Цель: дать представление о воде, как необходимую составляющую окружающей среды, на основе практических действий ознакомить со свойствами воды.
Задачи: формировать ключевые компетентности:
умение учиться – учить учащихся организовывать свою деятельность, высказывать свои мысли;
общекультурные – учить детей связно высказываться, использовать приобретенные знания;
социальные – учить работать в группах и парах;
информационно-коммуникативные – развивать навыки исследовательской деятельности, умения делать выводы, учить анализировать и воспроизводить нужную информацию;
гражданские – воспитывать гуманную, активную личность, способную бережно относиться к природе до воды – основы жизни;
здоровьесберегающие – учить правильно употреблять воду.
Оборудование и материалы: набор для опытов( стаканы, вода, молоко, ложка, духи, соль, сахар, песок, камень); опорные таблицы( слайды); музыкальные физкультминутки, пазлы (рисунки различных состояний воды); ножницы, бумажные снежинки, капельки, тучки.
Тип урока: усвоения новых знаний, урок-исследование.
Ход урока
I. Организация класса (1 минута)
- Первый класс улыбнись,
Ровно сядь, подтянись.
Итак, времени мы не теряем,
Наш урок мы начинаем
Девиз урока: наблюдать, мыслить, отвечать.
II.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности( 4 минуты)
Минутки наблюдений
- Дети, давайте все посмотрим в окно.
- Какая сейчас пора года?
- Как называется месяц?
- Холодно или тепло на улице?
- Какое состояние неба?
- Были ли сегодня осадки?
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма. Тогда вы догадаетесь, кто сегодня будет гостем на нашем уроке.
- Да, сегодня на уроке мне будет помогать Капитошка
- Он желает вам быть внимательными, старательными и у вас обязательно все получится хорошо.
И вот послушайте, какую легенду сейчас мы вам расскажем.
Создание проблемной ситуации
- В одном селе жили мужчина и женщина. Все у них было: скот, огород, сад, в котором росли чудесные цветы и плодоносили деревья. Возле села зеленел густой лес, где они собирали грибы и ягоды. Люди радовались жизни. Но вдруг все изменилось. Деревья и трава стали засыхать, птицы перестали щебетать, не родит урожай в поле. Стали они думать, что же делать. Пошли к одному старому дедушке за советом. Тот взял вербу и пошел по лесам, лугам и огородам. Долго ходил дедушка, но вот остановился за огородами и сказал: «Копайте здесь и найдете клад». Долго копали люди.....
- Подумайте, почему все стало погибать?
- Какой же клад нашли люди? Подсказку вы найдете отгадав ребус (на доске)
III. Объявление темы и цели урока (1 минута)
- Да, это – вода. Теперь вы догадались почему у нас на уроке присутствует Капитошка? Потому что он с чего? (из воды)
Итак, сегодня на уроке мы с вами поговорим о воде, с помощью опытов и наблюдений, определим ее свойства, а также узнаем о значении воды для окружающей среды.
IV. Изучения нового материала (15 минут)
Рассказ учителя о воду
Животные не могут жить без воды
А для некоторых вода – это единственное место для жизни.
Давайте выясним, как человек использует воду
Рассказывает один из учеников.
2.Исследования на основе наблюдений и опытов
Опыт 1
У меня есть бутылочка с духами и стакан с простой водой.
Даю понюхать нескольким ученикам духи (взмахом руки) и воду. Сравниваем и делаем вывод, что духи пахнут, вода – нет. Итак, вода не имеет запаха.
Опыт 2
Показываю стакан с водой и стакан с молоком. Сначала вставляю ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой.
В какой из склянок было видно ложку? (с водой) Итак, вода прозрачная.
А вы знаете, в нашем городе есть фильтровальная станция, где вода очищается и мы получаем ее чистую и прозрачную, пригодную к потреблению.
Опыт 3
Даю выпить чистой воды некоторым ученикам. Делаем вывод, обычная вода не имеет вкуса.
Опыт 4
( в опыте принимают участие ученики)
Перелей воду из одного стакана в другой. Сложно ли это сделать? Нет, она легко льется.
Разлей немного воды на стол. Останется ли вода в той же форме, что была в стакане? Нет, она растечется.
А если я дам камешек, можно сделать это же самое? То что можно сказать о воде?
