23.05.13 |

Конспект интегрованого занятия на тему „Удивительные растения"

Цель: Познавательное развитие - способствовать развитию познавательных способностей ребенка о свойствах лекарственных растений. Познакомить с процессами производства и использования духов.
Речевое развитие - уточнить, обогатить и активизировать словарь детей соответственно теме занятия: названиям лекарственных растений, словами - определениями, образными выражениями, загадками. Развивать умение связно, последовательно и понятно описывать и характеризовать лекарственные растения и собственные действия.
Креативное развитие - обогащать практический и теоретический опыт детей. Предоставлять детям возможность самоопределяться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельный выбор, принимать решения.
Художественно - эстетическое развитие - побуждать детей, при создании духов, упражняться в планировании и контроле своих действий. Поощрять использовать различные формы этикеток и различные отвары на свой вкус.
Социально - нравственное развитие - развивать у детей социальные эмоции и мотивы, желание сделать приятное - близким.
Эмоционально - ценностное развитие - воспитывать положительно, эмоционально - ценностное отношение к природе, близких людей.
Физическое развитие - во время физкультминутки воспитывать самостоятельность.
Воспитатель: Дети, посмотрите на гостей, друг на друга - поздоровайтесь и улыбнитесь, чтобы и у вас и у всех вокруг улучшилось настроение.
А начнем мы сегодняшний разговор по очень интересной теме: «Лекарственные растения». Для начала, кто мне скажет, какое время года наступило?
Дети: Настала осень! (К нам пришла волшебница осень и т.д..)
Воспитатель: А кто вспомнит, который сейчас месяц осени?
Дети: Наступил второй месяц осени - октябрь.
Воспитатель: Возможно кто-то объяснит, почему он так называется?
Дети: Желтеют листья, травы, цветы ...
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир осенней природы. Будем вместе с букетом этих цветов и трав, которые мы с вами собрали, путешествовать и узнавать много интересного и полезного о них.
Эти растения люди собирают и заготавливают на зиму, чтобы варить из них отвары и защищаться от различных простудных заболеваний, чтобы не лечиться горькими таблетками, а пить вкусные чаи. Эти растения еще называют - целебным зельем.
Рассмотрите букет и назовите, какие цветы вы узнали? (Подошли, рассмотрели, ответы детей.) - Да, верно!
А теперь, предлагаю каждому из вас загадать загадку или рассказать о какой-то из растений!
I ребенок:
Я на солнце очень похожа
Золотистая, нежная, гордая
Я каждое утро расцветаю,
Лучами всех поздравляю.
Отгадать вам не тяжко
Что за цветок я - ...
Дети: - Это ромашка!
Ребенок берет в руку цветок ромашки и рассказывает:
II ребенок: Ромашка лекарственная - растет в поле, на лугу, у дороги. Она маленького размера - белая с желтой серединкой. Имеет приятный запах. Чай из ромашки лечит простуду и боль в животе.
III ребенок:
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…
(Мята, мелисса)
IV ребенок: Они похожи между собой тем, что имеют красивый и сильный запах. Растут на клумбах, в лесах, на лугах. Отваром лечат болезни живота. Также эти растения обладают успокаивающими свойствами.
V ребенок:
Что за трава, и слепой знает?
Зубов нет, а кусает.
(Крапива).
VI ребенок: Это растение имеет не очень хорошую репутацию, особенно ее не любят дети, потому что она жалит. Она не пахнет, не имеет красивых цветов. Однако отвар из нее очень хорошо лечит различные болезни кожи и ротовой полости.
VII ребенок:
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза).
VIII ребенок: Розу называют царицей среди цветов за красоту и хороший запах. Также ее любят за лечебные свойства. Отвар из лепестков розы можно пить вместо чая, использовать в косметике. С этого цветка можно варить варенье.
ИХ ребенок: Стоят в кругу сестренки
Золотеньки глаза.
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это?
(Зверобой, бессмертник).
Х ребенок: Это лесные, луговые, полевые цветы. И бессмертник и зверобой имеют цветы желтого цвета - только зверобой в форме звездочки, а бессмертник имеет пушистый соцветия. Отваром этих растений лечат различные болезни внутренних органов.
ХI ребенок:
Расправит свой ажурный листик
Король всех трав... (Тысячелистник).
