06.11.09 |

Эмоции и дети. Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования

Автор предлагаемого вниманию читателей материала - Татьяна Степановна Балакирева. В системе дошкольного воспитания работает более 30 лет. Имея большой опыт взаимодействия с детьми, хотела бы поделиться им с молодыми педагогами-психологами.
В работе большое внимание я уделяю развитию эмоционально-волевой сферы детей. Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведен только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С. Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно-эмоцио-нальной сфере личности ребенка.
Изучение генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи и т.д.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.
Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, сам мотив, послуживший основой принятия решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т.д.).
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
В настоящее время выявлено следующее: у детей часто отмечаются состояние эмоциональной напряженности, регресс эмоциональной децентра-ции и, как следствие, напряженные отношения в семье, в детском коллективе.
В работе я использую игры и занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
Предлагаю вашему вниманию сценарии нескольких занятий, которые включают этюды и игры для выражения различных эмоциональных состояний, снятия напряжения, адаптации к новым условиям жизни в детском саду.
Вторая младшая группа Занятие 1
Программные задачи. Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи, чувствен- ного восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Снижение агрессивности, гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого.
Материал. Кошка (мягкая игрушка), волшебная палочка, красиво оформленный сундучок (в нем перышко, кубик, щетка, меховой воротник, шарик).
Ход занятия
Мягкая игрушка (кошка) приходит в группу и приглашает детей в гости. Они (шесть-восемъ человек) идут за кошкой в игровую комнату, где садятся на стулья, стоящие по кругу.
Педагог. К кому вы пришли в гости? Дети. К кошке.
Педагог. Как ее зовут? Не знаете? Может быть, кошка сама нам представится? Кошка. Меня зовут Беляночка. Педагог. Машенька, как кошечку зовут? Алеша, как кошечку зовут? И т.д.
Кошка. А я не знаю, как зовут детей. Друзья, давайте познакомимся.
Подходит к каждому ребенку, он называет свое имя, берет кошку за лапку, гладит, обнимает и т.д. (по желанию). Педагог. Вы все потрогали кошечку. Какая она?
Дети. Мягкая, пушистая, теплая, нежная, ласковая и т.д.
Педагог. Беляночка, посмотри: у нас есть волшебная палочка. Кто нам ее подарил? (Гном) Посиди, Беляночка, посмотри, как мы будем играть.
Игра «Превращения». Взмах палочкой, и дети превращаются в комариков, злых собак, добрых, ласковых котят, птичек.
Педагог. Стулья наши превращаются в норки. А вы в кого? Дети. Мы - мышки. Педагог. Бегите, мышки, скорей в свои домики-норки. Вы же знаете, как мышки боятся кошку.
Дети вместе с педагогом читают четверостишие, меняя силу голоса.
Как страшно мышке жить в норушке (тихо, даже шепотом, подпирая рукамищеки и меняя выражение лица, показывают страх).
У кошки ушки на макушке (громко, ладонями показывают ушки на голове).
Педагог. Волшебная палочка опять превратила всех вас в деток, и вы вновь сидите на стульях. Интересно, пальчики не забыли вернуться на руки? Покажите их. Давайте поиграем пальчиками.
Предлагает рассказать стихи пальцами.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Педагог. Покажите апельсин. Какой он? Теперь расскажем кошечке, как мы делим апельсин.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка... кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда!
Педагог. Дети, Беляночка принесла чудо-сундучок, но где его поставила -забыла. Помогите ей найти сундучок.
Дети ходят по комнате в поисках сундучка, находят, садятся на ковер, рассматривают красивый сундучок и его содержимое.
Педагог. Это пе
рышко, это кубик, а
вот воротничок, ще
точка, шарик (всеми
предметами прикаса-
ется к каждому
ребенку).
Затем проводится игра «Ласковые лапки». Ребенку предлагают поднять рукав по локоть. Объясняют, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ее ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» (предмет) прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Педагог. Как у нас жарко! Соку захотелось попить. Мы ведь знаем игру «Выжмем сок». Поиграем? Вставайте в круг.
Игра «Выжмем сок». Каждый ребенок придумывает, каким фруктом он станет. По одному заходят в круг, а оставшиеся за кругом нежными прикосновениями «выжимают» из них сок. Затем все дети показывают, как они пьют сок, и, меняя выражение лица в зависимости от того, сладкий он или кислый, выражают свои эмоции.
