29.01.14 |

Поле Чудес по теме: «Время, время, остановись. К нашим предкам повернись!»

Цель:
            обобщить знания  детей о жизни казаков;
      прививать интерес к истории родного края;
     воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках. 

Предварительная работа:
·        беседы: « Наш край», « Труд и быт казаков», «Моя казачья семья»;
·        чтение рассказов о Кубани;
·        заучивание стихов о Кубани;
·        кубанские подвижные игры.
Материал: 3 музыкальных молоточка, коробочки с шерстью, монетами, зерном, разноцветные полоски, картинки зерновых культур, картинки праздников.
Ход
   Под музыку участники игры входят в зал. Становятся полукругом.
Логопед: У каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? Но у человека есть еще и малая родина. Это край, район, город или село, где он живет.
1ребенок:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
                                                   И в старом красоту находим,
                                                   Хоть новому принадлежим.
2 ребенок:                                                               
                                                   Кубань – ты мать! Тебе хвала!
                                                   В веках ты видела  немало,
                                                   Когда б ты говорить могла,
                                                   То многое бы рассказала.
   Логопед: Какие замечательные слова! Я приглашаю вас поиграть в "Поле чудес", где мы вспомним, как жили наши  предки Кубанские казаки и чем занимались. Уважаемые гости, перед вами участники игры (дети называют свои имена).
   Игра состоит из 4 туров, победители 1,2,3 тура примут участие в 4 туре, из которого выйдет один победитель.
   В 1 туре примут участие (3 человека). Остальные дети займите места в зрительном зале.
1 тур "Лента времени".
Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.
1. Как называется наш край? (Краснодарский край, Кубань)
2. Перед вами разноцветные полоски, это части флагов, сложите их правильно и назовите флаг.
3. Как раньше назывались жители Кубани? ( Казаки)
4. Перед вами коробочки, возьмите их и скажите, для чего  при строительстве дома в фундамент закладывали  эти предметы ( шерсть-тепло в доме, монеты-богатство, зерно- много детей, сытые)
    Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков становится победителем тура. Если дети набрали равное количество очков, то им загадывается загадка.
Игра "В лесу-лесочке". ( Выходи играть ребята, выходи играть девчата, лента  яркая – атлас, кто водящий в этот раз)
   В 2 туре примут участие (3 человека). Остальные дети займите места  в зрительном зале.
2 тур " Труд и быт казаков".
Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.            
1. Представитель, какой профессии мог бы так сказать?
  • Куй железо, пока горячо (кузнец).
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь (портной).
  • Хлеб – всему голова (хлебороб).
2. Назовите старинные предметы быта, которыми пользовались казаки. (  Миска, глечик, чугунок, рубель, коромысло, самовар)
3. Логопед: казачки занимались вышивкой, плетением кружев.
- Назовите предметы для домашнего пользования, которые изготавливали казачки.
 - Вышивали рушники, салфетки, скатерти;
- шили кохты, фартуки, рубахи, брюки;
- вязали подзоры, салфетки, скатерти.
4. Издавна в нашем крае выращивали много зерна и из него варили кашу. Перед вами на столе картинки зерновых культур, назовите колосок, зерно, кашу.
   Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков становится победителем тура. Если дети набрали равное количество очков, то им загадывается загадка.
Физминутка "Молотьба".
    В 3 туре примут участие 3 человека. Остальные дети займите места  в зрительном зале.
3 тур "Семья".
Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.
Казачьи семьи были очень большими, в них жили старики, молодые, дети.
1. Назовите  как дети и младшие по возрасту казаки обращались к родным, взрослым (батя, батько, диду, баба, бабуня).
2.Объясните эти слова и выражения:
  • Принысы из крыныцы воды – принести из колодца воды.
  • Закрывай хвирточку – Закрывай форточку.
  • Побань рукы и сидай вэчерять – помой руки и садись ужинать.
  • Лягай спочивать – Ложись спать.
3.   В казачьих семьях отмечались праздники. Назовите по картинке праздник и      расскажите о нем.
4. Казачки искусстные мастерицы в приготовлении еды.
 Назовите:
- еду казаков (борщ, холодец, окрошка, лапша, галушки);
-  казачьи напитки (узвар, квас, кисель, компот);
- что пекли из муки (хлеб, пироги, каравай, ватрушки, пряники, пампушки).
   Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков становится победителем тура. Если дети набрали равное количество очков, то им загадывается загадка.
Игра" Оседлай коня".
    В 4 туре примут участие победители предыдущих туров. Остальные дети займите места  в зрительном зале.
4 тур "Народное творчество".
Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.
1.Назовите пословицы и поговорки о казаках:
·        Казак без коня – что солдат без ружья.
·        Казак сам голодает, а конь его сыт.
·        Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
·        Казаку конь себя дороже.
·        Береги рубаху с нову, а честь с молоду!
·        Труд казака кормит, а лень портит.
·        Какова пряха, такова на ней рубаха.
    Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков, становится победителем игры.
   Победитель игры получает приз.
   Логопед:  В старину на Кубани считалось, кто найдет подкову, тому она принесет счастье. (Участники игры дарят гостям подковы).
Автор: Вайс Марина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида станица Старощербиновская


Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тема урока: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию  главных, второстепенных членов, осложненности).
План урока:
I.                   Оргмомент.
II.                 Сообщение темы и задач урока.
III.              Выборочная проверка домашнего задания.
IV.              Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.
V.                Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.
VI.              Заполнение таблицы.
VII.           Итог урока. Рефлексия.
VIII.         Домашнее задание
Ход урока:
                          I.        Оргмомент.
                       II.        Сообщение темы и задач урока.
                     III.        Выборочная проверка домашнего задания.
                    IV.        Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.
Не нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты; недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.
                       V.        Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.
Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе загорелись блестящие звездочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
При анализе предложений дается понятие об их грамматическом значении, которое связано с наклонением и временем глагола. Внимание учащихся обращается на следующее: в 1-м предложении содержится сообщение о том, что происходит сейчас, в настоящем времени; во 2-м — произошло; в 3-м — о том, что произойдет, т. е. все сообщаемое в этих предложениях является реальным и отражает совершение действия в настоящем, прошедшем и будущем. В последнем предложении сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, поэтому предложение имеет значение побуждения, т. е. сообщаемое не является реальным.
(Ср.: Полюбовались бы вы!— сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; значение предложения — выражение желательности.)
                    VI.        Заполнение таблицы.
Учащиеся с помощью учителя составляют и заполняют таблицу.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Роль в языке
Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях
2. Строение и виды предложений по количеству главных членов           
Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения)

3. Виды предложений по количеству грамматических основ
Простые — одна грамматическая основа, сложные — две и более грамматических основ
4. Виды предложений по цели высказывания
Повествовательные (содержат сообщение); вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат побуждение к действию, приказ или просьбу)

5. Виды предложений по интонации
Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией)  и невосклицательные
6. Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов
Распространенные (есть  второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют)
7. Виды предложений по осложненности
Осложненные предложения (имеются  обращения,  или вводные слова, или однородные члены, или обособления)


                  VII.        Итог урока. Рефлексия.
– Всё ли у вас получилось на уроке?
- Над чем ещё нужно поработать?
               VIII.        Домашнее задание: подготовить по таблице рассказ о предложении, подобрав для иллюстрации ответа свои примеры
Автор работы: заместитель директора по УВР Наталья Николаевна Покровкова, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области