23.01.12 |

Как избегать ошибок в учебе младших школьников



Как избегать ошибок в учебе младших школьников
В статье автор отмечает, что как правило, затруднения и ошибки в учебе имеют разные причины, потому важно правильно их диагностировать. Очень хорошо, когда в этом вопросе на помощь учителю придет психолог, который с помощью разных методик и общения с данным ребенком обнаружит его трудности.
Я предлагаю посмотреть на дидактическую и психологическую роль ошибки в современной школе. Точнее, на то, какой взгляд на ее роль содействует развитию ребенка.
Традиционный подход к ошибкам усложняет процесс учебы, потому что запрет ошибаться мешает формированию позитивной мотивации школьника, особенно начинающего. Впрочем ошибка может стать средством учебы, формой помощи ребенку. На взгляд психологов, человек учится не просто на своих ошибках, а на тех, которые сам он исправил. Исправленная ошибка - наилучший способ осмыслить и запомнить.
Поэтому работа над ошибками должна стать не просто правилом в работе каждого учителя, а одним из методов эффективной учебы. Часто ошибка это не столько выявление неурядиц, сколько движущая сила в дальнейшем развитии, указание направления работы.
Выставленный за работу или устный ответ балл почти ничего не говорит ученику о сильных и слабых сторонах работы. Если учитель не осуществил анализа работы, он не возвратил ученика к материалу, который не было усвоено. Плохо произведенная работа, кроме контрольной, всегда должна быть переделана, ошибочный результат исправлен. Все осуществление текущего контроля и оценивание должно привлечь внимание ученика к содержанию его личных действий. Это - единственный путь приучить ребенка работать с материалом, который он не усвоил.
Причем работать как под руководством учителя, так и самостоятельно.
Если учитель доведет до сознания ребенка его ошибки - он поможет прийти к критической мысли "Я допустил ошибку и исправил ее". И это не наказание, а помощь. Тогда ошибочное действие не будет смущать и заставлять опускать руки, а будет условием успешной учебы. А внимание со стороны педагога продемонстрирует ученику, что в его успехах заинтересованы, что его поддерживают.
Как правило, затруднение и ошибки в учебе имеют разные причины и важно правильно их диагностировать. Очень хорошо, когда в этом вопросе на помощь учителю придет психолог, который с помощью разных методик и общения с данным ребенком обнаружит его трудности. Они, по мнению специалистов, могут быть вызваны:
Языковым развитием ученика
Пониманием материала
Памятью
Влиянием школы
Учебным трудом
Деятельностью педагогов
Влиянием семьи
Влиянием классной группы
Общим развитием
Физическим развитием
Эмоциональным состоянием ребенка
Перенасыщенностью учебного материала многими элементами
Недостаточным уровнем познавательной мотивации
Дефицитом способностей к учебе
Важно обнаружить все эти причины и осуществлять индивидуальный подход к изучению детьми материала.
Важным аспектом, который требует внимания учителя, является то, что образование ошибочных связей происходит, как правило, в процессе домашних заданий. А в результате повторений они еще и закрепляются. Это значительно усложняет дальнейшее усвоение материала. Поэтому нужно научить детей после самостоятельной проработки и воссоздания материала еще раз обращаться к источнику информации, чтобы проверить себя.
Проблемой не успешности учеников также может быть низкий уровень самооценки. Такие ученики загодя настроены на то, что они не смогут овладеть тем или другим материалом. Именно таким ученикам очень нужно предыдущее диагностирование их имеющихся уровней. В этом поможет такой вид работы :
Дайте ученику какое-то задание, которое касается изучаемого сейчас материала, проверьте его и отдайте ребенку вместе с критериями оценивания с такими словами: "Работу, которую ты выполнял, проверили три учителя. Один поставил 7 баллов, второй 8, третий - 9 баллов. Как ты думаешь, какую оценку заслуживает твоя работа"?. Выполните такое упражнение несколько раз на разном материале, добавляйте материал наблюдений и бесед, выясните уровень достижений ученика.
Поскольку он формируется преимущественно на основании самооценки ребенка, то дальнейшая работа заключается в формировании адекватной (или даже завышенной) самооценки. Именно она является базовой составляющей процесса формирования мотивов учеников, в частности познавательных, - главных движущих успехов в учебе. Успех в исполнении тех или других действий по большей части приводит к повышению, а неуспех - к снижению достижений. Когда ученик чувствует себя успешным школьником, он пытается выполнять более сложные задания, быть внимательнее, более старательным. Не успехи имеют совсем другую зависимость.
С вопросом об уровне достижений неотрывно связано то, как ребенок оценивает себя вообще. Психологи выделяют следующие виды самооценки :
Стойкая
Адекватная (уверены в себе дети)
Неадекватная (повышена - у самонадеянных, заниженная - у неуверенных)
Неустойчивая
Завышенная самооценка может корректироваться такими видами работы :
Организация временных неудач
Соревнование с более сильными
Постановка сложных задач
Невозможность сравнения с более слабыми учениками.
Такая работа необходима, потому что формирование неадекватно завышенной самооценки с младшего школьного возраста может стать серьезной причиной неудач в более старшем возрасте. В то же время следует учитывать, что в настоящее время обществу не хватает именно амбициозных людей.
Корректировку заниженного уровня самооценки психологи советуют корректировать так:
Организация успехов ученика
Одобрительная оценка любых успехов
Отсутствие критики не успехов
Невозможность соревнования с товарищами (только с самими собой)
Постоянное подчеркивание привлекательных сторон внешности ученика.
Очень важным является позитивное отношение и помощь родителей ребенка, особенно во время ежедневной работы школьника дома (выполнение домашних заданий) :
Воспитывать привычку выполнять домашние задания систематически.
Начинать выполнять задание можно уже через 1,5 - 2 часа после школьных занятий. Оптимальное время - с 15.00 до 17.00.
Приучать ребенка приступать к работе без напоминаний.
Научить ребенка пользоваться часами. Показать, как за часами делать перерывы (10 - 15 хв) для активного отдыха и опять садиться к работе. Все это ребенок должен выполнять независимо от того, можете вы ему уделить внимание или нет.
Научить ребенка сначала складывать ориентировочный план будущих действий, советоваться с вами и обсуждать, как выполнить задание, а потом самостоятельно браться за работу.
Научить выделять главное и второстепенное, уметь сосредоточиться на главном.
Воспитывать у ребенка самоконтроль, самоанализ и самооценивание. Самый простой способ - сравнение сегодняшнего уровня выполнения с вчерашним. Акцентировать внимание даже на незначительных победах, чтобы ребенок замечал их и пытался достигать больших результатов.
Не сравнивать результаты учебы своего ребенка с результатами других детей, а только с его собственными!
Не забывать отметить старательность ребенка. Не создавать "хронический дефицит похвал" из-за того, что ребенок получает низший балл вместо ожидаемого высокого.
Поскольку каждый человек представляет себя преимущественно через призму того, как его видит окружение, то специалисты считают это одним из путей принятия себя. Часто само окружение (семья, класс, педагоги) виноваты в том, что ученик смирился со своим положением. Мы его таким видим.
___________________________________________
Какая все таки прелесть эти ортопедические матрасы ! Вот уже неделю сплю сном младенца. Ни тебе усталости, ни болей в спине утром. Просыпаешься и чувствуешь себя человеком. Кстати,  найти всю необходимую информацию, а по желанию даже приобрести, это чудо-изобретение человечества можно на сайте Время сна. Зашел, подобрал и спи спокойно.