Цель:
Природоведение.
Сформировать понятие о гидросфере
как сложную оболочку, состоящую из взаимосвязанных вод мирового океана, суши и
атмосферной воды: о мировом круговороте воды как закономерном явлении, что
соединяет все оболочки Земли, уточнить знания детей о значении воды в природе и
жизни человека; о состоянии и свойствах воды; развивать логическое мышление, учить
рассуждать на предложенную тему; воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к воде.
Чтение и развитие речи.
Формировать умение подбирать
нужную литературу к теме, учить фантазировать; обогащать речь учащихся новыми
словами, фразеологизмами; воспитывать произвольное внимание, культуру слушания
и речи; воспитывать интерес к слову, умение точно передавать мысль.
Математика.
Формировать умение решать простые
и сложные задачи, связанные по смыслу тематики данного материала, формировать
вычислительные навыки, способствовать развитию логического мышления, развивать
математическую речь.
Оборудование.
Глобус, схема - рисунок
круговорота воды в природе; листы ксерокопий с задачей и познавательным
материалом к теме; необходимые предметы для исследовательской работы.
Ход урока
1. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня у нас необычный урок.
На нем мы узнаем много нового, интересного, будем проводить опыты, делать
выводы, решать задачи и многое другое. А тему урока вы сможете отгадать при
помощи загадки.
Известна с детства жидкость
Любой ее употребляет.
Бывает тучкой она,
Пушинкою бывает,
Бывает как стекло тверда
Обычная (подскажите)...(вода)
Догадались ли вы о названии темы?
(Вода в природе).
Знаете ли вы, что в мире сильнее
всего? Оказывается - вода!
Что вы знаете о воде?
Что хотели бы узнать?
Ответить на эти и другие вопросы
помогут нам наши тучки, которые пришли к нам на урок.
Первая тучка - природоведческая, которая
принесла нам задания, которые мы должны выполнить, чтобы узнать ответы на наши
вопросы.
1. Рассказ учителя
- Все мы привыкли смотреть на
воду, как на обычную вещь. Но воду называют самым большим чудом земли (мира).
Поэтому мы не можем не говорить о ней.
- Представьте себе, что было бы
на Земле, как бы не было воды?
(не зеленела бы трава, не росли
бы деревья, не было птиц, зверей и нас - людей)
Вот посмотрите на карту мира.
Сколько на нем синего и голубого цвета. А если быстро покрутить глобус, то он
весь кажется голубым. Нашу Землю так и называют - голубая планета. Если всю
Землю условно поделить на 4 части, три из них - вода: океаны, моря, реки, озера.
Но вода есть на Земле не только в водоемах. Все мы видели источники, которые
бьют из земли. Откуда же здесь берется вода? Ведь вода течет много лет, и
источники не высыхают, не исчезают. Да, под землей тоже есть вода. Колодцы - отверстия
для добычи подземной воды.
Вода есть в воздухе, в земной
атмосфере: это дождь, снег, облака, туман. Вот как много воды на Земле.
Вывод: Вода содержится в
водоемах, на суше, воздухе.
2. Исследовательская работа.
Работа в группах по определению свойств воды.
- Представьте себе, что мы с вами
исследователи. Сегодня перед нами стоит такая цель:
Выявить, какие свойства имеет
вода.
Свойства воды (вывешивается на
доске)
а) - Посмотрите на стакан с
водой, что вы можете сказать о густоте воды?
(Жидкая) (вывешивается на доске)
--Возьмите пипетку и накапайте
несколько капель воды на стекло. Что случилось?
(Текучая)
б) -Опустите карандаш в воду. Мы
видим карандаш сквозь воду?
(Прозрачная)
в) - Понюхайте воду. Имеет ли
вода запах?
(Без запаха)
г) - Вода имеет удивительное
свойство растворять вещества. Поэтому ее называют растворителем.
--Какие вещества можно растворить
в воде? (сахар, соль, краски...)
(Вода - растворитель)
- Но не все вещества растворяются
в воде (масло, мел, песок...)
д) Можно определить еще одно
свойство воды. Как ведет она себя при разных температурах. Возьмем стеклянную
пробирку нальем подкрашенную воду и накроем пробкой. Обозначим полоской уровень
воды и опустим пробирку в горячую воду. Для чего мы это делаем? (Чтобы вода в
пробирке нагрелась).
-- Что вы заметили? (Вода
поднялась выше полоски)
-- Какой вывод можно сделать?
(При нагревании вода расширяется)
--А теперь вспомните, видели ли
вы когда-нибудь, как из чайника, что начал кипеть вытекает вода? Почему?
-- Как с помощью опыта проверить,
что произойдет с водой при охлаждении? (Вода при охлаждении сжимается)
-- Давайте теперь прочитаем, какие
же свойства воды мы обнаружили?
-- Запишем эти свойства воды в
тетради.
3. Исследовательская работа.
Состояние воды.
-- Что происходит с водой зимой
при сильном охлаждении?
(Вода замерзает)
--Вода замерзает, превращается в
лед и становится на ощупь какой?
(твердой, холодной, скользкой)
--В твердом состоянии вода может
быть не только льдом.
-- Чем еще? (снегом)
Вода замерзает при температуре 0
С. А теперь будем наблюдать за кипящей водой. Закипела вода в чайнике. Почему
это видно?
(звук, пузыри, пар)
Откуда берется пар и что это
такое? Подставим стекло под струю пара и подержим. Что мы наблюдаем? (Капли
воды). Это пар поднимается вверх и оседает на стекле. Стекло холодное и
превращает пар снова на воду. Вода превращается в пар при нагревании. А сейчас
смотрите. Что произойдет с водой в стакане. (Вода начинает капать) Почему? На
стекле собралось много капель, они становятся очень тяжелыми и стекают.