Вода текуча и не имеет собственной формы. Она приобретает форму того сосуда, в которую ее нальют.
Опыт 5
(в опыте участвуют дети)
Брось в чистую воду немного сахара. Перемешай. Что вы заметили? (сахар постепенно исчезает) Попробуй на вкус эту воду. Какая она? (сладкая) Аналогичную работу проводит другой ученик с солью.
А теперь попробуем размешать песок в воде. Скажите он исчез?
Какой вывод можно сделать? Вода может растворять некоторые вещества и менять при этом свой вкус.
V. Физкультминутка (1 минута)
VI. Обобщение и систематизация знаний (10 минут)
Работа в группах
Дети, наш гость имеет друзей, но они так долго прыгали, что потеряли всю свою силу. Давайте им поможем! Для этого нам нужно отгадать загадки. Капитошка будет вам очень благодарен, ведь вы все такие разумнички!!!
Отгадывание загадок. Отгадки лежат у детей на партах в виде заготовок.
Серебристы и легки сказочной зимою,
что за бабочки пушистые кружат над тобой?
(отгадку поднимают те учащиеся, у кого на парте лежит заготовка снежинки)
Когда я падаю с неба
Люди говорят: "Так и надо.
Осенью тогда считай
Будет хороший урожай!"
(отгадку поднимают дети, у кого заготовка капли)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала
(отгадку поднимают ученики, у кого лежит заготовка облачка)
Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки.
А теперь объединимся в группы: снежинки кружат за первый стол, дождик капает на второй стол и тучки летят за третий.
Творческая работа с элементами трудового обучения
а) Инструктаж по безопасности поведения во время работы с ножницами
б) самостоятельная работа учащихся под руководством учителя
А теперь вырежьте свои отгадки и мы их прикрепим на вот этих друзей Капитошки.
(отдельно для каждой группы есть такая заготовка )
Во время работы раздаются звуки воды.
в) Подведение итогов творческой работы
Дети, посмотрите, наши друзья снова стали цветными, набравшись силы, что мы им дали. Какие вы молодцы! Давайте выясним, почему они снова улыбаются? В начале урока мы говорили, что наш гость из чего? Из воды. А раз наши друзья, будучи из снежинок, облаков и дождика ожили, значит, что мы можем сказать? Что снег, облака и дождь – это тоже вода.
Итак, вода бывает твердой, жидкой и газообразной.
- Давайте же отдохнем, и в мыслях полетаем на облаке.
3. Физкультминутка (релаксация «Плывем на облаке»)
Сообщение детей.
Первый ученик рассказывает про воду, что в природе бывает в твердом состоянии.
Второй ученик сообщает про воду в жидком состоянии.
Третий ученик описывает воду в газообразном состоянии.
4.Работа в парах
- Дети, Капитошка нес нам на урок открытки, на которых изображена вода в разных состояниях. И ветер-разбойник все перепутал и разбросал. Нам нужно быстренько собрать эти открытки и выяснить, что же там было изображено.
Составление пазлов (на парте лежат разрезанные рисунки различных состояний воды)
Молодцы! Посмотрите, какие пейзажи у вас получились! Назовите, в каких же состояниях изображена вода?
VII. Итог урока (3 минуты)
1. Метод «Микрофон»
- Что узнали о свойствах воды?
- В каком состоянии бывает вода в природе?
Закончите предложение: Вода – это жидкость,... (не имеет запаха, вкуса, прозрачная, текучая, не имеет собственной формы и является растворителем для некоторых веществ).
- Действительно ли вода является сокровищем для окружающей среды?
2. Рефлексия
На парте лежат тучки (веселые и грустные).
Если у вас во время урока было хорошее настроение, поднимите веселую тучку. Если – грустное, то – наоборот.
Капитошка был очень рад побывать у нас на уроке, и на память он оставляет каждому из вас частичку себя.
Раздаются медальки с изображением Капитошки.
_______________________________________
Один раз в год мы обязательно задумываемся над ответом на один и тот же вопрос: - Что подарить маме на День рождения ? Ведь хочется, чтобы подарок был нужным, памятным и принес радость самому родному человеку на земле - любимой маме. Поищите ответ на David's blog.ru - это самая настоящая энциклопедия, где можно найти ответы на многие интересующие вас вопросы.