ХII ребенок: Это растение называют тысячелистник за прочное, твердый стебель, которое трудно сорвать. А еще тысячелистник через секущиеся на многие частиц листья. Этими растениями кормят домашнюю птицу, чтобы не болели и лучше росли. Люди также пьют отвар из тысячелистника при заболеваниях живота.
ХIII ребенок:
Стою в тайге на одной ноге,
Сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
Платьице в иголках, а называюсь ...(Елка).
ХIV ребенок Дерево елка - знают все. Ее любят за Новогодний праздник, за вечно зеленый наряд. Елка тоже обладает лечебными свойствами. Отвар из ее веточек много витаминов, поэтому лечит многие заболевания, укрепляет здоровье.
ХV ребенок:
Цветет розовато, лист зеленый,
Цветник украшает,
Как ребенок болеет -
Иммунитет защищает. (Эхинацея).
ХVI ребенок: Этот цветок люди высаживают на своих дворах за ее целебные, лечебные свойства. Чай из эхинацеи помогает вылечить все
болезни. Укрепляет защитные возможности организма.
(Информацию о целебных свойствах этих растений дети подготовили совместно с родителями)
Воспитатель: - Дети, вы много вспомнили и рассказали о интересных тайнах растений. Предлагаю взять по цветочку и поиграть в р / игру: «Цветы на лугу».
Цветок к цветку,
Вышел букет. (Сошлись)
Мы по кругу пойдем,
Еще веночек сплетем. (Держась за руки - по кругу)
Вот и пчелка летит,
Медом нас угостит. (Цветы вверх, помахали)
А молодцу жуку
Не дадим мы медку. (Присели, спрятались).
- А скажите, пожалуйста, кто больше любуется цветами, любит их, ухаживает?
Дети: Мама, бабушка, девочки.
Воспитатель: Верно, женщины. Взрослые и маленькие очень любят цветы, восхищаются их красотой, ароматом, высаживают, создают прекрасные букеты, чтобы украсить дом. Лечат детей отварами из целебных растений.
Я хочу предложить вам порадовать маму, бабушку, сестренку, подружку, может и себя и создать парфюм с отваров лекарственных растений, имеющих приятный запах.
Вот в этих стаканах отвары из растений, предлагаю определиться для кого будут духи.
Дети: - Я буду делать духи для мамы.
- Я для бабушки и для сестренки.
- А я для папы и для себя.
Д / игра: «Узнай по запаху» (предлагается детям отгадать по запаху с которой растения отвар).
Дети: - Это ромашка - она нежная, сладкая, пахнет медом.
- Это мята - она имеет яркий, сильный запах, успокаивает.
- Это мелисса - она, немного, пахнет лимоном.
- Это любисток - он пахнет необычно и очень приятно.
- В этом отваре варился лимон. Запах освежающий, тонизирующий.
Воспитатель: Вы очень удачно назвали ароматы. Вот из этих отваров будем изготавливать духи с теми запахами, которые вам больше понравились. Теперь выберите на свой вкус бутылочки для духов.
Перед началом работы - закатывают рукава, во время работы не распыляйте жидкость, разлитую жидкость сразу вытереть салфеткой.
Прежде чем начать работу - посмотрите, как это делать. Берете спринцовку зажимаете ее пальцами, выпуская из нее воздух. После чего обмакивают в отвар и медленно разжимает пальцы. Набрав воды выливаете ее в бутылочку.
Работа детей.
Воспитатель: Духи готовы! Кто хочет рассказать, какие использовал ароматы?
Дети: - Я ромашку и лимон, он для мамы, будет ей напоминать о лете и иметь успокаивающее действие.
- Я, мяту и любисток - очень хороший запах, пахнет лугом, рекой - это для бабушки, я ее очень люблю.
- Я, розу и любисток, для любимой мамы.
- Я розу и мелиссу, запах нежный, успокаивающий и приятный, очень понравится маме, он напомнит ей летний вечер и теплый ветер.
- Я, смородину и мяту, эти запахи очень сильные, изысканные и приятные, напоминают яркое солнышко и фруктово - ягодный сад для моей мамы.
Воспитатель: Всю свою любовь, нежность и заботу о родных мамах, бабушках, папах вы воплотили в своих духах - подарках. Осталось только придумать название и изготовить этикетку (у детей бумага, фломастеры для выполнения работы. Далее дети демонстрируют свои этикетки).