Кошка. Мне с вами очень понравилось играть. А вам понравилось у меня в гостях? (Да.) Придете еще? (Да.) До свидания. Вам уже пора на прогулку? Я вас провожу.
Занятие 2
Программные задачи. Эмоциональное сближение детей. Развитие воображения, фантазии. Воспитание умения чувствовать состояние других, сопереживать.
Материал. Разные зверушки (мягкие игрушки). Декорации сказочного леса. Волшебная палочка.
Ход занятия
Педагог приходит в группу с волшебной палочкой. Обыгрывает момент попадания в сказку. Вместе с детьми идет в игровую комнату, оформленную в виде сказочного леса (под каждым кустиком, у каждого пенька какое-либо животное -мягкие игрушки).
Педагог. С помощью волшебной палочки мы попали в сказку. Посмотрите, как много зверей в лесу! Познакомьтесь с кем-нибудь из них.
Дети выбирают игрушку и садятся на «лесной полянке» в круг. Педагог. Потрогайте, пощупайте своих друзей. Давайте порадуем их добрыми словами.Каждый ребенок говорит о своей игрушке несколько слов (мягкая, добрая, пушистая и т.д.). В случае затруднения педагог задает наводящие вопросы.
Педагог. Посмотрите, в нашем лесу растет цветик-семицветик. Он будет нас переносить в разные места. Давайте сорвем любой лепесток и произнесем волшебные слова.
Дети повторяют за педагогом.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
«Будь по-моему», - вели.
Вели, чтобы мы оказались
На Северном полюсе!
Дети изображают, как им холодно, прижимают к себе игрушки, греясь сами и согревая их. Далее педагог срывает оставшиеся лепестки - дети оказываются на острове плакс («плачут»); на острове хохотунчиков (смеются) и т.д. Затем возвращаются в сказочный лес. Отпускают своих зверей-друзей погулять (усаживают свои игрушки в любом месте леса).
Педагог. Мы с вами видели, как по лесу шли два медвежонка. Они объелись зелеными яблоками. У них животы болят.
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим.
Дети «рассказывают» четверостишие мимикой, жестами, движениями.
Педагог. А вот и мартышки! Вставайте в круг, поиграем!
Дети читают вместе с педагогом стихотворение и обыгрывают его, выполняя указанные в нем движения.
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем - «А»,
Рожицы состроим. Как скажу я слово «три»,
Все с гримасою замри.
Педагог. Посмотрите, как много мусора оставили после себя мартышки! Поможем порядок в лесу навести?
Проводится игра «Соберимусор». Дети собирают мягкие предметы в большую корзину, твердые - в маленькую.
Педагог. Вот и дрозды прилетели в наш лес. Вот два дроздочка, и вот два дроздочка, и вот еще два дроздочка.
Дети встают по двое друг напротив друга, повторяют вслед за педагогом стихотворные строки.
Я дрозд (показывает на себя),
Ты дрозд (показывает на товарища и т.д.).
У меня нос,
У тебя нос,
У меня щечки гладки,
У тебя щечки гладки,
У меня губки сладки,
У тебя губки сладки,
Я твой друг,
Ты мой друг,
Мы любим друг друга (обнимаются).
Педагог. Понравилась прогулка по сказочному лесу? (Ответы) Мне тоже. С вами так было весело! Давайте еще раз покажем, как мы любим друг друга (все обнимаются). Сейчас взмахнем волшебной палочкой, сказочный лес исчезнет, и мы окажемся в детском саду.
Подготовительная к школе группа
Занятие 1
Программные задачи. Эмоциональное сближение детей и совершенствование умения откровенно выражать свои чувства. Стимулирование воображения. Развитие фантазии, слухового восприятия.
Материал. Волшебная палочка. Листы белой бумаги с кляксами (на каждого ребенка). Свеча в подсвечнике.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка, дети входят в зал.
Педагог. Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Я очень рада видеть вас усебя в гостях. Сейчас мы поприветствуем друг друга. Но приветствовать мы будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет мое приветствие и точно так же передаст его соседу - дотронется до него. И так далее, пока ' мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны. Замечательно! А сейчас мы проведем игру «Похвали соседа».
