01.07.11 |

Программа содержания деятельности летнего лагеря

девочки бегут
Программа содержания деятельности летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Долина друзей»
Пояснительная записка.
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Активный отдых детей целесообразно организовать в пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания детей.
С целью организации летнего отдыха детей на базе муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Блохино Бессоновского района Пензенской области работает пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания детей. Данная форма организации отдыха и занятости детей и подростков помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями и выступает мощной превентивной формой против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения подростков.
Цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, занятости детей и подростков, создание условий для развития и приобретения социального опыта в условиях лагеря.
Задачи, реализуемые программой:
1. Создание условий для активной занятости, летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, развития их физических и творческих способностей;
2. Апробация направления воспитательной деятельности «Культура экотуризма» посредством использования активных форм организации деятельности: экспедиции, походы, велопробеги в условиях пришкольного оздоровительного лагеря.


Нормативно-правовая база программы содержания деятельности пришкольного оздоровительного лагеря «Долина друзей»
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
5. Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г. Москва «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 -2010 годах.
7. Письмо Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.05. №АС – 502/06.
8. Методическое письмо Министерства образования Пензенской области «Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости школьников в 2010 году»;

9. Методические рекомендации для руководителей учреждений отдыха и оздоровления Пензенской области, 2010 год;

10. Постановление Администрации Бессоновского района Пензенской области «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2010-2012 годах».

Количество участников программы: 20 детей, 2 воспитателя, 1 вожатый, 1 учитель физической культуры,

География участников программы: Дети из полных и неполных семей, дети, состоящие на различных видах учета.