Дети: - Я назвала свои духи «Солнышко» - так пахнет летом.
- Я назвала - «На лугу» - потому что мои духи пахнут луговыми цветами, теплым ветром и рекой.
- Я назвала - «Роза» - потому что моя мама больше любит, именно, этот цветок.
Воспитатель: Сегодня мы с вами были и юными травознавцами и парфюмерами. Обогатили свои знания, и приготовили подарки. Что нового для себя вы сегодня открыли?
Дети: - Что сочетать отвары различных душистых растений и создавать из них духи и одеколон.
- Для меня было новым то, что мы придумывали и изготавливали этикетки для духов, придумывали названия.
- Для меня была новой и интересной игра с лекарственными растениями.
- Мне очень понравилось сегодняшнее занятие, я много узнал о лекарственных растениях, которые они лечат болезни и чем пахнут.
- Меня очень порадовало то, что я приготовил подарок для мамы. Я очень люблю радовать ее подарками.
Воспитатель: Растения - это зеленая аптека вокруг нас, без которой не могут жить ни люди, ни животные. Растения растут вокруг нас и мы должны, по возможности, о них заботиться и оберегать.
_________________________________
Вы любите индийские фильмы? Ну тогда вам точно известна популярная киноактриса и модель Айшварья Рай, которая снималась в многих фильмах: «Девдас», «Красавица Лакнау», «Последний легион», «Принцесса специй», «Невеста и предрассудки» и является обладательницей титула «Лучшая актриса десятилетия».

Статья «Обучение тому, как учиться по программе Кембриджского университета на уроках биологии»

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок» Леонардо да Винчи
Обучение очень -  сложный и индивидуальный процесс. Следовательно, несведущему человеку сложно установить в точности то, как другой человек учится.  (Руководство для учителя стр.131.)
Обучение  это процесс напоминающий восхождение на гору с препятствиями на пути, которые нужно преодолевать. Не преодолев определенный этап восхождения, есть риск на данном этапе застрять или скатится вниз.  И при восхождении  на гору нам помогают наши способности в обучении, наше окружение, наше умение и познание,   ведь  как сказал Василий  Сухомлинский: «Чтобы дарить ребенку  искорку знаний, учителю надо впитать  море Света».  Ведь качественное образование  в судьбе каждого человека,  играет немаловажную роль.  И сегодня в век стремительно меняющихся информационных технологии  необходимо  соответствовать данному уровню развития общества.
В  каждом ученике  заложены свои принципы обучения, которые учитель должен увидеть,  помочь раскрыть и направить  на правильное обучение.  И когда ученик осознано, подойдет к  обучаемой теме,  учебному процессу  в целом, вот тогда образовательный процесс  будет иметь успех.
Уроки по программе, предложенной Кембриджским университетом,  я  провожу у себя в Маржанбулакской средней  школе после прохождения и обучения  данной программе  в филиале  акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Актюбинской области»
Программа включает в себя: новые методы обучения, развитие критического мышления, оценивание  обучения, применение информационно-коммуникационных технологий, работа с одаренными детьми, обучение детей с учетом их возрастных особенностей, лидерство и руководство в среднем образовании. Все семь модулей дополняя друг друга отлично вписываются в один урок , тем самым учитель обхватывает множество задач,  которые приводят к замечательным результатам,  что и  я получила проведя экспериментальные уроки на практике. 
Если учитывать  то, что учащиеся в 8 классе  впервые изучают биологию человека  на начало  эксперимента качество знаний класса составляло - 28,57%  (по итогам тестирования на момент эксперимента) то после проведенных уроков качество знаний повысилось на половину, то есть  стало- 57,14%, если же говорить о среднем балле на начало было- 3,14 то на конец составило - 3,57.  Динамика  улучшения  среднего балла  на 0,48  и  качества  знаний   улучшилась на – 28,57%  Качество знаний каждого ученика  стала выше и суммативное оценивание было на высоком уровне по сравнению с прежними результатами. 
Данная программа, по которой я провожу уроки, по химии и биологии помогла  моим ученикам  и даже мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему  мы научились и как оценить процесс обучения. Появился интерес,  ушла вялость, усталость и безразличие к уроку. Внимательность, мышление,  развитие памяти и огромный интерес стал развиваться в учениках. Учащиеся  стали ставить  перед собой небольшие задачи,  консультировать  друг друга, стали отслеживать полученный  результат предлагать эксперименты, стали рисковать при этом, понимая, что  ошибки – это неотъемлемая часть обучения,  что  уже  является немаловажно.
