Цель:
- Убедить учащихся , что движение - это жизнь , а гиподинамия - основной фактор возникновения хронических болезней и сокращение жизни;
- Способствовать формированию умения самостоятельно работать , анализировать , работы выводы ;
- Работать в группе ;
- Влиять на воспитание потребности в здоровом образе жизни ;
- Положительного отношения к учению .
ход урока
И. Этап ориентации
С каким настроением , с желанием или без него , вы пришли сегодня в школу ?
Я знаю простое средство, которое известно с древних времен не только для поднятия настроения, но и для укрепления иммунитета, продления жизни. И. Павлов назвал это средство " зарядкой для подкорки, которая мобилизует защитные силы организма на борьбу против заболеваний" . От себя добавлю , что это средство не требует материальных затрат , оно доступно всем и мы можем использовать его по собственному желанию в любой момент .
Назовите и покажите это средство. ( Смех , улыбка . )
Чтобы вы предложили , чтобы ваша улыбка стала более искренней , естественной ?
Я предлагаю простой и забытый способ , которым вы можете пользоваться всегда , это - комплимент. Предлагает обменяться комплиментами с товарищем по парте.
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы и счастливы!
ІІ. Этап определения цели
Как много на свете чудес! Гигантские деревья и гигантские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы которые вызывают восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их хотя бы раз. Но ни одно чудо света не может сравниться с тем , что всегда с нами. Это чудо - мы сами!
"Многие чудес на свете нашем , и все же человек - чудо над чудесами " , - так когда-то сказал Софокл. С великим древнегреческим драматургом трудно не согласиться . А по мнению Достоевского , "человек - это тайна . Ее следует разгадать, и если разгадывать ее всю жизнь, то не говори , что потерял время " .
Вот и мы с вами причастны к разгадывание этой величайшей тайны , этого чуда .
Что же о человеке мы сейчас изучаем на уроках биологии?
А зачем вам его разгадывать, что дадут вам знания организма человека ?
Знание - Здоровье - Успех .
Итак, основой успеха является здоровье. А какая психологическая характеристика достаточно важна для достижения успеха ? Это память . Давайте потренируем и проверим ее .
Задача : я зачитываю сроки , а вы зарисовываете ассоциации, связанные с ними.
скелет ; мышцы ; опорно - двигательная ; ткани ; остеоциты ; миозиты ; хондроциты ; осанка ; сколиоз здоровья.
Воспроизведение по рисункам срок. Если вы воспроизвели 80% и более, у вас отличная память.
Составьте короткий логический связанный рассказ, используя эти термины : первый ряд - три ; второй ряд - следующие четыре ; третий ряд - последние три .
Исходя из рассказов учащихся, сидящих на третьем ряду, выясняем, что осанка и здоровье взаимосвязаны. Академик Норбеков говорил : " Все заболевания лечатся правильной осанкой и хорошим настроением " .
А какие же факторы влияют на ее формирование, от чего зависит больше, по вашему мнению, осанка человека ?
Вспомните опыт российского анатома Лесгафта ?
Известный философ Аристотель говорил : «Ничто так сильно не разрушает человека , как долгосрочное физическое бездействие " .
Сама природа создала опорно - двигательную систему для движения.
Так какой фактор является определяющим для правильного формирования опорно -двигательной системы , а поскольку организм - единое целое , то и для здоровья в целом?
Итак , тема нашего сегодняшнего урока " Двигательная активность и здоровье".
ІІІ . Этап проектирования
Так какие же задачи?
- Выяснить , как влияет на здоровье долгосрочное физическое бездействие ?
- Убедиться , что движение - это жизнь!
- Выяснить, другие факторы, которые влияют на формирование опорно -двигательной системы и здоровья организма в целом?
IV . Этап организации выполнения плана деятельности
1 . Задача . Обработайте полученный текст. Карандашом сделайте обозначения:
- Информация известна ;
+ - Новая информация ;
! - Интересная информация ;
? - Информация вызывает возражения , вопросы.
Дети получают листки с следующим текстом:
Пониженная двигательная активность - гиподинамия.
