Программное содержание: совершенствовать умение детей различать на слух
свистящие и шипящие звуки [ С-Ш ] в слогах, словах, предложениях; давать
сравнительную характеристику этих звуков; упражнять детей в делении слов на
слоги; звуковом анализе и синтезе; создании качественных прилагательных от
существительных; составлении простых распространенных предложений; отгадывании загадок;
чтение простых по структуре слов.
Развивать фонематический слух, чувство ритма, артикуляционную и мелкую моторику
пальцев рук, логическое мышление.
Воспитывать коллективизм, активность, дисциплинированность, внимание,
товарищеские чувства.
Оборудование и материалы:
Предметные рисунки одежды, собаки, мышки, автобуса, гадюки, леса; наголовники;
печатные буквы С, Ш; загадки; билетная касса; дидактические игры: «Поезд»,
«Какой сок?», «Слово рассыпалось», «Звуковая Полянка», «Ромашка [С-Ш]», «Вставь
пропущенные слова»; демонстрационный материал «Веселая грамматика-антонимы»;
ребус «Колесо».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Дети стоят на коврике, образовав круг; произносят поздравительную гимнастику и
сопровождают ее пальчиковой упражнением «пальчики здороваются»).
- Доброе утро, солнце приветливое!
- Доброе утро, небо голубое!
- Доброе утро, в небе птички!
- Доброе утро, все малыши!
- Я вас приветствую и люблю. (дети берутся за руки)
- Потому что мы живем в одном краю.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель-логопед:
- Сегодня к нам на занятие пришли два звука, две буквы ( показывает букву
С -дети называют ее и показывает букву Ш, дети также ее называют). Раньше вы их
частенько путали и это им было не очень приятно. Но мы с вами работали над
этими звуками. И чтобы проверить вас, научились ли вы их различать, мы
отправимся вместе в увлекательное путешествие в страну Звукляндию в сказочный
лес. Согласны?
Дети: «Да! ДА!»
-А на чем мы будем путешествовать? Отгадайте:
В поле стремянки длинные лежат,
По лестницам домики с детьми спешат? (рисунок поезда)
3. Сравнительная характеристика звуков С-Ш: игра «Купи билет».
Нужно на поезд купить билеты - буквы ( девочки - Ш, мальчики - С) - цена
билета-правильный ответ.
Учитель-логопед задает вопросы, а дети, став в очередь в кассу, по очереди
отвечают и получают буквы. Воспитатель вставляет полученные буквы в
наголовники детей.
- Звук С - гласный или согласный?
- Звук Ш - гласный или согласный?
- Звук С - звонкий или глухой?
- Звук Ш - звонкий или глухой?
- Звук С - твердый или мягкий?
- Звук Ш - твердый или мягкий?
- Сссс - на каком этаже живет язычок?
- Шшш - На каком этаже живет язычок?
- Звук С (Ш)- холодный или теплый?
- Звук С (Ш)- губы «лягушкой» или «слоником»?
4. Дифференциация звуков (С-Ш) в словах (лексическая тема - одежда).
Учитель-логопед: Дети, нужно подобрать одежду для путешествия: девочки-согласно
купленным билетам - буквам - одежда со звуком - (Ш), а мальчики -(С).
(на наборному холсте - выставлены предметные картинки: рубашка, костюм, свитер, сарафан, шорты, шуба, шарф, шинель, шаровары, носки,
шапка ).
5. Деление слов на слоги.
Учитель-логопед: билеты есть, одежду подобрали, пора садиться на поезд. Нужно
разместить пассажиров в соответствии с количеством слогов в словах: дидактическая
игра «Поезд».
6. Формирование мелодичности речи, чувство ритма.
Учитель-логопед произносит строки стихотворения, а дети хлопают в ладошки,
подражая учителю-логопеду:
- Наш поезд едет, колеса стучат:
- ТАК! Так-так. (3 раза)
- А в поезде дети тихонько сидят:
- так-так ТАК! (3 раза)
- Наш поезд вовсю гудит:
- ЧУХ! Чух-чух. (3 раза)
- Я детей везу и изо всех сил кричу:
- чух-чух ЧУХ! (3 раза)
7. Создание качественных прилагательных от существительных, согласование в роде
и числе:
Дидактическая игра «Какой сок?»
-В поезде душно и хочется пить,
-Каждый из вас может сока налить.
