08.08.13 |

Психологический практикум «Педагогические технологии в действии»

Цель:
- раскрыть психологические аспекты педагогических технологий;
- ознакомить участников с основными педагогическими технологиями;
- раскрыть сущность педагогических инноваций в действии.
Предварительно было проведено анкетирование учителей (Приложение)
1.Ознайомлення с темой и целью практикума (5 мин).
Цель: настроить участников тренинга на творческое сотрудничество.
2. Упражнение «Драже» (10 мин.).
Цель: создать основу для положительного и комфортного общения.
Участники по кругу передают тарелку с драже («морские камешки») и берут сколько конфет, сколько они пожелают. Но съесть их можно не сразу. Как только участник примет какое-то количество конфет, он должен будет представиться группе и рассказать о себе столько фактов, сколько конфет он взял.
3. Ожидания. Упражнение «Подсолнух» (10 мин.)
Цель: выяснить ожидания участников от данного занятия. Участники на плакате, на котором изображен подсолнух прикрепляют лепестки, на которых написаны ожидания.
4. Упражнение «Принятие правил» (5 мин.)
Цель: выработать правила работы для активного сотрудничества.
Знание делает жизнь красочной. Быть открытым к новым знаниям
Надо знать, что и где сказать. Придерживаться темы.
Потеряешь на жатве минуту - потеряешь не одно зерно. Быть активным
Не пачкай колодец, потому захочешь водицы. Быть доброжелательным
Сказал куме, а она - всей слободе. Соблюдать конфиденциальность
5. Упражнение «Педагогическая инновация» (мозговой штурм, 10 мин.)
Цель: выяснить осведомленность участников по данному вопросу.
На листе бумаги записываются мнения участников относительно понятия «педагогическая инновация».
Обсуждение:
- Какая эффективность внедрения инноваций?
6. Информационное сообщение «Инновационная деятельность педагога» (5 мин)
Педагогическая инновация (нововведение) - совокупность новых профессионально-педагогических действий педагога, направленных на решение актуальных проблем воспитания и обучения с позиций личностно-ориентированного образования; целостная теоретическая, технологическая и методическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающей ее выход на качественно новый уровень; процесс освоения нового (средства, методики, технологии).
Термин «технология» заимствован из сферы производства и означает совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственных процессов, гарантирующих получение определенного результата. В педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 40-50-х рр. ХХ ст. и было связано с использованием в учебном процессе технических средств и программированного обучения.
В последние годы термин все чаще используется отечественными дидактами. Технология обучения в самом общем смысле означает такую организацию процесса обучения, которая предусматривает определенную систему действий и взаимодействия его участников, при корректном применении обеспечивает достижение определенных результатов. Сейчас в школе применяется несколько педагогических технологий различного уровня: от технологий - систем обучения до технологий преподавания отдельных учебных курсов, предметов и технологий - способов обучения.
Выбор педагогической технологии - это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактики обучения и стиля работы учителя с учеником.
Наиболее распространенными технологиями являются:
технология интерактивного обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет чувствовать свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
технология проблемного обучения - в основе лежит создание поисковой деятельности школьников по решению учебных проблем, в ходе которой формируются новые знания, умения, навыки и развиваются способности, активность, заинтересованность, эрудиция, творческое мышление и лично значимые качества;
технология проектного обучения - это педагогическая система, имеющая определенную совокупность взаимосвязанных средств и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности ученика;
технология развития критического мышления - способствует развитию у учащихся критического мышления, умения определять собственную позицию, отстоять свое мнение.
7. Упражнение «Цель технологий» (работа в группах 15 мин.).
Цель: научиться правильно оценивать этапы современного урока.
