Сегодня, как никогда, актуальна проблема модернизации образовательной политики вообще и дошкольного в частности. Актуально приведение учебно-воспитательного процесса, организации развивающей среды в каждом дошкольном учреждении в полное соответствие ГОСТу. Практическое решение задач современного дошкольного образования требует основательной психолого-педагогической основы для организации образовательного процесса и создание развивающей среды. Основной нормативный документ, определяющий современные требования к содержанию и объему дошкольного образования в Украине, ее приоритеты - Базовый компонент дошкольного образования. Шагом на пути к реорганизации и обновления содержания дошкольного образования, в соответствии с Законом Украины "О дошкольном образовании", стала Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста "Я в Мире". Программа ориентирует педагогов дошкольных учреждений на обновление развивающей среды в соответствии со сферами и линиями развития жизнедеятельности дошкольников. Насыщенная и рационально обустроенная предметно-игровая и естественно- развивающая среда является местом для игр детей и стимулом, побуждающим к определенной самостоятельной деятельности.
Привлекают детей, подсказывают им творческие замыслы, помогают элементарно сориентироваться в ситуации выбора и вызывают стремление к содержательной игровой деятельности следующие элементы развивающие-игровой среды:
- соответствующие возрасту детей игрушки;
- игровое и физкультурное оборудование, спортивный инвентарь;
- материал для детской;
- принадлежности и материал для лепки, рисования, аппликации, конструирования, дизайнерской деятельности;
- атрибуты к подвижным и творческим играм.
Данные элементы предметно-игровой среды эффективно выполняют такую функцию при условии их удобного размещения в доступных местах, на достаточных площадях групповых помещений, игровых площадках и участках дошкольного учреждения.
С внедрением базовой программы «Я в Мире» в учебно - воспитательный процесс заведений, развивающую предметно - игровую среду следует привести в соответствие с реализацией всех семи линий развития личности дошкольника.
Взрослый должен создавать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисково-исследовательскую деятельность, решать различные ситуации самостоятельно, по-своему.
Создание в дошкольном учреждении полноценной развивающей предметно-игровой среды и обеспечение соответствующей позиции воспитателя в организации деятельности детей - ведущее средство реализации задач современного реформирования дошкольного образования.