Сроки реализации программы: Июнь-июль 2010 года.
Условия реализации программы
1. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют педагоги, отрядные вожатые, члены родительского комитета, Совет отцов, работники сельского дома культуры, библиотекарь. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ ООШ с.Блохино. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых. В каждом отряде работают отрядные вожатые из числа старшеклассников, трудоустроенных на период летних каникул через Центр занятости населения в рамках исполнения программы трудоустройства несовершеннолетних граждан. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана реализации программы содержания деятельности пришкольного лагеря, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.
2. Педагогические условия:
• добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря
• сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).
• систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
• организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
• отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
• создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
• создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
3. Методическое обеспечение смены
• наличие программы лагеря, плана реализации программы, описание модели игрового сюжета, плана - сетки;
• должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ ООШ с.Блохино;
• проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала лагерной смены;
• подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
• подбор реквизита для проведения дел.
• разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Критерии эффективности программы
• постановка реальных целей и планирование результата программы
• заинтересованность педагогов в реализации программы
• благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
• удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы
• творческое сотрудничество педагогов и детей
• желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Содержание деятельности
летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Долина друзей».
Пришкольный оздоровительный лагерь «Долина друзей» посещают дети и подростки из полных, неполных, социально незащищенных категорий семей с целью организации занятости, досуга и оздоровления. Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Долина друзей» согласно следующим направлениям работы: коллективно-творческая деятельность, оздоровительная деятельность и продуктивная деятельность.
Приоритетным направлением работы пришкольного оздоровительного лагеря является коллективно-творческая деятельность, в основе которой лежат три основных идеи организации деятельности отдыхающих: «В гости Берендею», «Народная капель», «Моя семья».
«В гости Берендею» — забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям (экологические операции).
Формы организации коллективно-творческой деятельности различны. Однодневный поход, однодневный палаточный лагерь, экскурсия, велопробег, экологическая операция «Родник» позволяют не только интересно организовать досуг, но и последовательно организовать оздоровительную и профилактическую работу, работу по сплочению коллектива и развитию творческих способностей детей.
На природе сильно ощущается связь человека с окружающим миром. Для детей выход в лес или на реку - это чаще всего познание чего-то нового о мире, природе, людях. Это и экскурсии, и игры, и печёный картофель, а главное- снятие напряжения и стрессовых ситуаций.
Вело и (или пеший) поход. Участие в походе позволяет ребятам познакомиться с достопримечательностями населенного пункта, других сел, внимательно изучить свой край, повысить спортивное мастерство, приобрести умения и навыки в сфере туризма.
Участие отдыхающих в экологических операциях таких, как «Родник», «Цветочная полянка», позволять сформировать у них экологическое мировоззрение и стремление к бережному отношению к природе.
Активно реализуется данное направление программы через организацию однодневных палаточных лагерей детского отдыха. Содержание коллективно-творческой деятельности отдыхающих строится на основе плана реализации программы содержания деятельности пришкольного оздоровительного лагеря. Так, содержание тематического дня «День лесовичка» включает в себя организацию однодневного палаточного лагеря «Лесовичок», КТД «На лесной полянке», Операция «Костёр», Операция «Чистый берег».
Следующим идейным направлением коллективно-творческой деятельности выступает направление «Народная капель», которое предполагает возрождение и пропаганду народных традиций, народного быта на основе местного материала. Каковы наши корни? Подобным вопросом задавались многие из нас. Интересно, а главное, полезно узнать историю своего народа, своего населенного пункта. «Народ, лишенный памяти, не ощущает духовной связи с поколениями предков, а значит- и ответственности за продолжение их дел, за будущее своей земли. Такой народ утрачивает перспективу и неизбежно превращается в безликое, духовно опустошенное, послушно-покорное население.» (Выдержка из белорусского журнала «Спадчына». Настала пора собирать камни. Современные дети маловероятно представляют себе историю своей семьи, своего народа, села, где проживают. Организация деятельности в данном направлении позволяет сформировать у отдыхающих чувство патриотизма, гордости и ответственности за прошлое и настоящее. В последние годы стало актуальным такое понятие как сельский туризм, эко туризм (экотруры), агротуризм (агротуры). Все эти понятия схожи по своей сути и предлагают отдых на природе в естественной среде проживания сельских жителей: встать рано утром, встретить рассвет с первыми петухами, пробежаться по траве, полной росы, выпить стакан парного молока со свежевыпеченным хлебом, выслушать рассказы старожил села, собрать элементы народного фольклора и старинные вещи.
Экспедиция как одна из форм реализации данного идейного направления призвана развивать культуру экотуризма (сельский туризм (отдых)). Программа предусматривает составление и изучение возможных туристических маршрутов, проведение экспедиций в населенный пункт с подворовым, организацию сбора старинных вещей, элементов народного фольклора в создаваемый на базе образовательного учреждения музей народного быта.
Третье идейное направление коллективно-творческой деятельности «Моя семья»- призвано формировать представления о семейных ценностях, достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Совместный семейный отдых - это возможность ощутить единство семьи, наладить взаимопонимание, лучше узнать своего ребенка, показать ему окружающий мир! Содержание тематического дня «День семейного отдыха» включает в себя работу однодневного семейного палаточного лагеря, где ребята вместе с родителями становятся участниками семейного фестиваля талантов «Семейное счастье», КТД «Семейные старты», операции «Семейный костёр».


Оздоровительная деятельность как направление работы по реализации содержания программы включает в себя следующие мероприятия:
- Ежедневный медицинский осмотр отдыхающих;
- Утренняя зарядка;
- Ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день);
- Принятие воздушных ванн и водных процедур;
- Посещение физиотерапевтического кабинета...

Трудовая деятельность как направление работы по реализации содержания программы включает в себя следующие мероприятия:
- участие детей и подростков в работе мастерских Берендея, и т.п.;
- ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории лагеря.
Организация занятости и отдыха детей и подростков в рамках реализации программы «Долина друзей» позволяет детям оздоровиться и отдохнуть, приобрести знания о мире вокруг и сформировать необходимые в жизни навыки и умения, даёт возможность развить ценные личностные качества, такие как: коллективизм, взаимопомощь, доброту, самостоятельность в принятии решений, способность принять на себя ответственность, коммуникабельность. Вовлечение подростков в социально-значимую и досуговую деятельность способствует пониманию и установлению сотрудничества между участниками программы.
Механизм реализации программы:
I. Подготовительный этап:
 подбор (назначение) кадров;
 комплектование отрядов ;
 разработка документации.
II. Организационный этап:
 выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
 сплочение отрядов;
 формирование законов и условий совместной работы;
 подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап: реализация основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
 познают, отдыхают, трудятся;
 делают открытия в себе, в окружающем мире;
 помогают в проведении мероприятий;
 учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
 развивают способность доверять себе и другим;
 укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок в форме дерева дружбы, где каждый отдыхающий может поделиться своими впечатлениями и прикрепить листочек к кроне.
IV. Заключительный этап.
Педагогический анализ результатов.

