25.01.13 |

Развивающее занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Встреча двух миров»

Согласно материалам Конвенции о правах ребенка, конечной целью образования должно стать всестороннее развитие молодого человека, подготовка его к активной взрослой жизни в обществе, что, наряду с другими задачами, определяется также уровнем готовности к реализации супружеских ролей в семье, умением общаться и поддерживать доброжелательные отношения с близким человеком. 
Принимая во внимание, что взросление современной молодежи происходит в сложных условиях, подготовка к браку и семье приобретает особую актуальность. Приобрести необходимые навыки в построении доброжелательных и гармоничных отношений с друзьями и близкими людьми могут помочь тренинги для подростков Они существенно ускорят процесс приближения к поставленной цели и помогут избежать ошибок. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют четкого представления о том, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них накладывает брак, отцовство, как оптимально сочетать семейные и общественные обязанности и т.д..
Развивающее занятие «Встреча двух миров» является средством групповой работы со старшеклассниками, которая проводится с учетом основных принципов тренинговой работы.
Программа занятия основывается на принципах гуманистической психологии, взглядах и подходах гештальт-терапии и арт-терапии; использует широкий набор методических приемов и техник.
Цель и задачи: содействие осознанию подростками половой принадлежности, формирование адекватного образа мужчины и женщины, повышение уровня знаний об особенностях, сильные и слабые стороны противоположного пола; практическую отработку навыков налаживания отношений между юношами и девушками.
Время проведения: 1ч 45 мин
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
 
п/п
Часть
Технический прием
Ресурсное обеспеченне
Час
1
Разминка. 
Создание эмоциональной
атмосферы.
Игра-разминка «Назови свое имя».

Маркеры, бейджики
10 м.
2
Введение в атмосферу занятия, мотивация.
Упражнение «Закончи фразу».
Ручки, блокноты, флипчарт

15 м
Информационное сообщение тренера
Слайды презентации
10 м
3
Основная часть. Раскрытие темы занятия.
Упражнение «Особенности полов»
Ватман, маркеры
15 м
Упражнение «Два мира»
Листи ватмана, маркеры, карточки с заданиями, журналы
30 м
Упражнение «Встреча двух миров»
Маркеры
15 м
4
Заключительная часть.
Обсуждение приобретенного опыта, рефлексия участников групы.

