедитесь сами: http://AvantPack.ru/company/628--pechat-na-polietilene Если вам нужно изготовить рекламный материал на пленке, то лучше обратиться к профессионалам.