______________________________________
Нестандартный урок математики в 4
классе (урок – беседа) «С моей математической копилки»
ТЕМА. Повторение порядка
выполнения арифметических действий. Нахождение значений выражений на совместные
действия с многоцифровыми числами.
Задачи на нахождение среднего
арифметического.
ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение
находить значение выражений на совместные действия с многоцифровыми числами,
знать порядок действий;
формировать навыки быстрых устных
вычислений;
отрабатывать умение решать задачи
на нахождение среднего арифметического;
развивать мышление, память,
внимание, навыки каллиграфического письма;
воспитывать старательность, настойчивость,
трудолюбие;
чувства взаимопомощи, желания
помогать друзьям;
воспитывать уважение к людям
труда.
ТИП УРОКА. Урок закрепления и
применения знаний, умений и навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ. Карточки для
устного счета и «мозгового штурма»
табличка «группа контроля», сигнальные
карточки; корзина с яблоками;
ПЛАН УРОКА
1.Приветствие
2. Эмоциональный настрой на
успех.
Формула успеха
Дети (все вместе):
-Я все знаю и могу. У меня все
получится.
2.Проверка готовности к уроку
II. Мотивация учебной
деятельности. Сообщение темы урока.
Учитель:
- Сегодня, дети, у нас с вами
необычный урок математики, который имеет интересное название: «С МОЕЙ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОПИЛКИ».
Записать на доске
Его тема: «Повторение порядка
выполнения арифметических действий. Нахождение значений выражений на совместные
действия с многоцифровыми числами. Задачи на нахождение среднего
арифметического».
Это будет не просто урок, а урок
– собеседование, где не будет настоящего учителя. Каждый из вас сможет на
минутку представить себя им в процессе общения. Я же просто буду вашим другом и
помощником.
На уроке будет работать «группа контроля»,
представителей которой вы выбрали сами. Они будут выдвигать перед вами проблемы,
и следить за их решением.
(« Группа контроля» - отдельные
учащиеся класса, которых выбирают заранее сами ученики методом голосования)
- Открываем наши «полочки
памяти», которые мы постоянно пополняем новыми знаниями и умениями и начинаем
наш урок.
(Ставят проблему и следят за
правильностью ее решения учащиеся из «группы контроля».)
III. Актуализация опорных знаний
1. « Мозговой штурм» (I представитель):
- Как называются числа при вычитании?
- Как называются числа при
умножении?
- Как называются числа при
сложении?
- Как называются числа при
делении?
- Как найти неизвестное
слагаемое?
- Как найти уменьшаемое?
- Как найти делитель?
- Как найти вычитаемое?
- Как найти делимое?
- Записать формулу для вычисления
площади прямоугольника.
- Записать формулу для вычисления
периметра квадрата.
- Как найти часть от числа?
(Представитель «группы контроля»
показывает сигнальную карточку правильности выполнения)
2.Устный счет:
а) уравнение (II представитель):
Х * 2 = 240840
1000000 – Х = 34569
(Представитель «группы контроля показывает
сигнальную карточку)
б) нахождение части от числа (ІІІ
представитель):
- Найти:
3/8 от 64000
(Представитель «группы контроля»
показывает сигнальную карточку правильности выполнения)
в) порядок выполнения действий(ІV
представитель): « цепочкой»
7 *600 + 20 000 : 4 – 700
100089 – (420 +6302*4 + 400)
(4200 : 42 * 10 + 280000 : 4)*12
2578*4 – 250 : ( 50: 10 ) + 100
( Каждое действие называет
отдельный ученик)
(Представитель «группы контроля»
показывает сигнальную карточку правильности выполнения)
IV. Постановка и решение
проблемы:
«Повторение порядка выполнения
арифметических действий.
Нахождение значений выражений на
совместные действия с многоцифровыми числами».
1. Нахождение значений выражений
на совместные действия с многоцифровыми числами
а) коллективная работа (V
представитель)
323 640 : 62 + (1583 * 38 – 2463)
Каждое действие выполняет у доски
отдельный ученик с объяснением.
(Представитель «группы контроля»
показывает сигнальную карточку правильности выполнения)
б) работа с учебником (VІ
представитель)
Работа в группах:
- № 849
(самостоятельная работа)
I группа - 1 выражение;
II группа - 2 выражение.
Работа в парах: каждый ученик
самостоятельно выполняет задание, в паре сверяются, помогают исправить друг
другу ошибки, поднимают «руку дружбы».
в) взаимопроверка выполненной
работы
(Представитель «группы контроля»
показывает сигнальную карточку правильности выполнения)
4. Подведение итогов
Представитель «группы контроля:
- « Группа контроля» считает, что
проблема решена полностью
V. Постановка и решение II
проблемы:
«Задачи на нахождение среднего
арифметического»
1.Коллективная работа над задачей
на нахождение среднего арифметического.
( в форме дидактической игры )
а) постановка проблемы
Представитель «группы контроля:
- Дети, мы все хорошо работали, и
в подарок за плодотворную работу хочу угостить вас вкусными яблочками. Их
передал мой дедушка, который работает садовником .
( Раздает яблоки ученикам класса,
но каждому дает разное количество яблок):
Учитель:
- Я не могу остаться в стороне. В
нашем классе не бывает победителей и побежденных, а существует главное правило:
«Мы – одна дружная семья, где я
отвечаю за других».
Каждый ученик вносил частичку
свое добросовестного труда в результат урока и поэтому все должны получить
одинаковую награду.
Представитель « группы контроля»:
- Извините, но я забыл, как решить эту проблему.
Кто мне может помочь?
б) решение проблемы:
- 1-й ученик :
- Это задача
вспомнить правило:
«Как найти среднее арифметическое
чисел?»;
Все вместе проговаривают правило.
- 2-й ученик собирает яблоки;
- 3-й ученик считает количество
детей;
- 4-й ученик считает количество
учащихся класса;
- 5-й ученик считает яблоки;
- 6-й ученик находит среднее
количество яблок;
в) подведение итогов
Представитель « группы контроля»:
- Благодарю за вашу помощь.
Теперь я никогда не забуду, как решать задачи на нахождение среднего
арифметического.
( Раздает яблоки )
VI. Итог урока
Учитель:
- А сейчас слово « группе
контроля».
Представитель « группы контроля»:
- Если дать оценку нашей работе
на уроке, можно с уверенностью сказать, что все ученики нашего класса хорошо
усвоили данную тему.
Учитель:
- Дети, для каждого учителя самой
большой наградой за его работу любознательные, заинтересованные глаза детей. И
именно такими они были у вас на сегодняшнем уроке. Я очень благодарна вам за
добросовестный труд.
VII. Домашнее задание
(дифференцированное)
1. Найти значения выражений на
совместные действия (с. 125№ 780)
2. Самостоятельно составить
задачу на нахождение средней скорости.
Записать в тетрадь краткую запись
и выражение для ее решения.
( на самостоятельный выбор
учащихся)