21.11.09 |

"Осень птицей пролетел" -конспект занятия по обучению и развитию ребенка

Оборудование: мягкая озвученная игрушка «Котик», сюжетные опорные картинки «Осень», бланки «Волшебный лес».
Ход занятий
1. Оргмомент
2. Повторение стихотворения
«Еще раз про осень» М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
3. Задание «Дорисуй»













Дорисуй картинку так, чтобы получился волшебный осенний лес.
4. Физ. пауза «Осень птицей пролетела»
Движения выполняются в медленном темпе, с каждым очередным повтором стихотворения они убыстряются.
Осень птицей пролетела. (Имитируем взмах крыльев.)
По грибы идти велела. (Приседаем.)
Кружит листья все опять. (Руки складываем перед грудью, поворачиваем туловище.)
Мы скорей бежим гулять. (Бежим на месте.)
В лужу прыгнули все дружно. (Прыгаем на месте.)
Нам ее измерить нужно. (Попеременно поднимаем ноги.)
Не берем с собой зонты. (Руки скрещиваем над головой, изображал крышу.)
Осень любим я и ты. (Кланяемся.)

5. Задание «Найди отличия»


6. Задание «Найди спрятанную картинку»













К нам сегодня в гости пришел … А кто, узнаешь когда найдешь кто спрятался на этой картинке

Опавшие листья шуршат под ногами: «Ш – ш - ш». Давайте пошуршим, как осенние листья.
Посмотрите к нам на шум прибежал котик. (Показ игрушечного мяукающего котика.) Котик любит играть с опавшими листьями. Когда листья шелестят котенку кажется, что это шуршит мышка в траве.
7. Разучивание стихотворения
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.

8. Итог занятия

Конспект занятия по обучению и развитию ребенка: Как готовятся к зиме


Оборудование: фотографии «Еж».
Ход занятий
1. Оргмомент

2. Упражнение «Скажи наоборот»
Помоги закончить предложения.
— Летом солнце яркое, а осенью ...
— Летом небо светлое, а ...
— Летом день длинный, а ...
— Летом тучки ходят высоко, а ...
— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...
— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а ...
— Летом люди одеваются легко, а ...
— Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а ...
— Летом люди растят урожай, а ...

3. Продолжение беседы

В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют. Еж нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими свою норку.
Золотой клубочек
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это еж.
Золотым клубочком стал
Хитрый ежик колкий,
Листья клена нанизал
На свои иголки.
Их несет к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елью сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В теплой колыбели.
У животных продолжается линька. Мех белки, зайца, горностая, ласки светлеет, чтобы на белом снегу зверьки стали незаметными для охотника, волка, лисы. А люди примечают: если шубки на животных раньше обычного становятся пушистыми и густыми, значит, зима придет ранняя.
Белочка рыжую шубку меняет на серо-голубую, делает запасы, утепляет гнездо. Вот как рассказывал о беличьем гнезде С. Гейченко (директор Пушкинского музея-заповедника в Михайловском):
«Как-то порушил ветер старую липу, поломал, повалил на землю. Стали ее убирать, а в ней оказалось дупло, в нем беличье гнездо.
Белка очень хорошо подготовилась к зиме. Дупло было большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежали сушеные грибы, в другом — орехи, в третьем — яблоки.
Благодать.
Отрезали мы кусок ствола и прикрепили его к столбу деревянной ограды, что стоит неподалеку.
Первое время белка боялась подойти к своему обновленному домику, бегала вокруг да около него, а потом все-таки решилась: уж больно хороши были в нем запасы».
Бобры укрепляют плотины и ремонтируют свои хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку.
Лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек.
Насекомые: жуки, пауки, мухи — забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

Вопросы и задания
1. Кто укладывается спать на всю зиму?
2. Кто меняет на зиму шубку?
3. Кто делает запасы на зиму?
4. Кто зимует под листвой, в щелях в коре деревьев?

4. Отгадай загадки
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)

5. Продолжение беседы
В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной зиме, а если высоко — к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» — так народ примечает.
А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться.

Вопросы и задания

1. Назвать перелетных птиц.
2. Назвать птиц, зимующих в средней полосе России.

6. Отгадай загадки
Крылатый, горластый,
Красные ласты. Кто это?
(Гусь)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)
А чем занимаются в октябре люди? Последние плоды собирают с огородов. Грибники по лесам бродят в надежде, что удастся найти поздние грибы: грузди, опята, сыроежки, моховики. Есть народная примета: «Появился поздний грибок — будет поздний снежок».
Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь — капустой», «Ни один рот без капусты не живет», «Крепкие сочные кочаны хрустят, сердце веселят».
В старину домовитые хозяева в октябре избы чинили, чтобы холода в дом не проникли. Все щелочки замазывали. В народе поучали: «Вычини избу до Покрова (14 октября), не то не будет в доме тепла».

Вопросы я задания
1. Чем занимаются в октябре люди?

7. Отгадай загадки
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети, —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)

8. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Детям предлагают внимательно послушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Морковку,
Капусту,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
                                Я. Тувим
Какие овощи принесла с базара хозяйка? Повторите стихотворение.

9. Итог занятия
Предложить детям решить, что показалось самым интересным на занятии каждому из них, о чем хотелось бы рассказать дома.