Школа- это просто
Когда-то для многих захватывающе звучало: "Транзистор - это просто". Сегодня вовремя сказать: "Микросхема - это просто". Например, у нас каждое утро техработница начинает рабочий день лицея с того, что просто включает на компьютере автоматическую программу подачи звонков на занятия и перемены. Эту простую программу поставил на дополнительной микросхеме простой лицеист-старшеклассник. Учителя и ученики каждое утро идут в лицей, и начинается простое сотрудничество...
Не бойтесь впускать в себя творческие идеи
формальные догонят нас сами.
Людмила Авескулова
На первый взгляд кажется невозможным найти педагогов или учеников, которые безусловно имели бы именно такое восприятие просветительской действительности: «Школа - это просто». Особенно при нашем количестве руководящих относительно школы надстроек.
Учеба в школе как появилась, так и сохраняется до сих пор по причине существования в жизни цивилизации, ее научных приобретений. Каким бы важным не казалось приобщение детей к идеологическим, воспитательным или художественным потребностям общества, а без использования основ наук не существовала и не существует ни одна школа планеты.
Школа как трансМИСИЯ к основам наук. Конечно, не одним «научным хлебом» живут школа и общество, но отрицать ту правду жизни, что «хлеб всему голова», - это как брызгать водой против ветра. Если подсказкой к семейному счастью является поговорка: «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок», то для учительского профессионального счастья достаточно понять, что «Путь к «сердцу» науки пролегает через «жернова» ее применения».
Человек с ответственным отношением к жизни не изучает науку просто так, ради того, чтоб «знать». Последнее никого, кроме создателей кроссвордов, не интересует - общество ищет через свои общественно-экономические ячейки тех, кто что-то умеет. Как бы мы не ругали деньги как таковые, но придуманы они как мерило производительности труда именно конструктивно творческим ядром цивилизации.
Давайте обратим внимание вот на такой анекдот: «Профессор на экзамене уже не имея сил его продолжать говорит: «Давайте так: последний, очень простенький вопрос, я ставлю вам «три» и идем по домам». А студент в ответ: «У меня есть лучшее предложение: вы ставите мне «четыре», а я вас научу пользоваться мобильным телефоном и банкоматом, чтобы вы смогли получить свою зарплату за последних полгода».
Мы настолько привыкаем к простоте применения изобретений науки, что перестаем замечать эту простоту, а она с каждым новым достижением становится еще более поражающей. Например, телефонные разговоры упростились настолько, что даже невероятная наша мобильность не является тому препятствием. Дошло до того, что можно не только не держать в памяти нужные номера телефонов, не только не носить с собой записную книжку, а даже не набирать необходимую комбинацию цифр - достаточно высветить нужное имя и нажать клавишу. Прочитайте допустим обзор iphone 4s и вы наверняка убедитесь в том, что наука и техника "зашла" уже очень далеко...Все гениальное простое. Современный мобильный телефон является чрезвычайно простой вещью в пользовании, но, чтобы так было, его «соткали» из трех сотен научных разработок.
- Что же нам, педагогам, мешает быть такими создателями «школьной чудо техники», чтоб у учеников были и легкость в учебе, и ее хорошая результативность?
- Мешает подмена простоты мудрости на призрачный имидж наукообразности.
Учителю достаточно просто организовать совместную работу с учениками по применению основ наук (нажатие интеллектуальных кнопочек), а все другое приложится.
- Так в чем проблема: простая совместная работа по выполнению упражнений, решению задач, подготовке мине-рассказа, эссе и т. п.?
- Проблема в том, что все это дети должны делать вместе с учителем, в его присутствии и с его помощью. А если учитель сам не уверен, что способен справиться с заданием не в порядке подготовки к уроку, а здесь, в классе, спонтанно и под градом разнообразных вопросов, потому что каждый ученик ошибается или теряет понимание по-своему?
Или, если учитель не владеет методами влияния на детей для формирования рабочей атмосферы, и вместо этого ему придется все время бороться против бедлама на уроке?
А если он лишен тех необходимых для учебной атмосферы ниточек душевной эмоциональной связи как со своими учениками в частности, так и со школой в целом?
Проблема в том, что, прежде чем выходить к ученикам, учителю нужно быть «сотканным», нет, не из «трех сотен», а хотя бы из перечисленных выше трех способностей - владеть предметом, быть «режиссером и актером» одновременно и иметь эмоциональную структуру, резонансную школьникам.
Такому учителю практически ничего не нужно что-то делать с каким-то заметным напряжением. Достаточно просто приходить в школу и жить там в свое удовольствие, потому что:
готовиться к урокам значит просто оптимально подобрать материал, а не повторить или выучить его;
провести урок значит просто распределить «роли» между учениками и выбрать собственную, а «спектакль» сам все сделает, потому что он не на сцене, а в настоящей жизни;
достичь учебно-воспитательной эффективности урока значит просто поддержать эмоциональные связки между участниками «спектакля» и его сюжетным содержанием.
При наличии на образовательном поле страны именно таких «игроков» у его организаторов отпадает потребность в затратных, но неэффективных «подпорках» школьной пирамиды, которую мы все еще пытаемся удержать основой кверху, а вершиной вниз.