Педагог хвалит своего соседа - ребенка справа, каждый ребенок хвалит своего соседа справа, последний хвалит педагога.
Педагог. Как вы думаете, кто лучше всех хвалил своего соседа?
Выслушивают мнение каждого ребенка, выявляют, кто самый лучший «восхвалителъ».
Педагог. Вы очень старались хвалить своего соседа, и за это я, добрая фея, с помощью этой волшебной палочки перенесу вас на бал, где много бабочек, стрекоз, жуков, комариков и других насекомых.
Дети закрывают на мгновенье глаза. Как только начинает звучать музыка, открывают их и танцуют, изображая то или иное насекомое (1 минута).
Далее музыка меняется несколько раз. На каждую смену педагог говорит, где оказались дети (у морского царя, на дискотеке у кузнечиков и т.д.), и они изображают то подводных жителей (рыбы, русалки, крабы...), то кузнечиков (примерно по 1 минуте).
Звучит очень медленная музыка.
Педагог. Вы оказались в стране «Кляксография». Посмотрите, кляксы ленятся, ничего не хотят делать. (Листы бумаги с кляксами лежат на ковре) Выберите любую кляксу и превратите ее во что-нибудь интересное.
Звучит другая музыка, под звуки которой дети дорисовывают детали, чтобы из кляксы получился какой-нибудь персонаж:. По окончании работы все рассматривают рисунки, педагог хвалит детей. Волшебная палочка возвращает их в детский сад, все садятся в круг на стулья.
Педагог. Посмотрите в окно: какое яркое солнце! Солнечный зайчик прыгнул вам в глаза - закройте их. Он побежал дальше — нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. А теперь погладьте голову, шею, руки, ноги, животик... Он бегает по всему вашему телу. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, и вы погладьте его и подружитесь с ним. Молодцы! А сейчас представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. Теперь согните их и приблизьте к себе. Медленно сгибайте пальчики по одному, спрячьте в ладони птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони - ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам. Отлично!
Наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечку. Мы будем передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.
Занятие 2
Программные задачи. Развитие способности ощущать близость и тепло другого. Тренировка умения выражать эмоции мимикой. Развитие воображения.
Материал. Рисовальные принадлежности, листы белой бумаги.
Ход занятия
Педагог. Я лесная фея. Очень рада видеть вас в моих владениях. Но и вы не дети, а лесные жители: медведи, лисы, зайцы, тигры и т.д. Кто кем хочет, тем и будет. Мы встретились на этой лесной полянке и сейчас поприветствуем друг друга. Скажите, животные умеют приветствовать, как люди? (Нет) Значит, приветствовать друг друга мы будем жестами. (Дети встают парами по кругу) Поздоровайтесь друг с другом (носами потритесь). Спросите, как дела (соедините ладони). Общих друзей встречали? (Спинами трутся) Нет? Да? (Головой мотают) Я так рада вас видеть! (Обнимаются) Молодцы!
Организуется игра «На что похоже твое настроение сегодня». Дети сравнивают свое настроение с каким-либо природным явлением.
Затем начинает звучать музыка, педагог читает стихотворение «Облака» Н. Екимовой, а дети пытаются передать содержание стихотворения движениями.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел, то я вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго, долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко Расстроилось всерьез:
- Ой, кто там, в глади озера,
Пушистенький такой.
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать. Звучит другая музыка. Педагог. Сегодня вы станете необычными художниками. Будете рисовать, не глядя на лист бумаги. (Дети смотрят на педагога или вдаль, а педагог говорит, что рисовать) Нарисуйте солнце, молнию, тучи, летящих птиц, ручеек, облака, горы, волны, радугу и т.д. Давайте посмотрим, какие красивые каракули у вас получились. А сейчас вам надо найти, какие образы в них прячутся, на что они могут быть похожи.
Дети дорисовывают намеченные изображения, получаются интересные рисунки.
Пребывание в гостях у лесной феи заканчивается отдыхом у костра (зажженная свеча). Дети представляют, как сказочный костер дарит им тепло, спокойствие, доброту.
Педагог. Посидев у волшебного костра, мы стали добрыми, спокойными, заботливыми, умными и т.д.