Цель:
- определить
роль эмоций в межличностных отношениях;
- способствовать
расширению уровня самосознания
участников.
1. Сообщение
темы занятия. (3 мин.)
2. Упражнение
«Я среди других» (15 мин.). Участникам
предлагается по кругу продолжить
предложение: Мое имя ...
Я радусь ...
Я скучаю ...
Я счастлива ...
Обсуждение:
-Сложно было
говорить о себе? Что было легко, а что
сложно выражать?
3. Принятие
правил работы группы (10 мин.)
Участникам
предлагают данные утверждения превратить
в Правила:
1.Век живи - век
учись (быть открытым к новым впечатлениям
и знаний)
2. Как тут
говорить, когда не дают рот открыть
(говорить по очереди, не перебивать
другого)
3. Как утром слух
по деревне пустил, то вечером не узнал
(здесь и теперь, не обсуждать вне круга)
4. Пчела мала, а
работает (быть активным)
5. Себя не хвали,
остальных не критикуй! (Не критиковать
других).
Обсуждение:
-Для чего нужны правила?
6. Ожидание.
На плакате
изображена ваза и стебли цветов. Участники
имеют стикеры в виде цветов. Тренер
предлагает написать свои ожидания и
приклеить к стеблю цветка. По окончании
тренер зачитывает «Букет ожиданий».
7. Упражнение
«Узнай эмоцию» (15 мин.). Участникам
представят слайд, на котором изображены
различные эмоции. В форме интерактива
участники называют эмоции, а тренер
варианты ответов записывает на флип-чарте.
Тренер анализирует перечень и обобщает
ответы участников.
Обсуждение:
-Как эмоции
влияют на нашу жизнь?
8. Информационное
сообщение «Эмоции в нашей жизни» (5 мин.)
Для подготовки информационного сообщения вы можете также использовать материал, размещенный на сайте UAUA.info, целью создания которого является помощь родителям в нелегком процессе воспитания детей и информирование по возникающим у них во время этого процесса вопросам.
Изменение настроения и чувств, психического состояния человека вызывают эмоции - реакции человека на его отношение к окружающему миру. Внешним проявлением эмоционального является поведение, выражение лица, или мимика, слова, жесты, возгласы. Под влиянием эмоций у человека меняется взгляд, голос и т.д..
Вспомните свое состояние, когда вам сообщили радостную весть или когда родители подарили желанную вещь. От радости вы, возможно, подпрыгивали, хлопали. Такие эмоции называют положительными. Они улучшают не только настроение, но даже физическое состояние человека.
Человек постоянно испытывает изменения своего эмоционального состояния. В течение дня положительные эмоции могут меняться на негативные, например, вы неудачно выполнили контрольную работу, поссорились с друзьями, заболел близкий человек. Негативные эмоции подавляют человека, ухудшают ее физическое состояние.
Сильные негативные эмоции могут вызвать длительный стресс. Стресс - это реакция организма на неожиданную и напряженную ситуацию. Она мобилизует резервные силы организма и готовит его к сопротивлению, борьбе или бегству. Известны случаи, когда люди в состоянии стресса перепрыгивали высокие заборы, забирались на отвесные стены, поднимали очень тяжелые вещи. В обычном состоянии это было им не под силу.
Длительные стрессы истощают организм, в частности снижают его защитные силы, что может привести к болезням, бессонницы, головной боли, расстройству в работе сердца и желудка.
Неотъемлемым условием сохранения здоровья является умение владеть эмоциями, в частности укрощать негативные эмоции, правильно организовывать свой режим дня и активно отдыхать.
Закаливание организма, активный отдых, прогулки с друзьями, занятие любимым делом значительно улучшают эмоциональное состояние человека.
Какое из наказаний больше всего огорчало вас - невозможность играть с друзьями или отказ родителей купить долгожданную игрушку? Почему?
Общаясь с друзьями, близкими или чужими людьми, вы невольно влияете на их эмоциональное состояние, а следовательно, и на здоровье. Например, известно, что доброе слово лечит, подбадривает, дает собеседнику уверенности в своих силах. И наоборот, злые слова могут глубоко поразить человека, заставить его страдать.
Однако страдает не только человек, которого обидели. Оказывается, злопамятные, неуравновешенные и агрессивные люди чаще болеют гриппом и простудными заболеваниями.
Чтобы сохранить свое здоровье и здоровье людей, с которыми вы общаетесь, учитесь сдерживать негативные эмоции, не позволяйте отрицательным чувством завладеть вами. Помните, что здоровье также ухудшают чувство вины, разочарование, неуверенность в себе, чрезмерная впечатлительность. Если вы обнаружили у себя склонность к таким чувствам, начинайте психологическое закаливание. Попробуйте найти причину негативных чувств и старайтесь избавиться от них, постоянно повторяя про себя: «Я могу».Для подготовки информационного сообщения вы можете также использовать материал, размещенный на сайте UAUA.info, целью создания которого является помощь родителям в нелегком процессе воспитания детей и информирование по возникающим у них во время этого процесса вопросам.
9. Упражнение
«Эмоции» (15 мин.).
Участники
делятся на пары. Каждый получает конверт
с заданием выразить мимикой эмоцию
(гнев, ожидание, страдание, страх,
удивление, радость, восторг, раздражение,
печаль, обиду, подозрение и другие).
Каждый по очереди в паре выступает
демонстратором эмоций, а другой должен
их отгадать.
Обсуждение:
- Какую эмоцию
отгадать легче?
- Какую эмоцию
сложно продемонстрировать с помощью
мимики и жестов?
10. Упражнение
«Двое с одним карандашом» (15 мин).
При выполнении
задания партнеры не должны разговаривать
друг с другом. Общение может быть только
невербальным. Упражнение сопровождается
приятной музыкой. Каждая пара получает
лист бумаги и один карандаш (фломастер).
Каждая пара должна нарисовать картинку,
сидя за столом, или рядом друг с другом.
Можно только смотреть друг на друга,
чтобы угадать идею партнера. На выполнение
задания отводится 3-4 мин. Столько же
звучит музыка. По завершению работы,
участники демонстрируют свои «шедевры».
Обсуждение:
- Удалось прийти
к общему решению и изобразить «слаженный»
рисунок?
11. Энерджайзер
«Цветная импровизация». Каждый получает
на карточке название цвета (например
«оранжевый» ..) и демонстрирует цвет в
разных жанрах (танец, мимика, жесты,
пение).
12. Игра «Подарки»
(15 мин.)
Участники по
кругу дарят каждому «подарок». Например:
«Я дарю тебе лучи солнца» или «удачу».
При этом следует стремиться быть
оригинальным, необычным и учитывать
личность одариваемого.
Обсуждение:
- Какой подарок
понравился больше всего?
- Какой бы хотели
получить?
13. Рефлексия
занятия
Участники
выражают впечатления от работы в
тренинге.