На начальном этапе  своих уроков  я провожу  приветствие в различных  формах и при этом с психологической  и с   духовно - нравственной направленностью,  так как по моему опыту  это основной  и важный настрой на ход  всего урока. Упражнение «Букет пожеланий», «Связующая нить» стали самыми любимыми упражнениями в организационной части моего урока, у учащихся    возникает приятный интерес и  увеличивается эмоциональная мотивация к уроку.  Такая начальная организация урока помогает выявлять  творческих лидеров. Так в серии моих уроков  в 8 «Б» классе  упражнение приветствие предложила провести ученица которая в последующем стала руководить процессом работы в группе и в классе.  Такого рода необычные приветствия   вызывают  приятный интерес у учащихся. Здесь, по моему мнению, ученица задумалась об этапах урока, решилась и самостоятельно провела первый этап организационный момент, что  уже является одним шагом   к  саморегуляции. 
Главная особенность этой программы — учащиеся работают сообща. Также учителя, как это было раньше, не объясняют тему урока, а создают условия для обучения. Учащиеся изучают материал самостоятельно и консультируют  друг  друга.
Работа в группе  является неотъемлемой частью программы Кембриджского обучения,  и основной  на моих уроках. Конечно, первые деления на группы сопровождались недовольством учащихся из-за личных взаимоотношений с одноклассниками. Но в  течение  серии уроков с применением  различных методов и приемов деления на группы, повлияло на отношения учащихся,  в совместной работе при решении одной проблемы они стали работать сообща, понимая то, что только в такой  форме  работы можно достичь  результата.  На последующих уроках ученики были рады новому члену группы, так как с ним вместе приходила новая идея, новые мысли и иной взгляд на вещи. Деление на группы так же происходило с психологическим наблюдением за классом с целью лучшего изучения учащихся.    Учащихся  делила на группы с помощью геометрических  фигур, по которым в дальнейшем я могла определить их характер. Что внесло ясность  в  планирование при дальнейшей работе с ними.  На одном из  уроков,  так как применяла прием критического мышления «Охота за сокровищами» я разделила учащихся  по уровню познавательных способностей, то есть сильные ученики работали с дополнительной литературой, со средней успеваемостью ученики с ноутбуком и слабые учащиеся с сотовым телефоном.  Деление в таком порядке помогло заинтересовать и вовлечь в учебный процесс слабых учеников.
Далее делила   группы  по интересам, с помощью различных игр все это способствовало происхождению диалога и  привело к плавному переходу  в сам процесс обучения.  А на  уроке обобщения я предлагаю  право выбора  деления на группы самим ученикам. Здесь  конечно  ученики  задумаются  над тем,  в какой  группе работать  и в ходе  возникающего диалога  приходят к общему решению данной задачи. Приятно наблюдать за работой учеников и видеть, как налаживаются взаимоотношения в классе.
Выгодский утверждал, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляются на сцену дважды, в двух планах, первоначально в социальном, далее – в психологическом; Социально- культурная теория фокусируется  не только на том, как взрослые и сверстники влияют на обучение индивида, но также и на том, как культурные убеждения и отношения влияют на процессы обучения и воспитания. (Руководство для учителя стр.143.)
Обучение  новому зависит от того, что человек  уже знает и понимает. (Тезис первый. Руководство для учителя стр.151)    В данном случае помогает работа в группе и не только.  Работа в группе помогает  развитию речи, мышлению, пониманию  и решению проблемы  в сотрудничестве с более способными учащимися, возникает добрый командный дух.  Здесь ученик не обучается изолированно,  а  работает сообща, что помогает ему  в работе над собой.  Работа в группе помогла моим ученикам сплотиться, раскрыться и показать свои способности.   Постоянный диалог в группе становиться  основным фундаментом в понимание обучения тому, как учиться. Сам того не замечая в начале работы ученик  начинает  работать над собой и в последующих уроках видно  как успешно выполняют  задания.   Также учащиеся предложили идею,  самим  выполнять  лабораторные работы, что на практике оказалось намного эффективнее в действие, проговаривая этапы работы,  объясняя материал, учащиеся больше запомнили и могли  выстроить свои мысли и  понимания в  правильном алгоритме. Сами ученики были удивлены тем, что самый слабый ученик, который сидел за последней партой  вдруг не просто заговорил,  а стал высказывать свои мысли и предлагать новые идеи.  Мои ученик стал мыслить, стал говорить,  стал более активным,  включился в жизнь класса и школы.