Влияние гиподинамии на организм:
- Вызывает ослабление силы сердечных сокращений , уменьшение работоспособности сердца , снижение тонуса сосудов, а затем развитие сердечно - сосудистых заболеваний ;
- В результате этого, соответственно, уменьшается кровоснабжение тканей и органов, обеспечение их необходимыми питательными веществами и кислородом ;
- Как следствие , возникает кислородное голодание тканей - гипоксия ;
- Замедляется обмен веществ в клетках , а поэтому замедляются процессы роста, снижаются сила и масса мышц, ослабляется иммунитет;
- Снижается уровень гемоглобина в крови и развивается анемия ;
- Нарушается обмен кальция и фосфора , в результате чего снижается прочность костей ;
- Снижение затрат энергии при гиподинамии , приводит к увеличению жировой ткани, ведет к увеличению веса , а впоследствии - ожирение ;
- Чрезмерная концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями , повышение уровня холестерина в крови, который оседает на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, вызывая нарушения кровообращения, ведет к развитию таких опасных болезней как атеросклероз , гипертония ;
- Нарушается работа эндокринной и нервной систем органов что ведет к ухудшению памяти , внимания , снижение умственной работоспособности , жизненного тонуса ;
- Эмоциональное состояние человека становится подавленным .
После обработки текста осуществляется его фронтальное обсуждения.
вывод
Итак , очень метко сказал Аристотель , физическое бездействие , гиподинамия действительно разрушают здоровье человека.
2 . Тогда попробуем доказать обратное , что движение - это жизнь!
Работаем в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием . Две минуты обсуждаем в группах задачи , затем каждая группа представляет свой ответ на него.
Задачи.
1 . Народная мудрость гласит : " Многие ходить - долго жить".
Как понимаете вы эту пословицу ?
Другие пословицы о здоровье вам известны?
2 . Народная мудрость гласит : " Утро встречай зарядкой , вечер провожай прогулкой " .
Как могла " родиться " в народе такая пословица ?
3 . Жорж Тиссо говорил : "Движение - источник здоровья , бездействие - могила здоровья" .
Подтверждаются слова Ж. Тиссо жизнью?
4 . В Элладе 2500 лет назад на огромной скале были выбиты слова: "Если хочешь быть сильным - бегай , если хочешь красивым - бегай , если хочешь быть умным - бегай " .
Докажите, что действительно, благодаря движению , можно стать сильным , красивым, умным.
5 . Что будет, если не зарядить винтовку? Что случится , если не зарядить аккумулятор автомобиля?
Винтовка НЕ выстрелит , автомобиль НЕ заведется. Водитель и охотник об этом не забывают. Но о том , что и свое собственное тело надо " заряжать" , заряжать ежедневно порцией бодрости , много людей, к сожалению , забывают.
Как заряжать ?
Это очень просто - каждое утро делать зарядку. Всего 10-15 минут упражнений на свежем воздухе или в комнате при открытой форточке - и запаса бодрости хватит на целый день. Есть и другие способы: играть на улице в подвижные игры с друзьями, ходить с родителями в походы, кататься на коньках и роликах. Сейчас производители спортивного инвентаря предлагают широкий ассортимент продукции для здорового и активного отдыха всей семьей: детские ролики labour Shop , коньки, мячи, лыжи и боксерские перчатки. Самое главное, чтобы было желание вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.
Как вы тренируете свое тело, " заряжаете" его бодростью ?
6 . Наш век называют веком "сидячей цивилизации".
Согласны ли вы с этим? Как сказывается это на здоровье современных людей ?
Вывод: значит , мы вместе доказали, что движение - это действительно жизнь .
3 . Нам осталось выяснить, какие другие факторы , кроме двигательной активности , влияющие на формирование опорно - двигательной системы и здоровье человека в целом. Для этого воспользуемся народной мудростью и высказываниями известных людей. В ходе нашей работы построим " Мост здоровья" , который ведет " от рождения - к долгой счастливой жизни" .