Критерии эффективности программы
• постановка реальных целей и планирование результата программы
• заинтересованность педагогов в реализации программы
• благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
• удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы
• творческое сотрудничество педагогов и детей
• желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
Ожидаемые результаты смены и способы их фиксации:
1. в развитии ребёнка.

 Рост самоуважения, снижение уровня общей тревожности
 Приобретение каждым ребёнком опыта взаимодействия в решении текущих проблем
 Укрепление убеждения в необходимости саморазвития
 Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими
 Укрепление (развитие) индивидуальных способов самоосуществления
 Оздоровление Сравнение результатов тестирования до заезда и в итоговом периоде
Анализ динамики участия ребёнка в деятельности. Таблица отряда
Опрос детей об их планах и перспективах

Сравнение наблюдений вожатых и формальной успешности ребёнка
Сравнение сочинений–самохарактеристик детей и динамики выбора ролей в лагере (таблица отряда)
Заключение врача

2. В развитии отряда.

 Высокая степень организованности в решении задач деятельности
 Атмосфера психологического комфорта Анализ достижений отряда

Сбор отзывов детей, наблюдение

3. В развитии лагеря.

 Конкретизация технологии работы педагогического коллектива
 Решение заявленных задач Обсуждение на педсовете
Групповой анализ работы педагогического коллектива в смене

Результативный эффект смены
• Укрепление здоровья отдыхающих: 100% охват детей спортивными и оздоровительными мероприятиями; нулевой показатель заболеваемости в период организации смен.
• Пополнение жизни детей интересными социо - культурными событиями;
• Привитие навыков построения отношений на основе взаимопонимания и совместного творчества;
• Формирование комплекса знаний по организации мероприятий необходимых в работе в органах детского самоуправления;
• Формирование у отдыхающих активной гражданской позиции, экологического мировоззрения.

Литература:
1. «В гармонии с природой», «Лето звездное, будь со мной!» / Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007, 2008.
2. Методическое пособие для организаторов досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере /Владивосток, 2004г.
3. Современный вожатый. Методический сборник лагеря 'Надежда'
4. "Я – вожатый ИО СПО" методическое пособие, Иркутск, 2006г.
5. “Палитра” Методические рекомендации педагогам-организаторам детских оздоровительных центров, Центр внешкольной работы г. Таганрог, 2001 г .
6. “Лето для ребенка” Е. Бачева, Ассоциация детского отдыха и оздоровления «Дети плюс» Пермь-2001 г.
Автор-составитель: Евгений Гуськов
Замдиректора по воспитательной работе средней школы
 с.Блохино Пензенской области


Торжественная линейка "Первое сентября"

мальчик с лупой
«Сентябрь встречает нас у школьного порога…»
Торжественная линейка.
Одним из вариантов встречи начала учебного года является игровая нестандартная ситуация, для решения которой привлекаются все школьники и учителя. Линейка начинается с традиционного торжественного приветствия, поздравления директора и гостей, выступления первоклассников и учащихся 11 класса.
Суть игровой нестандартной ситуации заключается в следующем: накануне Дня знаний учителя приготовили школьникам сундук знаний, но последний таинственно исчез. Тогда, организаторы решили общими усилиями школьников отыскать пропавшее. На праздник приходят гости - Болтовня и Лень. Они пытаются завязать разговор со школьниками, и взять их в свой отряд искателей. Все вместе, пройдя испытания, школьники находят таинственный сундук знаний и колокольчик, который оповестит о начале нового учебного года!