Один из факторов влияния на  изменения  ученика, по моему мнению, это  поощрение и  оценивание в процессе обучения.
Оценивание на уроках я провожу  в стадии  рефлексии, где ученик оценивает себя,  может оценить работу учителя, оценить работу  одноклассника. На каждом уроке провожу  различные виды рефлексии, что помогает планировать следующий урок.   Вначале   проведенных мной уроков взаимооценивание и самооценивание было завышенное, но  после  применения различных способов работы на уроке учащиеся стали  более осознано  самооценивать и взаимооценивать. При этом  моими помощниками в оценивании   были такие   приемы как «Райтинг»,   «Экран  успеха и настроения»  где были расписаны этапы урока и в конце мы подводили итоги по критериям, так же «Зеркальный журнал»  к которому я пришла  самостоятельно по итогам своих наблюдений и работ по оцениванию,  все виды оценивания привели к гуманной адекватной самооценке  учащихся.
Данная программа хороша тем, что ученики обучаются,  не изолировано друг от друга,  а сообща в группе. Ведь работа  в коллективе вносит  свои коррективы на сознание, воспитание и познание ученика. В учебном процессе необходима  обратная связь, чтобы понять, как ученики проработали в группе, как они оценили себя, и других и что при этом на них повлияло в процессе  оценивания. Рефлексия  является  на моих уроках палочкой выручалочкой лично для моего дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения. В конце занятия обязательным является предоставление всем возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами, руководящими диалогом. Итак, создание рефлексивной среды предполагает: в мышлении - проблемно- конфликтных ситуаций; в деятельности - установки на кооперирование, а не на конкуренции; в общении - отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта другого для себя. Зависящие от меня ученики на уроках стали работать  самостоятельно и даже просили не помогать им  по той причине, что они сами хотят узнать свои возможности. Независимость порождает волю к действиям. Вот это - саморегуляция.
Я увидела разницу до  и после проведения уроков по Программе Кембриджского университета. Я сейчас вижу своих учеников на стадии  взросления через получение  независимости,  а независимость ведет  к самостоятельности. Я надеюсь продолжить  работу  с учениками, чтобы увидеть  результат моего дальнейшего обучения учащихся.
Планируя уроки по Программе Кембриджского университета в среднесрочном планировании,  в ключевых идеях я описала те качества, которые хотела добиться от своих учеников. Сейчас  я, проанализировав уроки,  свою работу и работу учащихся понимаю, что я добилась своего результата в обучении учащихся 8  «Б» класса.  На данный момент я вижу в них  сплочение классного коллектива, совместную работу   в группе, взаимоуважение и добрые отношения, и большой интерес к самому процессу обучения.   Все это способствовало  тому, что  тихие голоса заговорили, включились в активную классную деятельность, лидеры стали стремиться  к самоуправлению и самоорганизации не ущемляя слабых  учащихся,  а наоборот  взаимодействовать сообща, появился интерес к урокам, эмоциональное состояние в классе улучшилось, ученик стал  думать, мыслить, говорить.
Каждый этап моего урока  оказал положительное воздействие на учащихся  в процессе всего его обучения в целом.
Оглядываясь назад  и анализируя проведенные уроки, я могу сделать следующие выводы:    проведенные уроки по Программе Кембриджского университета  позволили  не только скрасить мои уроки,  но и плодотворно повлиять на мое мировоззрение и метакогнитивные способности в обучении и самоуправлении учащихся. Я смогла, используя данную программу  сделать шаг к тому, чтобы  ученика обучить тому, как учиться.
Своим коллегам  я рекомендую использовать данную программу с той целью, чтобы воспитать  самостоятельную, независимую, коммуникабельную и  конкурентоспособную личность. 
Использованная литература
1.      Руководство для учителя (3) 2012г
Ps: статья была написана после прохождения курсов по Кембриджской программе обучения.
Автор: учитель химии и биологии Маржанбулакской средней школы Алгинского района Актюбинской области Хамзина Гульжан  Минуллаевна