1 . Движение
2 . Рациональное питание
3 . Закаливание
4 . Соблюдение режима дня
5 . Научиться владеть эмоциями
6 . Заботиться о чистоте окружающей среды
7 . Нет - вредным привычкам
Пословицы и выражения , которые записаны на доске и используются , как подсказки
" Обжора роет себе могилу собственными руками " ( народная мудрость).
И. Павлов : " Чрезмерное увлечение едой - животность , пренебрежение ею - бессмыслица " .
" Лучше дружить с дураком , чем с табаком " ( народная мудрость).
И. Павлов : "Не пейте вина, не утруждают сердце табаком , и проживете столько, сколько жил Тициан" (итальянский живописец XV Тициан прожил 100 лет, когда средняя продолжительность жизни средневековья равнялась 40 лет).
" Веселая мысль - половина здоровья" ( народная мудрость).
"Солнце , воздух, вода - наши лучшие друзья " .
" Соблюдай режим планируй свой день".
" Суди не по годам , а по зубам " ( народная мудрость).
" Яблоко от яблони далеко не падает".
Вывод: шагайте по жизни этим мостом , и ваша жизнь будет долгой и счастливой .
V. Этап рефлексии. Итог урока
Оцените урок , ответив на следующие вопросы:
1 . Что на уроке было главным ?
2 . Что было интересным ?
3 . О чем новом узнали ?
VI . Домашнее задание
Выберите одно из заданий.
1 . Нарисовать "Древо жизни", где на зеленых листочках записать свои действия , укрепляющие ваше здоровье, влияющие положительно на организм ; на желтых - те действия , которые ослабляют здоровье , влияют на организм отрицательно ; на корнях - унаследованные от родителей; на стволе - самые важные в жизни , над которым нужно работать.
2 . Напишите сочинение-рассуждение на тему "Здоровье глазами детей" , или "Я - здоровый образ жизни" .
3 . Подготовьте агитационный выступление для младших школьников "Если хочешь быть сильным - бегай , если хочешь быть красивым - бегай , если хочешь быть умным - бегай ! "
- Убедить учащихся , что движение - это жизнь , а гиподинамия - основной фактор возникновения хронических болезней и сокращение жизни;
- Способствовать формированию умения самостоятельно работать , анализировать , работы выводы ;
- Работать в группе ;
- Влиять на воспитание потребности в здоровом образе жизни ;
- Положительного отношения к учению .
ход урока
И. Этап ориентации
С каким настроением , с желанием или без него , вы пришли сегодня в школу ?
Я знаю простое средство, которое известно с древних времен не только для поднятия настроения, но и для укрепления иммунитета, продления жизни. И. Павлов назвал это средство " зарядкой для подкорки, которая мобилизует защитные силы организма на борьбу против заболеваний" . От себя добавлю , что это средство не требует материальных затрат , оно доступно всем и мы можем использовать его по собственному желанию в любой момент .
Назовите и покажите это средство. ( Смех , улыбка . )
Чтобы вы предложили , чтобы ваша улыбка стала более искренней , естественной ?
Я предлагаю простой и забытый способ , которым вы можете пользоваться всегда , это - комплимент. Предлагает обменяться комплиментами с товарищем по парте.
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы и счастливы!
ІІ. Этап определения цели
Как много на свете чудес! Гигантские деревья и гигантские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы которые вызывают восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их хотя бы раз. Но ни одно чудо света не может сравниться с тем , что всегда с нами. Это чудо - мы сами!
"Многие чудес на свете нашем , и все же человек - чудо над чудесами " , - так когда-то сказал Софокл. С великим древнегреческим драматургом трудно не согласиться . А по мнению Достоевского , "человек - это тайна . Ее следует разгадать, и если разгадывать ее всю жизнь, то не говори , что потерял время " .
Вот и мы с вами причастны к разгадывание этой величайшей тайны , этого чуда .
Что же о человеке мы сейчас изучаем на уроках биологии?
А зачем вам его разгадывать, что дадут вам знания организма человека ?
Знание - Здоровье - Успех .