Завуч. На свою первую торжественную школьную линейку приглашаются первоклассники! На свою последнюю школьную линейку, посвященную Дню знаний приглашаются учащиеся одиннадцатого класса!
Школа, внимание! Равняйся! Смирно! Товарищ директор, Школа, на торжественную линейку, посвящённую Дню знаний построена!
Директор: Школа, на Гимн и Государственный флаг Российской федерации, флаг пензенской области стоять смирно! Право поднять флаг предоставляется отличникам минувшего учебного года… Флаг поднять!
Звучит гимн. Поднятие флага.
Ведущий: Добрый день, школа! Мы снова вместе! Позади остались великолепные летние каникулы. Мы уверены, что каждый из вас, всё это время подгонял дни, часы: «Скорей бы в школу!»
Ведущий: А действительно, сегодня большой праздник и у педагогов и у учащихся! И как здорово, когда именно так торжественно и волнительно начинается новый учебный год!
Ведущий: Вот и Осень, это значит снова-
Наступил учебный год.
По стране сентябрь рыжеголовый
В форме ученической идёт!
Первоклассники (мальчик и девочка) с букетом цветов в руках стоят у микрофонов.
Мальчик: Почему сегодня ночью
Я просыпался десять раз?
Девочка: Потому что мы сегодня
Поступаем в первый класс!
Мальчик: Я теперь не просто мальчик,
А теперь я новичок,
У меня на школьной форме
Отложной воротничок.
Я проснулся ночью тёмной,
Было только три часа,
И ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Я оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал,
Папа бросился вдогонку,
У дверей меня догнал!
Со стороны школьного крыльца к микрофонам подходят папа и мама первоклассника.
Мама: Разбудил сынок квартиру,
До утра заснуть не мог,
Ночью даже мне приснилось
Будто я учу урок!
Папа (с картой в руках) Вот, и мне тот сон приснился,
Что стою я у доски.
Не могу на этой карте
Отыскать Москвы – реки.
Девочка: От чего в это светлое утро
Улыбается всем нам заря?
Почему повзрослели как будто?
Вместе: Первое сегодня сентября!
Ведущий: Сегодня, в этот замечательный праздник, перед дальней дорогой в прекрасную страну Знаний со словами напутственной речи ко всем учащимся и учителям нашей школы обращается директор. Слово предоставляется директору школы.
Выступление гостей.
Ведущий: После долгих летних каникул для всех ребят школа распахнула свои гостеприимные двери. Школьные годы - волшебная лестница, по которой все мы переходим из класса в класс, набираемся новых знаний, приобретаем умения и навыки. Сегодня на ступень выше поднялись все без исключения школьники. Как приятно всем вместе, одной дружной семьей, вновь собраться в родной школе в первый сентябрьский день!
Девочка пятиклассница исполняет песню на мотив «И кто его знает»
Возле школы, возле нашей
Прямо с раннего утра,
Вновь осеннею порою
Собралась детвора.
Привет вам, ребята!
Нам школа всем рада:
На время расстались,
Друзьями остались,
Чтоб встретить первый день сентября.
Отдохнули мы за лето,
А теперь ты так и знай:
Смело ты, берись за дело
И науки постигай.
Удачи, ребята!
Нам школа всем рада:
Учиться спешите,
Предметы любите,
Сегодня первый день сентября.
Ведущий: Первое сентября- праздник для всех школьников и учителей! Почему? Да потому что ученики нашей школы с каждым учебным годом переходят на ступень выше по лестнице знаний. На первую ступень этой волшебной лестницы сегодня вступили новые ученики школы - наши первоклассники! Для малышей сегодня прозвенит самый первый в их жизни звонок и начнётся трудная ответственная школьная пора, полная тревог, радостей, открытий. На трудной дороге в страну Знаний вашим наставникам, другом и помощником будет ваш первый учитель (Фамилия имя отчество).
Слово для приветствия первоклассников предоставляется первой учительнице…
Ведущий: Внимание! Торжественный момент.
Пятнадцать поколений школа воспитала,
Пятнадцать поколений каждый год сменяла,
И сегодня шестнадцатое бережно возьмёт,
Через радостное детство в юность поведёт.
Мы приглашаем на сцену наших первоклассников.
Первоклассники.

Посмотрите вы на нас –
Перед вами первый класс!
Первый класс - начало тропки,
В жизнь большущего пути,
Я не буду сейчас робким,
Учиться я хочу идти.
В школу все мы собирались,
Проворочались всю ночь,
Улыбались, наряжались,
Даже кот хотел помочь.
Только мы коту сказали:
«Кот, большим ты не мешай.
Раньше мы с тобой играли,
В школу я иду, ты знай!»
За букетом плохо видно,
Пока ростом ниже я.
Мне немножечко обидно-
Взять куклу нам с собой нельзя.
В школу я бегу вприпрыжку!
Мама, поздно ожидай.
За меня прочти ты книжку
И в машинки поиграй.
Деловой в семье я самый,
Я теперь большой вполне
Ты прочти букварь мой, мама,
А потом расскажешь мне.
Мы сегодня обещаем,
Всем примером быть во всем,
Выпускник, мы точно знаем,
Мы тебя не подведем.

