Актуальность «женской темы» романа в ее новизне, поскольку к женским образам исследователи практически не обращались.
Рассмотрение основного конфликта «филистерство - искусство» на материале женских образов позволяет глубже понять остроту основной проблемы произведения - проблемы двоемирия.
В человеческом обществе романа часто используемый Гофманом принцип поляризации персонажей прослеживается не только на примере отдельных героев. В данном случае в конфликте находятся старшее и младшее поколения, на которые можно условно разделить героинь. Олицетворением филистерства является старшее поколение, к которому относятся советница Бенцон, княгиня, мать Крейслера. Здесь акцентируется бытовой аспект жизни, интересы героев не выходят за рамки повседневности. Им противопоставляется молодое поколение, проблемы которого далеки от бытовых. Акцент здесь смещается в область чувств. К представителям молодого поколения относятся Юлия, Гедвига, Кьяра, тетя Софи.
Излюбленный Гофманом принцип поляризации персонажей использован и в паре Юлия - Гедвига, где чистое искусство противопоставляется земной чувственности. Юлия - живое воплощение искусства, образ музыки, «светлый ангел». Гедвига словно земное отражение Юлии, ее тень из плоти и крови.
В романе отсутствует портретная характеристика Юлии. Ее образ передан через чувства, эмоции, музыку. Она как бы сама и есть музыка, прекрасная в своем совершенстве. Характер Юлии не прописан, подчеркивается лишь ее доброта. Такая расплывчатость образа создает у читателя впечатление скорее некоего бесплотного существа, чем земной девушки.
Образу Юлии противопоставлен образ принцессы Гедвиги, которая, являясь противоположностью Юлии, одновременно есть ее дополнение. Не такая талантливая в музыке, как Юлия, Гедвига наделена, в противоположность Юлии, пылкостью и страстностью натуры. Не случайно в обществе обеих девушек Крейслер чувствует внутреннее смятение. «Чувство Крейслера - Гофман называет его «любовью артиста» - обращено к Юлии, цельность и чистота которой для него как пристань спасительная. Но Крейслеру также необъяснимо близка и бессознательно затаенная страстность принцессы Гедвиги, которая «как огонь Везувия». Гедвига волнует его как интуитивная догадка о том, что Юлия - гармония, живой образ искусства - далеко не полное воплощение жизни».
Образ тети Фюсхен, как и образ Юлии, связан с искусством, а ее ранняя смерть, с одной стороны, своей трагичностью сближает ее судьбу с судьбой Юлии, с другой - придает образу особую чистоту. А то, что он передан глазами ребенка, делает его ярким и насыщенным. Образ тети Софи противопоставлен образу матери Крейслера, смерть которой не произвела на него «сколько-нибудь заметного впечатления», в то время, как со смертью любимой тети «умерла вся радость первых лет детства».
Как и тетя Софи, Кьяра, возлюбленная маэстро Абрагама, живет в воспоминаниях героев, хотя ее присутствие постоянно ощущается. Благодаря необычности сюжета она находится как бы вне временных рамок. Предположительно она является матерью Гедвиги, но прямых доказательств этого нет, поэтому ее образ на протяжении всего романа ассоциируется с образом «невидимой девушки», с которой когда-то судьба свела маэстро Абрагама.
Советница Бенцон, напротив, показана только в настоящем. Должность советницы, упоминание о былой красоте и то, что у нее взрослая дочь, как бы добавляют ей года. Она - представитель филистерского общества. Для нее существует лишь одно искусство - искусство плести интриги. В обрисовке образа советницы Бенцон Гофман использует и сатирические средства, и трагическую иронию: качества сильной натуры этой женщины противопоставлены той ничтожной деятельности, которую она ведет при дворе князя Иринея, «держа нити кукольной комедии, которую разыгрывал этот двор».
Зеркальным отражением филистерства в романе является бестиарный мир, герои которого являют собой представителей разных слоев немецкого сословного общества. Они не самобытные индивидуальности, а социальные типы. Так, Мина и Мисмис являются воплощением бюргерства, основные черты которого - эгоизм, жадность, ограниченность в своем узком сытом мирке. Образы левреток Бадины и Миноны - сатирическое изображение представительниц дворянского сословия с его условностями и предрассудками, заменяющими искренность и чистоту отношений,
Таким образом, «женский мир» представлен в романе не менее широко, ярко и колоритно, чем мужской. Не случайно советница Бенцон затмевает образ князя Иринея и других представителей филистерства, а в мире искусства даже Крейслер - лишь служитель прекрасного, символом которого является Юлия.
Стаття на украинском: http://5ka.at.ua