10 м
Содержание тренингов ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Назови свое имя»
Участники группы садятся в круг, оформляют бейджики с тренинговым именем. Психолог предлагает поочередно представиться, называя свое имя. Если в группе подростки незнакомы между собой, можно предложить им что-нибудь рассказать о себе, о своих увлечениях, особенностях характера, настроении. Это упражнение создает в группе эмоционально благоприятный фон и способствует усилению личностного общения между участниками.
После того, как все представятся, можно предложить подросткам поделиться чувствами, эмоциями, которые возникали у них во время выполнения упражнения. Особенно стоит обратить внимание на детей, которые испытали трудности, чувствовали неловкость, когда называли себя или рассказывали о себе.
При обсуждении следует спросить участников, которым трудно выполнять упражнение, какие чувства возникали во время презентации?
Упражнение «Заверши фразу»
Участникам предлагается завершить следующие фразы:
"Мне нравится быть девушкой (юношей), потому что".
"Мне трудно быть девушкой (юношей), потому что".
"Мне хотелось бы быть юношей (девушкой), потому что".
"Мне не хотелось бы быть юношей (девушкой), потому что".
После того, как участники выполнят работу самостоятельно, они поочередно зачитывают полученные выражения. Можно провести обсуждение, в котором подростки делятся опытом, полученным во время выполнения упражнения, отмечают, какую фразу завершить легче, а какую сложнее.
Информационное сообщение тренера
В сообщении тренер раскрывает участникам тему занятия, опираясь на знания подростков, полученные из учебных дисциплин, опыт старшеклассников. Психолог отмечает, что все люди имеют одинаковую природу, но каждый из представителей рода человеческого неповторим. Между людьми есть много различий и главное - это принадлежность к определенному полу. Мужчины и женщины отличаются друг от друга, что обусловлено их половой принадлежностью. Однако каждый человек несет в себе элемент женственности, а каждая женщина имеет в своем характере сильные качества. Не будь этого, представители разных полов никогда не смогли понять друг друга, прийти к согласию во взаимоотношениях.
Упражнение «Особенности пола»
Участники делятся на две подгруппы (юноши и девушки). Каждая группа получает лист ватмана, на котором нарисован круг, разделенный пополам. Группы получают задания: в каждой половине круга записать отдельно сильные, отдельно - слабые стороны мужского пола (задача для девочек) и женского пола (задача для мальчиков). После выполнения задания каждая группа представляет свою работу. Проводится обсуждение, во время которого дети отвечают на вопрос:
«Какие сильные качества присущи мужчинам, а какие женщинам?"
«Что можно сказать о слабости представителей обоих полов?"
«Есть женщины с сильными чертами характера?"
В результате обсуждения участники группы приходят к выводу, что трудно выделить черты характера, присущие только мужчинам или женщинам. Представление о том, что мужчины - сильный пол, а женщины - слабый - это лишь стереотипы, принятые в обществе. Мы смотрим на общение между представителями разного пола сквозь призму стереотипов, навязанных культурой, семьей, которая иногда мешает строить гармоничные отношения.
Упражнение «Два мира»
Упражнение выполняется в подгруппах (ребята). Психолог сообщает, что сегодня каждая группа имеет удивительную возможность построить свой фантастический мир - «мир мужества» и «мир женственности». В каждом из этих миров существуют люди только одного пола, то есть мужского или женского. Жители каждого «мира» живут автономно, лишь зная о существовании другого. Жители каждого мира имеют по три уникальные способности. В мире мужества это: «доступность любого знания», «неиссякаемая сила» и «мужество». В царстве женственности это: «способность вечно поддерживать семейный очаг», «возможность рожать детей с желаемыми качествами», «никогда неувядающая красота». Участникам предлагается создать модель своего мира, учитывая указанные способности и собственные пожелания. Течение 30 минут каждая подгруппа работает над созданием коллажа на тему «Мир мужества» и «Мир женственности».
Когда коллажи готовы, участники каждой группы презентуют модель своего мира. После презентации работ происходит обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, что нового они узнали о мире противоположного пола, насколько интересно было создавать модель своего мира и т.д.
Упражнение «Встреча двух миров»
Психолог отмечает, что все в мире строится на взаимоотношениях, среди которых сложными являются отношения между мужчинами и женщинами. По своему содержанию они могут быть самыми разнообразными, проявляться в различных формах. В предыдущем упражнении участники группы построили свой мир и узнали о существовании мира противоположного пола. Сейчас каждой группе предстоит решить, как они будут строить взаимоотношения с представителями другого мира. Участники могут выбрать только один из трех вариантов развития отношений:
- Видеть представителей другого мира, не имея возможности связаться с ними;
- Встречаться на общих праздниках;
- Слиться в единый мир.
Участники могут принять решение ничего не менять в своей жизни и не контактировать с представителями другого мира.
По условиям упражнения, если участники выбирают первый вариант, они должны отказаться от одной из трех способностей своего народа, аргументируя свой выбор. Второй вариант развития отношений требует отказа от двух способностей и соответственно двух аргументов. Выбор третьего варианта требует от участников отказа от всех особенностей своего народа, согласно наведения трех аргументов.
Группы принимают решения. После аргументации выбора проводится обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями, чувствами, которые возникали в во время выполнения упражнения. Психологу важно обратить внимание детей на то, что приобрели представители каждого мира, приняв то или иное решение.
Рефлексия участников группы.
Участники становятся в круг, держась за руки. Каждый по очереди завершает фразу: «Сегодня я (научился, почувствовал, понял и так далее». После высказывания каждого участника вся группа делает шаг вперед. После высказывания всех, круг должен сузиться. Этот вариант окончания занятия способствует созданию позитивной атмосферы в группе.
Автор: Мельникова Елена Леонидовна, практический психолог Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 97 Донецкого городского совета Донецкой области

Открытый урок по музыкальному искусству в 5 классе на тему: «Музыка к кинофильмам»