Девочка и мальчик - первоклассники исполняют песню на мотив «Школьные годы чудесные».
В первый погожий сентябрьский денёк,
Робко шагаем под школьные своды.
Здравствуй, учитель и первый звонок,
Так начинаются школьные годы.
Школьные годы чудесные,
с дружбою, с книгою, с песнею,
Школа родная, встречай,
Нас в первый класс принимай,
Школа родная.
Нам прозвенит скоро первый звонок,
Мы сядем в классе за новые парты.
Вот начинается Жизни урок,
Ждут нас с тобой и финалы и старты.
Школьные годы чудесные,
с дружбою, с книгою, с песнею,
Школа родная, встречай,
Нас в первый класс принимай,
Школа родная.
Пора, открывай, Школа, нам свою дверь,
В страну знаний мы идем классом,
Будем стараться, ты в нас, Школа, верь,
Из каждого вырасти асса!
Школьные годы чудесные,
с дружбою, с книгою, с песнею,
Школа родная, встречай,
Нас в первый класс принимай,
Школа родная.
Ведущий: Для наших одиннадцатиклассников сегодня также, как и для малышей волнительный день - выход на финишную прямую, вы сегодня начинаете свой последний школьный год! Посмотрите на своих младших друзей – первоклассников, и вспомните тот прекрасный солнечный сентябрьский день 1998 года! Слово предоставляется учащимся 11 класса!
Одиннадцатиклассники:
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз
Когда пришли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много лет,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей!
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы буквари свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Сколько б ни было в жизни дорог,
Сколько б ни было встреч, расставаний,
Не забыть нам и школьный порог,
И свидание первое с вами.
Мы выражаем сердечную признательность всем преподавателям нашей школы. Очень надеемся что знания, которые вы преподаете нам, позволят ориентироваться не только по карте, но и в самостоятельной жизни!
Мы очень благодарны вам
И мы вас ценим, уважаем.
Наград желаем - по делам!
Здоровья, счастья вам желаем!
А вам, дорогие ребята-первоклассники, и все школьники мы даем наказ: Все должны осознать, что быть лентяями, неумехами вышло из моды. каждый из нас отныне должен не только тянуться к знаниям, чтобы из-за парты было видно, но и быть хозяином в школе. Помните: ученье-свет, а неученье - тьма! Берегите наших учителей! Они такие хорошие и хрупкие! В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!
Учащиеся 11 класса исполняют песню на мотив «Улыбка»
Улыбок полон наш прекрасный двор,
С нами солнышко над школою смеётся,
Вы в детсад ходили до сих пор,
А сегодня в дом, что школою зовется.
Припев: Наша школьная семья, очень рада вас, друзья,
Встретить группой здесь, у школьного порога.
Чтоб отметки получать, много знаний познавать,
В путь зовет нас всех учебная дорога!
Первоклассник ты теперь, дружок,
Это подтверждается признаньем.
Даже самый сложный свой урок,
Выполняй всегда и всюду со стараньем.
Припев: Наша школьная семья, очень рада вас, друзья,
Встретить группой здесь, у школьного порога.
Чтоб отметки получать, много знаний познавать,
В путь зовет нас всех учебная дорога!
Мы желаем всем ученикам,
Учиться дальше здесь с таким же настроеньем,
А родным своим учителям-
Работать с нами в школе с наслаждением.
Припев: Говорят не зря кругом: школа - наш родимый дом,
Здесь научат всему сразу педагоги,
Будем знанья запасать, задачи сложные решать,
Ведь не зря сюда свели нас всех дороги.
В финале песни появляются Болтовня и Лень. Они спускаются по крыльцу. Болтовня несёт через плечо большой картонный указатель с тремя стрелками.
Лень: Болтовня, смотри, пришли!
Стоят у школы малыши!
Болтовня: Вот и праздник наступил,
Ждали его долго.
Бармолей нас попросил,
Погулять немного
По тропинкам детских книжек,
И по школьным знаниям.
Лень: Ты смотри, как ребятишек,
Много здесь, у здания!
Болтовня: Что-то здесь не всё в порядке,
Очень шумно во дворе.
Лежат стопочкой тетрадки,
У ребёнка в рюкзаке.