(Дети берут банки с соком, рассматривают, а потом по очереди отвечают на
вопросы учителя-логопеда)
- Какой пьет сок Марина?
- Я пью малиново-клубничный сок...
8. Речевая минутка. (рис. - лес, змея)
Учитель-логопед:
-А вот и остановка, давайте сойдем, ( Дети встают со своих мест)
И вместе по лесу гулять пойдем. (Идут на коврик-полянку)
Деревья в лесу стоят высокие ( Поднимают руки вверх)
Качают ветками ( Покачивание туловищем и руками)
Тихо листьями шумят: ш-ш-ш-ш.
А вот и змея. (Приседают)
То ли спит, или лежит?
На солнышке греется,
И тихо шипит: с-с-с-с.
9. Проговаривание слов паронимов: языково - подвижная игра «Эхо».
Учитель-логопед: «ветерок навеял мне на ушко о том, что лесное эхо хочет с нами
поиграть в свою любимую игру, проверить мы научились распознавать звуки [С - Ш
]»
( дети стоят в кругу, учитель-логопед произносит слова паронимы и бросает мячик
ребенку, а ребенок ловит мяч и повторяет услышанное):
сумма - шума; сапка - шапка;
касса - каша; масса - Маша; каска - кашка;
киска - кошка; сирота - широта; сила - шило;
песок - мешок; нас - наш; синька - шинка.
10. Звукобуквенный анализ и синтез: дидактические игры «Живые буквы» и «Звуковая
поляна». (На наборному полотне два домика собаки и мышки, а на коврике
разбросаны буквы).
Учитель-логопед:
- А вот две тропинки две разные дорожки
Ведут к домам собаки и мышки.
(Девочки «идут по тропинке» с буквой Ш, а мальчики - С, выкладывают слова.
Дети попадают на звуковую поляну)
- Почему-то зверьки очень грустные
- Попасть в дома не могут они,
- Потому что потеряли ключи от замков,
- Помощи ждут от вас, малыши.
(звуковой анализ слов собака, мышка.)
11. Дифференциация [С - Ш ] в словах на основе фонематичных представлений:
дидактическая игра «Ромашки».
Учитель-логопед:
- А вот и цветы на поляне расцвели,
Берите по одному.
(Нужно: девочкам накрыть лепестками рисунки со звуком - Ш, а мальчикам - С).
Языковая игра «Слово сломалось»
- Серая мышка Норушка по книжке гуляла
- И последние слоги из слов хвостом посметала.
Мы...(шка), ко...(са), Да...(ша), ро...(са), ча...(ша), ду...(ша),
Ма...(ша), кра...(са), гру...(ша)...
12. Составление предложений по рисунку и схеме: дидактическая игра «Вставь
пропущенные слова».
Учитель-логопед: - А собачка Шарик очень радовалась, так громко лаяла
И вред сделала, из предложений слова убежали от страха,
Давайте снова спасем Шарика.
Нужно предложение отремонтировать
Слова вернуть, совет им дать.
13. Подбор слов-антонимов игра «Тропа слов наоборот» с использованием
демонстрационного материала «Веселая грамота - антонимы».
14. Нахождение и чтение слов, которые напечатаны на «колесе» МАШИНА, шина, наша, Маша, мышь; КОЛЕСО, осел, село.
Учитель-логопед: вот мы и оказались на окраине леса, пора возвращаться в
детский сад. А каким транспортом мы это сделаем отгадайте:
Длинный дом на колесах стоит,
Деток везет, по дороге бежит. (Автобус)
- Чтобы колеса у автобуса крутились и мы с вами ехали, нужно выполнить
последнее задание: найти как можно больше слов и прочитать их.
15. Итог занятия.
Наше путешествие завершилось, понравилась ли она вам?
Я вами довольна. Вы справились со всеми заданиями, показали то, что умеете
различать звуки [С - Ш ]. МОЛОДЦЫ.
_______________________________________
Скоро уже наступит новый год и поэтому уже самое время задуматься о покупке подарков своим родным, близким, знакомым и конечно же деткам. А что будет лучшим подарком для малыша? Конечно детские игрушки. Хорошо, что сейчас не нужно тратить много времени, бегать по всему городу и стоять в очередях. Достаточно зайти на сайт интернет магазина - вот ссылка на сайт и подобрать подарок для вашего любимого карапуза.