Итак, основой успеха является здоровье. А какая психологическая характеристика достаточно важна для достижения успеха ? Это память . Давайте потренируем и проверим ее .
Задача : я зачитываю сроки , а вы зарисовываете ассоциации, связанные с ними.
скелет ; мышцы ; опорно - двигательная ; ткани ; остеоциты ; миозиты ; хондроциты ; осанка ; сколиоз здоровья.
Воспроизведение по рисункам срок. Если вы воспроизвели 80% и более, у вас отличная память.
Составьте короткий логический связанный рассказ, используя эти термины : первый ряд - три ; второй ряд - следующие четыре ; третий ряд - последние три .
Исходя из рассказов учащихся, сидящих на третьем ряду, выясняем, что осанка и здоровье взаимосвязаны. Академик Норбеков говорил : " Все заболевания лечатся правильной осанкой и хорошим настроением " .
А какие же факторы влияют на ее формирование, от чего зависит больше, по вашему мнению, осанка человека ?
Вспомните опыт российского анатома Лесгафта ?
Известный философ Аристотель говорил : «Ничто так сильно не разрушает человека , как долгосрочное физическое бездействие " .
Сама природа создала опорно - двигательную систему для движения.
Так какой фактор является определяющим для правильного формирования опорно -двигательной системы , а поскольку организм - единое целое , то и для здоровья в целом?
Итак , тема нашего сегодняшнего урока " Двигательная активность и здоровье".
ІІІ . Этап проектирования
Так какие же задачи?
- Выяснить , как влияет на здоровье долгосрочное физическое бездействие ?
- Убедиться , что движение - это жизнь!
- Выяснить, другие факторы, которые влияют на формирование опорно -двигательной системы и здоровья организма в целом?
IV . Этап организации выполнения плана деятельности
1 . Задача . Обработайте полученный текст. Карандашом сделайте обозначения:
- Информация известна ;
+ - Новая информация ;
! - Интересная информация ;
? - Информация вызывает возражения , вопросы.
Дети получают листки с следующим текстом:
Пониженная двигательная активность - гиподинамия.
Влияние гиподинамии на организм:
- Вызывает ослабление силы сердечных сокращений , уменьшение работоспособности сердца , снижение тонуса сосудов, а затем развитие сердечно - сосудистых заболеваний ;
- В результате этого, соответственно, уменьшается кровоснабжение тканей и органов, обеспечение их необходимыми питательными веществами и кислородом ;
- Как следствие , возникает кислородное голодание тканей - гипоксия ;
- Замедляется обмен веществ в клетках , а поэтому замедляются процессы роста, снижаются сила и масса мышц, ослабляется иммунитет;
- Снижается уровень гемоглобина в крови и развивается анемия ;
- Нарушается обмен кальция и фосфора , в результате чего снижается прочность костей ;
- Снижение затрат энергии при гиподинамии , приводит к увеличению жировой ткани, ведет к увеличению веса , а впоследствии - ожирение ;
- Чрезмерная концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями , повышение уровня холестерина в крови, который оседает на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, вызывая нарушения кровообращения, ведет к развитию таких опасных болезней как атеросклероз , гипертония ;
- Нарушается работа эндокринной и нервной систем органов что ведет к ухудшению памяти , внимания , снижение умственной работоспособности , жизненного тонуса ;
- Эмоциональное состояние человека становится подавленным .
После обработки текста осуществляется его фронтальное обсуждения.
вывод
Итак , очень метко сказал Аристотель , физическое бездействие , гиподинамия действительно разрушают здоровье человека.
2 . Тогда попробуем доказать обратное , что движение - это жизнь!
Работаем в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием . Две минуты обсуждаем в группах задачи , затем каждая группа представляет свой ответ на него.
Задачи.
1 . Народная мудрость гласит : " Многие ходить - долго жить".
Как понимаете вы эту пословицу ?
Другие пословицы о здоровье вам известны?
2 . Народная мудрость гласит : " Утро встречай зарядкой , вечер провожай прогулкой " .
Как могла " родиться " в народе такая пословица ?