Все нарядны, просто диво,
Как здесь сказочно красиво!
Здесь веселье, смех, уют,
Видно, праздника здесь ждут!
Лень: Но мы праздника не ждали!
На перекрёстке трёх дорог
Мы повстречали знак.
И школьник даже знать не мог,
Что знак не просто так!
Болтовня: Мой путь – налево поворот!
А, может быть, направо.
Лень: А мне куда?
Болтовня: Тебе вперёд, раз ты не знаешь правил!
Организатор: Это кто ещё такие к нам пришли на праздник? Вы новенькие ученики? Но что-то вас мы раньше не видели! Кто вы, зачем к нам пришли?
Болтовня и Лень исполняют песню на мотив «Частушки Бабок- Ёжик».
Не смотрите на меня,
Глазки поломаете,
Всем представлюсь – Болтовня,
Вы меня не знаете?
Болтовней зовусь давно я,
Этим и горжусь,
Кто захочет жить со мной,
Я быстро подружусь!
Вот идёт подруга Лень,
Словом к вам обмолвиться.
Спать готова целый день,
С ней стоит познакомиться!
Мы пришли сюда, на праздник,
Чтоб занять свои места,
Ведь здесь каждый – то проказник,
То любитель отдыха.
Болтовня: Любите вы поболтать на уроке? А их прогуливать? А не выполнять домашнее задание? Нет? Странно, какие феноменальные дети?
Лень: Какие, какие? Феноменальные? А что это такое?
Болтовня: Ой, опять что- то не то сболтнула! Необычные! Ну, вот нагрубить учителям то все любят, наверное? Что неправда? Странно, очень странно!
Ведущий: Нет, здесь какая-то ошибка! Первоклассников здесь ровно столько. сколько мы приняли в школу!
Болтовня: Никакой ошибки нет,
Я открою вам секрет:
Научу ребят я драться,
Взрослым лгать, дразнить, ругаться!
Дёргать девчонок за косички
Научу я вас, мальчишки!
В школе вас плохому учить не станут, сама знаю. Скукотища здесь. Все говорят, учат как правильно себя вести! Да ещё и двойки ставят. Вот, в прошлом учебном году, Лень, подруга моя, уснула на уроке, а в это время меня вызвали задание выполнять. Знала все вопросы, а мне пару поставили!
Лень (восхищенно): Что ты говоришь?!
Болтовня: Да, Но я же учила только вопросы. А меня ответы спрашивали!
Главное в обучении, я вам скажу, правильно сесть!
Ведущий: И где же нужно садиться нашим школьникам?
Болтовня: С отличником и, главное, за задней партой. Там и списать можно и поболтать вдоволь!
Ведущий: А любимый предмет у тебя в школе был?
Болтовня: Физика –царица наук!
Ведущий: Тогда объясни нам, почему сначала видна молния, а потом слышен гром?
Болтовня: Так глаза же впереди ушей!
Ведущий: Великолепно! интересно, для чего тебе глаза и уши?
Болтовня: Глаза, чтобы видеть, а уши, чтобы мыть!
Лень (утвердительно) И мне также! И мне также!
Ведущий: Всё ясно. По-моему, отметки у тебя были справедливые!
Чтоб для дела пригодиться-
Надо делу научиться.
Только тот научиться,
Кто прилежно учиться!
Ведущий: Сегодня ряды школьников пополнились умными, смышлеными первоклассниками! Внимание! Торжественный момент - первоклассники получают из рук одинадцатиклассников свой первый учебник- Букварь.
Все в замешательстве. На месте букварей не оказалось.
Ведущий: Ребята! Произошло самое страшное, что могло случиться! Пропали буквари и сундук со знаниями, да ещё колокольчик, который должен оповестить о начале учебного года! Что же делать!
Болтовня: Сундук, говоришь, пропал, да всё его содержимое! Эй, Лень, хватит спать, собирайся в дорогу, знания у детей пропали, и ещё сундук, что с содержимым драгоценным! Да нам одним не справиться! Давай, набирай школьников в нашу команду, вместе веселей искать клад!
Ведущий: Ребята, не соглашайтесь! Вам нужны знания? Не слышу, громче? Да! Вот и давайте все вместе отыщем сундук со знаниями! Кто с нами, поднимите правую руку!
Болтовня: А кто с нами пойдёт? Нет никого! (к директору) Пойдёмте с нами, я вас болтать научу!
Ведущий: Не соглашайтесь на их призывы!
Лень: Ну вот, с тобою мы одни!
А как же драгоценности из сундука?
Болтовня: Я всё конечно поняла,
Но не хочу я враз сдаваться!
Хочу победы добиваться!
Сундук знаний будет мой-
Хотя и нет ребят со мной!