Участники объединяются в три группы и получают на карточках. Задача переделать фрагменты урока, используя инновационные технологии и указав при этом, каких результатов мы достигаем.
Задания для 1 группы
Фрагмент урока «Организационно - вступительный этап. Мотивация учебной деятельности ».
Учитель. Добрый день. Садитесь. Петя, не вертись. Откройте тетради и запишите тему урока ...
Проанализируйте этот фрагмент и переделайте его, используя личностно ориентированный подход.
Задания для 2 группы. Фрагмент урока. «Этап осознания нового материала». Учитель. Сейчас вы самостоятельно проработаете учебный материал по интерактивному упражнению «Два - четыре - все вместе». Прочитайте параграф 27 сначала в парах, затем обсудите эту же информацию в четверках, а непонятно - потом объясню всем ученикам (садится за стол, начинает заполнять журнал). Проанализируйте этот фрагмент и переделайте его, используя личностно-ориентированный подход.
Задания для 3 группы Фрагмент урока. Этап оценки знаний учащихся. Объяснение домашнего задания
Учитель. За урок я ставлю следующие оценки: Качмар - 11 баллов, Богун - 10 баллов, Камынин - 5 баллов (звенит звонок). Ой, не успела сообщить домашнее задание. Запишите: параграфы 27, 28. Проанализируйте этот фрагмент и переделайте его, используя личностно-ориентированный подход.
Презентация групповой работы.
Обсуждение:
- Для чего важно применение педагогических технологий?
- Сложно применять активные формы и методы в современной школе?
8. Энерджайзер (5мин). Упражнение «Ускоренные движения».
Цель: устранение усталости и напряжения, поддержка положительного эмоционального тону. В кинематографе есть прием - ускоренное прокрутки пленки. Попробуйте продемонстрировать этот прием, выполняя бытовые дела: гладить белье; делать котлеты; вытирать пыль; мыть посуду; зашивать разорванные брюки.
9. Упражнение «Что обеспечивает осуществление инновационной деятельности »(20хв.)
Цель: выяснить, как инновационные технологии влияют на развитие эмоциональной и познавательной сферы, личностных качеств школьников. Участники объединяются в три группы. Каждая группа получает задание: написать на ватмане, как та или иная технология влияет на развитие школьников (интерактивная технология, проблемное обучение, технология развития критического мышления)
Презентация групповой работы.
Обсуждение:
- Что нужно знать и учитывать внедряя инновации?
10. Подведение итогов практикума. Рефлексия. Упражнение «Карточка обратной связи» (10 мин.)
Цель: выяснить, оправдались ли ожидания участников практикума.
- Какие «открытия» для себя вы сделали во время практикума?
- Какая перспектива применения полученной информации?
- Сбылись ваши ожидания?
Приложение
Анкета для учителя
Ваш инновационный потенциал
Уважаемые педагоги! С целью определения вашей готовности к внедрению инновационных технологий просим оценить свою деятельность по шкале 1 - 5 (1 - не знаю, не умею, не использую; 2,3,4 - знаю, использую)

«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
1. Осуществление личностно- ориентированного обучения





2.Мотивация учебной деятельности





3.Создание ситуации успеха





4. Дифференциация обучения. Работа с одаренными детьми





5.Организация самостоятельной работы учащихся





6.Организация нетрадиционных уроков





7. Развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля учащихся. Осуществление рефлексии





8.Внедрение интерактивных методов:





Микрофон





Займи позицию





Мозговая атака





Метод ПРЕСС





Обучая - учусь





Аквариум





Карусель





Два-четыре - все вместе





Совместный проект





Портфолио





Авторское кресло





9. Оценить свою деятельность с позиции педагогического творчества





Спасибо за ответы!
______________________________________________
Как говорят люди, ремонт нельзя закончить - его можно только приостановить. Этот бесконечный процесс с одной стороны приносит творческое наслаждение, а с другой - много хлопот и суеты. Онлайн журнал о строительстве и ремонте RULETKI.NET поможет найти ответы на многие возникающие во время ремонта вопросы: чем заделать щели между ванной и стеной, как утеплить мансарду своими руками , как сделать экран на батарею своими руками. Удачи вам и процветания.