3 . Жорж Тиссо говорил : "Движение - источник здоровья , бездействие - могила здоровья" .
Подтверждаются слова Ж. Тиссо жизнью?
4 . В Элладе 2500 лет назад на огромной скале были выбиты слова: "Если хочешь быть сильным - бегай , если хочешь красивым - бегай , если хочешь быть умным - бегай " .
Докажите, что действительно, благодаря движению , можно стать сильным , красивым, умным.
5 . Что будет, если не зарядить винтовку? Что случится , если не зарядить аккумулятор автомобиля?
Винтовка НЕ выстрелит , автомобиль НЕ заведется. Водитель и охотник об этом не забывают. Но о том , что и свое собственное тело надо " заряжать" , заряжать ежедневно порцией бодрости , много людей, к сожалению , забывают.
Как заряжать ?
Это очень просто - каждое утро делать зарядку. Всего 10-15 минут упражнений на свежем воздухе или в комнате при открытой форточке - и запаса бодрости хватит на целый день. Есть и другие способы: играть на улице в подвижные игры с друзьями, ходить с родителями в походы, кататься на коньках и роликах. Сейчас производители спортивного инвентаря предлагают широкий ассортимент продукции для здорового и активного отдыха всей семьей: детские ролики labour Shop , коньки, мячи, лыжи и боксерские перчатки. Самое главное, чтобы было желание вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.
Как вы тренируете свое тело, " заряжаете" его бодростью ?
6 . Наш век называют веком "сидячей цивилизации".
Согласны ли вы с этим? Как сказывается это на здоровье современных людей ?
Вывод: значит , мы вместе доказали, что движение - это действительно жизнь .
3 . Нам осталось выяснить, какие другие факторы , кроме двигательной активности , влияющие на формирование опорно - двигательной системы и здоровье человека в целом. Для этого воспользуемся народной мудростью и высказываниями известных людей. В ходе нашей работы построим " Мост здоровья" , который ведет " от рождения - к долгой счастливой жизни" .
1 . Движение
2 . Рациональное питание
3 . Закаливание
4 . Соблюдение режима дня
5 . Научиться владеть эмоциями
6 . Заботиться о чистоте окружающей среды
7 . Нет - вредным привычкам
Пословицы и выражения , которые записаны на доске и используются , как подсказки
" Обжора роет себе могилу собственными руками " ( народная мудрость).
И. Павлов : " Чрезмерное увлечение едой - животность , пренебрежение ею - бессмыслица " .
" Лучше дружить с дураком , чем с табаком " ( народная мудрость).
И. Павлов : "Не пейте вина, не утруждают сердце табаком , и проживете столько, сколько жил Тициан" (итальянский живописец XV Тициан прожил 100 лет, когда средняя продолжительность жизни средневековья равнялась 40 лет).
" Веселая мысль - половина здоровья" ( народная мудрость).
"Солнце , воздух, вода - наши лучшие друзья " .
" Соблюдай режим планируй свой день".
" Суди не по годам , а по зубам " ( народная мудрость).
" Яблоко от яблони далеко не падает".
Вывод: шагайте по жизни этим мостом , и ваша жизнь будет долгой и счастливой .
V. Этап рефлексии. Итог урока
Оцените урок , ответив на следующие вопросы:
1 . Что на уроке было главным ?
2 . Что было интересным ?
3 . О чем новом узнали ?
VI . Домашнее задание
Выберите одно из заданий.
1 . Нарисовать "Древо жизни", где на зеленых листочках записать свои действия , укрепляющие ваше здоровье, влияющие положительно на организм ; на желтых - те действия , которые ослабляют здоровье , влияют на организм отрицательно ; на корнях - унаследованные от родителей; на стволе - самые важные в жизни , над которым нужно работать.
2 . Напишите сочинение-рассуждение на тему "Здоровье глазами детей" , или "Я - здоровый образ жизни" .
3 . Подготовьте агитационный выступление для младших школьников "Если хочешь быть сильным - бегай , если хочешь быть красивым - бегай , если хочешь быть умным - бегай ! "