Лень: Подруга Болтовня, и я с тобой!
Болтовня: Вдвоем с тобой! Подумаешь, пустяк!..
А вон, смотри, какой- то знак.
Лень: Ой, да это вилка, ложка!
Можно здесь поесть немножко,
Полежать, чтоб отдохнуть,
Тогда отправимся и в путь!
Болтовня: До чего же ты умна и мила,
Угадать этот знак ты смогла!
Лень: Давай посидим, Болтовня, на крыльце,
Нам спешить некуда, сундук знаний так и так нас будет дожидаться!
Узелок поскорей развяжу,
Кусочек знаний на язык положу.
Болтовня: А не лучше нам съесть пирожка?
Или выпить кувшин молочка?
Лень: Хорошо, здесь у школы лежать,
И кусочек колбаски жевать!
Ведущий: Ребята, для нас приготовлены задания. Если мы их выполним, сундук со знаниями будет наш и мы подарим буквари нашим новым ученикам – первоклассникам!
Конкурс для первоклассников и их родителей.
Ведущий: (к первоклассникам)
Ребята - первоклассники, возьмите своих родителей и вместе с ними пройдите по этому лабиринту из кеглей. Нужно пройти так, чтобы уронить как можно меньше кеглей. Кто сделает это лучше всех, того мы вместе с родителями без других испытаний сразу примем в школьники.
Выполняется задание.
Ведущий: А это задание для всех школьников, родителей и учителей!
Сейчас проверим, как вы знаете математику.
Мой вопрос серьёзный очень:
Про глаголы, между прочим.
Отвечать хотела Света-
И запуталась в ответе.
(Лень старательно загибает один палец)
Вслед за ней четыре Гали
На уроке отвечали.
Миша двойку получил-
Он уроки не учил.
Промолчали пять Ларис,
И ответил лишь Борис.
Кто мне точный даст ответ:
Был у нас какой предмет?
Дети: Русский язык!
Лень: Это не честно! Я считала детей! Какая же это математика?
Болтовня: А ты права, Лень!
У меня есть тоже продолжение этого задания!
В первом классе в нашей школе
Учатся Егорка, коля,
Восемь Галь, четыре Саши,
Шесть Сергеев, две Наташи.
Скажет кто-нибудь сейчас,
Сколько девочек у нас?
Лень: Ой, я совсем запуталась. Голова кругом!
Болтовня: Повторяю…
В школе учатся Егорка, Коля,
Восемь Галь, четыре Саши,
Шесть Сергеев, две Наташи.
Хором все ответим вместе,
Что девчонок было…
Дети: Десять!
Болтовня: Верно! Десять! А мальчишек двенадцать. И все пишут девчонкам записки о том, что школьные годы чудесные! Всё, ухожу я от вас. Победили. Победили. Так даже и неинтересно. (Выносят сундук)
Всё, я на пенсию ухожу. Вот, даже письмо написала…
Организатор (зачитывает): «СТАЛИЦА масква ВМИНИСТЕРСТВА насчет пенсии…От Болтовни с приветам квам заивление.»
«В министерство. Учительница меня мучеит за каждую шутку ставит пару. Прашу принять меры и асвабадит меня по здоровю атучебы спасиба. Хачу палучат песьсию. За это и вам опять спасиба и привет. Болтовня».
(Из книги Л.Давыдычева «Страдания второгодника Ивана Семенова).
Болтовня и Лень недовольными уходят.
Ведущий: Отгадали мы загадки! Болтовню и Лень проводили на пенсию, они теперь не будут вам, ребята, мешать учиться! Хорошо справились со всеми трудностями и препятствиями. Сундук со знаниями мы отыскали все вместе. Очень хочется верить, что дружба и в дальнейшем, будет помогать преодолевать все трудности и испытания! Вот и колокольчик нашёлся.
Учащиеся 11 класса дарят буквари и памятные подарки первоклассникам.
Ведущий: Каждой осенью сюда приходят шумные
Первоклассники - пестрый хоровод:
Шустрые, задумчивые, умные,
И учитель в класс их поведёт.
И начнётся таинство учения,
И ворвется сказка в бытие,
Будут здесь, конечно, огорчения,
И обиды первые твои…
А совместные с учителем творения
Принесут прекрасные плоды.
Ведущий: Мы желаем всем школьникам счастливого учебного года. пусть будет больше прекрасных моментов, отличных оценок! По традиции, на празднике звенит первый в этом учебном году школьный звонок. Право дать первый звонок предоставляется ученику 11 класса и первокласснице…
Звенит звонок.
Ведущий: Зазвенит звонок весёлый.
Здравствуй, школьная пора!
И шагает дружно в школу
В это утро детвора! В добрый путь, в страну Знаний!

