«Для большинства людей с
детства вода, река - это все... С ее видом, шумом связаны лучшие эмоции...
Плавание, вода дают колоссальную встряску нервным клеткам», - так говорил
великий физиолог И.П. Павлов.
Все люди перед водой
испытывают приторно-жуткое чувство. «Смогу ли? Смогу ли на равных перед этой
громадиной?» делают сначала робкие шаги вдоль берега, а затем все дальше и
дальше входят в воду. И уже хочется кричать от радости: «Вода! Я буду плавать! Я
смогу!..»
Все знают: лишь страх
может сделать из воды врага.
Все должны понимать:
нельзя свой страх перед водой, непобежденный в детстве и оставшийся с вами на
всегда, передавать своему ребенку. Не делайте своего ребенка несчастным. Помоги
сами или поручите кому-то другому победить это унизительное чувство. Подарите
ребенку радость от общения с водой!
Чтобы избежать неприятных
ощущений, а порой и страха, с первых же занятий необходимо всегда помнить и
говорить ребенку: «Страх губителен всегда! В воде особенно! Ты сильнее страха,
ты - человек, его победишь».
Итак. Задолго до обучения
плаванию научите ребенка побеждать чувство страха перед темнотой, затем перед
большим пространством зданий, перед лесом в сумерки. Воспитывайте умение
оценивать свои поступки и
поступки других. Тогда ваш ребенок, поймет, что страх
победим и победит чувство страха к водной среде.
Научите ребенка правилам:
Спокойствие, только спокойствие. Если что-то не получается, если когда-то
страшно. Главное не волноваться. Учите осматриваться вокруг и говорить, что
происходит.
Убеждайте ребенка в том,
что вода, если с ней обращаться внимательно, всегда будет вашим другом и вы
никогда, находясь с ней наедине, не испытаете чувство страха.
Как это сделать?
Расскажите о способностях
человеческого тела удерживаться на воде. В доступной форме расскажите о законе
Архимеда: «На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила». Раз
вы оказались в воде, значит, она вас вытолкнет, чуть-чуть подожди, не робей.
Докажите это ребенку с помощью мяча, игрушек.
Покажите, когда будите
готовить рыбу, водяной пузырь. Объясните, если набрать много воздуха и
задержать дыхание, воде легче будет вытолкнуть тебя, а тебе потом легче
расслабиться и полежать на воде, отдыхая.
Ребенок должен знать:
«Если запаникуешь, то мгновенно забудешь, что умеешь. А если начнешь
барахтаться - это уже совсем плохо».
Разберите ситуации:
1) «Плавающий ищет дно». При этом плавающий находиться горизонтально, дно ищет
полусогнутой ногой. И что же? Не достает дна. Пугается, барахтается, может
наглотаться воды, даже утонуть на мелководье. А зачем дно искать? Ты плывешь,
устал, и плыви к берегу, проплыви чуть-чуть, вставай на ноги во весь рост и голова окажется над
водой.
«Никогда не ищи дно!» -
пусть это станет строгим правилом для вашего ребенка.
2)
«Не теряйся». Рассмотрите с ребенком ситуацию вторую: вы не
рассчитали и сделали лишний шаг в глубину. Это страшно? Не очень. Пусть даже
вода покроет тебя с головой, два-три отталкивания от дна, частая работа руками,
вытянутыми вдоль туловища (не вынимая
рук из воды) и опасности нет. Вы на поверхности воды.
3)
Умение не испугаться - творит чудеса. Порою люди, потерпевшие
крушение на воде, умирают за долго до того, как их убивает голод, холод, жажда,
зной. Их убивает страх. При столкновении с неожиданностями, порой вверх берет
постыдное чувство страха, справиться с этим чувством поможет лишь уверенность в
своих силах: «Я уже это делал, смогу
повторить. Я умею всплывать, смогу и сейчас. Я могу лежать на воде и дышать,
смогу и сейчас. Вода была моим другом, вода и сейчас мой друг - она меня может
вытолкнуть».
4)
Расскажите своему ребенку: «Плавание на спине - один из самых
удобных (для дыхания) способов передвижения по воде». Заметьте, как только
устанешь в воде, плывя на груди, переворачивайся на спину и отдыхай. Так можно
дышать, дать рукам отдохнуть (легкие движения рук без выноса из воды) и ногам,
позволит удержать равновесие.
Освоив поведение в этих
ситуациях, ребенок не растеряется при плавании и победит чувство страха перед
водной стихией.
Список литературы
Т. И.
Осокина Е. А. Тимофеева Т. Л. Богина Обучение
плаванию в детском саду
Г.А.Протченко
Ю.А. Семенов Обучению плаванию
дошкольников и младших школьников
Л.Ф.
Еремеева Научите ребенка плавать
Т.И.Осокина Как научить детей плавать
Автор:
Саклакова Лариса Владимировна, воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 11 "Сказка" комбинированного
вида ГО г.Кумертау РБ