Занятие 1. Органы артикуляции
Цели: познакомить детей с органами артикуляции; развивать фонематический слух; познакомить с темой «Лето и осень»; формировать сенсомоторные навыки.
1. Организационный момент
Игра с мячом «Повтори звук, который я пела долго» (И-ра, О-ля, А-ня, Игорь...).
2. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»*
Дети рассматривают в зеркале органы артикуляции: язык, нёбо, губы, зубы. Логопед показывает детям, как наш язык любит «играть в прятки», «качаться на качелях», «превращаться в чашечку (люлечку)», «показывать сердитую и добрую кошечку», «стучать, как дятел», «скакать, как лошадь» и т.д.
3. Физкультминутка
«Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. Ветер снова набежал, И листочки все поднял. Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели.
4. Беседа на тему «Лето и осень»
Дети рассматривают две сюжетные картинки с изображением лета и осени. Сравнивают с тем, что происходит в природе сейчас. Логопед проводит дидактическую игру «Лето и осень» (с пазлами). Ребенок выбирает картинку (радуга, падают осенние листья, дети собирают грибы, купаются в речке, собирают ягоды и т.д.), рассматривает ее и говорит, какое время года изображено. Логопед проверяет совмещение пазлов и говорит, верно ли выполнено задание.
* Артикуляционные упражнения подбираются логопедом в зависимости от структуры речевых дефектов детей.
5. Работа в тетради
Дети должны по точкам соединить линии, раскрасить листики желтым и красным карандашом*.
Занятие 2. Органы артикуляции (продолжение)
Цели: развить фонематический слух у детей; продолжить знакомство с темой «Лето и осень»; уметь образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; составлять рассказ по картине «Осень»; развивать графические умения и навыки у детей.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково» (дом — домик, елка — елочка...).
2. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик», «Трубочка», «Лошадка», «Качели», «Подуем на листики» (дуть направленной воздушной струей, не раздувая щек).
3. «Лето и осень»
Дети должны сравнить признаки лета и осени.
• Дидактическая игра «Поможем Незнайке».
В гости к детям приходит Незнайка, приносит контурные изображения: солнце желтое и красное, дерево зеленое и желтое, голубое облако, синюю тучу, землю зеленую и желтую. Дети должны помочь Незнайке сделать картинки об осени и лете.
• «Закончи предложение».
Логопед предлагает детям сыграть в игру:
— Летом небо было голубое, а осенью ... стало пасмурное, хмурое.
— Летом деревья были зеленые, а осенью ... стали желтые.
— Летом солнце грело сильно, а осенью ... слабо.
— Летом земля покрыта зеленой травой, а осенью ... желтыми листьями.
4. Физкультминутка «Зеркало»
Детям дается задание превратиться в зеркало и повторять различные движения, глядя на которые можно догадаться, что дети делали летом: плавали, бегали, загорали, играли в мяч, нюхали цветы, ели сладкие ягоды и т.д.
5. Пересказ рассказа
Логопед предлагает детям рассмотреть картину «Осень», послушать рассказ и пересказать его.
Наступила осень. Стало холодно. Небо хмурое, сердитое. Часто идут дожди. Птиці улетают в теплые края. На деревьях желтеют листья, их сдувает ветер, и
они падают на землю. Завяли цветы, высохла трава.
6. Работа в тетради
Дети должны нарисовать каждой капельке дорожку и опустить ее в лужу.
Цели: познакомить детей с органами артикуляции; развивать фонематический слух; познакомить с темой «Лето и осень»; формировать сенсомоторные навыки.
1. Организационный момент
Игра с мячом «Повтори звук, который я пела долго» (И-ра, О-ля, А-ня, Игорь...).
2. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»*
Дети рассматривают в зеркале органы артикуляции: язык, нёбо, губы, зубы. Логопед показывает детям, как наш язык любит «играть в прятки», «качаться на качелях», «превращаться в чашечку (люлечку)», «показывать сердитую и добрую кошечку», «стучать, как дятел», «скакать, как лошадь» и т.д.
3. Физкультминутка
«Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. Ветер снова набежал, И листочки все поднял. Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели.
4. Беседа на тему «Лето и осень»
Дети рассматривают две сюжетные картинки с изображением лета и осени. Сравнивают с тем, что происходит в природе сейчас. Логопед проводит дидактическую игру «Лето и осень» (с пазлами). Ребенок выбирает картинку (радуга, падают осенние листья, дети собирают грибы, купаются в речке, собирают ягоды и т.д.), рассматривает ее и говорит, какое время года изображено. Логопед проверяет совмещение пазлов и говорит, верно ли выполнено задание.
* Артикуляционные упражнения подбираются логопедом в зависимости от структуры речевых дефектов детей.
5. Работа в тетради
Дети должны по точкам соединить линии, раскрасить листики желтым и красным карандашом*.
Занятие 2. Органы артикуляции (продолжение)
Цели: развить фонематический слух у детей; продолжить знакомство с темой «Лето и осень»; уметь образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; составлять рассказ по картине «Осень»; развивать графические умения и навыки у детей.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково» (дом — домик, елка — елочка...).
2. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик», «Трубочка», «Лошадка», «Качели», «Подуем на листики» (дуть направленной воздушной струей, не раздувая щек).
3. «Лето и осень»
Дети должны сравнить признаки лета и осени.
• Дидактическая игра «Поможем Незнайке».
В гости к детям приходит Незнайка, приносит контурные изображения: солнце желтое и красное, дерево зеленое и желтое, голубое облако, синюю тучу, землю зеленую и желтую. Дети должны помочь Незнайке сделать картинки об осени и лете.
• «Закончи предложение».
Логопед предлагает детям сыграть в игру:
— Летом небо было голубое, а осенью ... стало пасмурное, хмурое.
— Летом деревья были зеленые, а осенью ... стали желтые.
— Летом солнце грело сильно, а осенью ... слабо.
— Летом земля покрыта зеленой травой, а осенью ... желтыми листьями.
4. Физкультминутка «Зеркало»
Детям дается задание превратиться в зеркало и повторять различные движения, глядя на которые можно догадаться, что дети делали летом: плавали, бегали, загорали, играли в мяч, нюхали цветы, ели сладкие ягоды и т.д.
5. Пересказ рассказа
Логопед предлагает детям рассмотреть картину «Осень», послушать рассказ и пересказать его.
Наступила осень. Стало холодно. Небо хмурое, сердитое. Часто идут дожди. Птиці улетают в теплые края. На деревьях желтеют листья, их сдувает ветер, и
они падают на землю. Завяли цветы, высохла трава.
6. Работа в тетради
Дети должны нарисовать каждой капельке дорожку и опустить ее в лужу.