Аналогично образуются облака. Облако - это множество капель воды. Когда их
соберется очень много - идет дождь. Определено: вода в природе бывает в трех
состояниях.
При обычной температуре - жидкой,
при низкой - твердой, при нагревании становится газообразной.
Запомните это слово газообразная,
значит подобная газу, а значит и свойства подобные (легкая, прозрачная).
Третий вывод: Вода бывает в трех
состояниях: жидкая, твердая, газообразная.
4. Работа в тетрадях
Выводы записываются в тетрадях с
печатной основой.
5. Рассказ учителя о круговороте
воды в природе
И так, превращения воды из одного
состояния в другой происходит в природе постоянно.
6. Прослушивание сказки «Про
маленькие водяные капли» (учитель читает сказку)
7. Беседа о прочитанном:
- Почему капля не осталась на
земле?
- Что случилось с капельками
высоко в небе?
- Почему они снова упали на землю?
- Как двигались капельки?
Вывод: Вода в природе движется по
замкнутому кругу.
8. Работа по схеме – рисунку
Посмотрите на схему. Солнце
согревает землю. С поверхностей рек, прудов, озер, океанов, почв, растений
испаряется вода. Легкий водяной пар поднимается высоко в небо. Там гораздо
холоднее, чем на земле. Водяной пар охлаждается и превращается в мелкие
капельки воды. Из них образуются дождевые облака. В облаках капельки сливаются.
Они становятся тяжелыми и падают в виде дождя при температуре выше 0 С и в виде
снега при температуре 0 С. Следовательно, вода, испаряясь возвращается в виде
осадков (дождя, снега, града).
Часть этой воды снова
просачивается в почву, попадает в озера, реки, моря. А остальная вода снова
испаряется с поверхности суши, водоемов и растений. Вода в природе постоянно
движется. Превращение воды в природе из одного состояния в другой называют
круговоротом воды.
9. Работа по учебнику
Чтение статьи «Круговорот воды в
природе».
10. Беседа о прочитанном
- Что такое круговорот воды в
природе?
11. Самостоятельная работа
Рисование круговорота воды в
природе на листах бумаги.
12. Физкультминутка
Вторая тучка – Читательная
1. Групповая работа
- Знаете ли вы, как много есть в
литературе интересных произведений, где вода занимает едва ли не главное место?
Домой каждая группа получила задание: подготовить сочинение.
1-я группа - Вода - дорогая вещь.
2-я группа - Чудодейственная сила
воды.
3-я группа - Способы розыска
новых источников.
Вывод: Вода - источник жизни.
2. Пословица.
Дети читают пословицы и объясняют
их смысл.
1. Какой колодец, такой и хозяин.
2. Сколько колодцев на земле, столько
звезд на небе.
3. Не плюй в колодец - придется
напиться.
4. Будь мудр как земля, а чистый
как вода.
5. Река - колыбель жизни.
6. Вода - душа урожая.
7. Вода - великий санитар.
Третья тучка - Языковая
1. Игра «Сумей объяснить
выражение»
Оказывается, есть почти 50
фразеологизмов со словом «вода»
Варить воду - вить веревки из
кого-нибудь
Выйти сухим из воды - избежать
наказания, капризничать.
Вилами по воде писано - про то
маловероятно, такое, что не может быть.
В ложке воды утопить - попытка
сделать кому-то неприятность.
2. Создание высказываний (соединить
стрелочками)
Кануть в воду Перестать
существовать, исчезнуть
Словно воды в рот набрал Опечаленный,
расстроенный
Водой не разлить Тот,
кто ничего не делает
Словно в воду опущенный Не
сказать ни слова, молчать
Под лежачий камень вода не течет О
тесной дружбе
3. « Паутинка» к слову
Капелька (малая, теплая, веселая,
пушистая, добрая....)
Четвертая тучка – Математическая
1. Решение интересных задач
1. Человек за сутки потребляет до
6 литров
воды. Сколько воды потребляет человек за неделю? (6 х 7 =42)
2. На 100 л воды приходится 2 литра
питьевой воды. Сколько литров не питьевой воды в 100 л ? (100 - 2 =98 (л) )
(Воспитательный момент. Питьевой
воды на земле мало, поэтому ее надо беречь)
3. Стебель кукурузы за 6 дней
испаряет 24 л
воды. Сколько литров воды будет испарять кукуруза за 8 дней? (24: 6 х 8 = 32
(л))
4. Если из крана постоянно капает
вода, то за 2 дня бесполезно утекает 14 л воды. Сколько литров воды вытекает за
неделю? (14: 2 х 7 = 49 (л) ) (воспитательный момент)
5. Во время купания тратится 7
ведер воды. Во время стирки в стиральной машине на 3 ведра воды больше. Сколько
всего ведер воды расходуется на купание и стирка? ( 7+3) + 7 = 17 (в.)
Вывод: На Земле становится меньше
чистой воды, поэтому ее надо беречь.
Итог урока.
1. « Мозговая атака»
Интервью корреспондента
Что больше всего понравилось вам
на уроке?
Что нового вы узнали?
Каким был урок?
У – увлекательный
Р - радостный
О – отличный
К - красивый__________________________________________
Весна! Светит солнце.... А не пора подумать об обновлении гардероба на лето? Тем более в некоторых интернет магазинах сейчас грандиозные скидки.. Не верите - убедитесь сами. Загляните на сайт интернет магазина KEDOFF.NET. Там сейчас можно стильные футболки купить в украине с 50% скидкой.