Тема урока: "Музыка к кинофильмам"
Цель: Обогатить воображение учащихся о музыке к кинофильмам, в основе которых лежит литературный сценарий. Сосредоточить внимание учащихся на кинофильмах, в которых музыка является «действующим лицом» или помогает ярче раскрыть содержание и образы героев. Развивать способность выявлять главную мысль в сюжетах «музыкальных кинофильмов». Воспитывать эстетический вкус учащихся. Развивать вокальные навыки. Развивать общие и специальные способности. Формирование культуры художественного восприятия, т.е. способности к его переживания и понимания. Формирование индивидуальности музыкально-эстетического восприятия. Приобретение элементарных умений и навыков художественно-творческой деятельности. Накопление художественного опыта, формирования музыкального мышления и способности к художественно-музыкальному познанию действительности.
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, напоминание, сравнение, вопросы, анализ, дирижерский жест, рабочий жест.
Оборудование: синтезатор, телевизор, DVD-проигрыватель, CD-диск, иллюстрации.
Ход урока.
Добрый день. Начинаем урок музыкального искусства.
1. Музыкальное приветствие. (Дети выполняют музыкальное приветствие).
2. Актуализация знаний. Киноискусство - одно из самых молодых среди всех видов искусств. Оно сочетает в себе признаки литературы, театра, изобразительного искусства и музыки.
Музыка играет очень важную роль в киноискусстве. Она звучит не только в мюзиклах, музыкальных фильмах и комедиях, но и документальном и художественном кино. Как и музыка, киноискусство разворачивается во времени, в движении, поэтому слово «кино» происходит от греческого «движение». Даже первые фильмы, которые были немыми, сопровождались игрой пианиста-иллюстратора. 
Учащиеся могут вспомнить фильмы (в том числе и мультипликационные), запомнившиеся им своей музыкой. Стоит различать фильмы, где музыка является фоном - сопровождает титры в начале или в конце и события сюжета, а также фильмы, в которых музыка «действует», то есть фильмы о музыке и музыкантах.
Создать музыку к кинофильмам - непростое дело. Для этого нужно быть не только композитором, но и знать законы и правила создания кино. Предложить учащимся вспомнить фильмы, в которых музыка играет важную роль, является действующим лицом (например «Веселые ребята», «Дети капитана Гранта» и т.д.).
3. Проективная методика - тест М. Люшера. Использую для диагностики эмоциональных состояний и чувств учеников.
Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Ирина Волобуева
Перед тем, как ученики начинают слушать музыку раздаю разноцветные карточки. Далее прошу каждого выбрать приятный для него цвет и отложить карточку цветом вниз. Так определяю начальное эмоциональное состояние ребенка. Через 2-3 минуты повторяем, и ученики часто выбирают совсем другие цвета. По М. Люшером, первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй - настоящий.
4. Слушания. Р. Роджерс. «До-ре-ми». Фрагмент из кинофильма «Звуки музыки».
Ни один воспитатель не справляется с непоседливыми и невероятно непослушными детьми. Но вот пришла молодая воспитательница, которая очень любит музыку и хорошо поет. Своим пением она захватила детей, дети также полюбили музыку и с удовольствием начали петь. Воспитательница придумывала для них интересную музыку, которая вырастала из простых интонаций, нескольких звуков, даже обычных гам.
Веселая детская музыка, так часто звучащая в фильме, превратилась в его главное действующее лицо.
Американский музыкальный фильм «Звуки музыки», создан на основе одноименного мюзикла композитора Роберта Роджерса. Интересный разнообразными, порой драматическими событиями сюжет этого фильма привлекает еще и тем, что музыка приносит героям фильма радость, добро, наделяет их дружбой и любовью, помогает в трудные моменты.
5. Музыкальный материал, Р. Роджерс. «До-ре-ми».
То, что эта музыка превратилась в главного героя этого фильма вы сейчас убедитесь сами, разучив музыкальный фрагмент из кинофильма.
Разучивание фрагмента производится нотной записью, предварительно расписанной на звукоряде, который лежит в основе (до мажор). Работа над интонированием малых секунд в восходящем и нисходящем движении. Обратить внимание на точное интонирование каждой ступени в восходящем и нисходящем движении, чтобы пение мажорного звукоряда было правильным.
Ученики должны петь, как эхо от пения учителя в начальном музыкальном диалоге. Обратить внимание на активный аккомпанемент, который должен способствовать достижению насыщенности и яркости звучания, постепенному ускорению темпа.
6. Творческая работа. Р. Роджерс. «До-ре-ми».
Самостоятельное создание музыки. Оно помогает ученикам лучше понять: каким образом и какими средствами музыкальной выразительности удается композиторам создать определенный образ.
7. Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкой в ​​кинофильмах и узнали, что киноискусство - одно из самых молодых видов всех искусств и музыка играет важную роль в киноискусстве. А на примере каких прослушанных произведений мы в этом убедились? (Ответы).
_________________________________________
Если у вас есть сайт, то конечно же вы знаете что такое продвижение сайта в поисковых системах и для чего оно необходимо. И, как не крути, но в этом серьезном процессе без профессиональных и квалифицированных специалистов никак не обойтись. Мне лично по душе компания "Бихайв" - отличный результат без особых хлопот.