Автор-составитель: Евгений Гуськов
Замдиректора по воспитательной работе средней школы
 с.Блохино Пензенской области

Сценарий открытия летнего лагеря "Ключи лета"

девушка с цветами
«КЛЮЧИ ОТ ЛЕТА»
Сценарий открытия летнего пришкольного оздоровительного лагеря «ДРУЖБА»
Вожатая: Доброе утро, дорогие ребята и взрослые! Вот и настало долгожданное теплое разноцветное лето. Ровно год прошёл с нашей последней встречи. Вы подросли, повзрослели!
Как много прекрасных улыбок
Мы видим на лицах сейчас.
И нет здесь печальных ошибок-
Просто Лето приглашает всех нас!
Слово предоставляется начальнику пришкольного оздоровительного лагеря Гуськову Евгению Алексеевичу.
Выступление начальника лагеря.
Чтец 1:
Встанем все мы в тесный круг,
Не разнимем дружных рук.
Нам без дружбы жить нельзя,
Потому что мы друзья!

Чтец 2:
Мы лагерь открываем
Для самых лучших благ.
И дружно поднимаем
Нашей «Дружбы» флаг.

Вожатая: Право поднять флаг детского пришкольного оздоровительного лагеря «Дружба» предоставляется командирам отрядов. Внимание, на флаг!
Поднятие флага.
На сцене ребята исполняют гимн лагеря.

Песня на мелодию «Чунга- чанга»

В лагерь «Дружба» лето нас зовёт,
Лагерь «Дружба», праздник снова ждёт.
Лагерь «Дружба», лес со всех сторон,
Лагерь «Дружба», детский перезвон!

Припев: Лагерь «Дружба», Лагерь «Дружба»,
Только ты нам летом нужен,
Только ты нам летом нужен,
Лагерь «Дружба»!
Жить всё лето здесь готовы
И сюда придти, чтоб снова
Целый год мечтают в школе
Дети дружно.

В лагерь «Дружба» с самого утра
Спешит на отдых наша детвора.
Здравствуй, лето, речка и трава!
Ура, каникулы, Ура!
Припев:
Снова лето, снова лето!
Веселись, играй при этом,
Веселись, играй при этом
Чудо- летом!
Лагерь «Дружба», Лагерь «Дружба»,
Только ты нам летом нужен,
Только ты нам летом нужен,
Лагерь «Дружба»!

На площадку выходят два папуаса.
Мальчик:
Мы долго и трудно
Дорогу искали,
Но кто нам подскажет,
Куда мы попали?

Девочка: Быть может, в Австралию?

Мальчик: В Африку, может?

Девочка: Наверно, неправильно шли. Кто поможет?

Мальчик: Я, кажется, вижу:
Ребята стоят, пойдём к ним поближе. Пусть нам растолкуют ,
Откуда здесь дети,
Какая страна…

Девочка: Такая на свете
Наверно, одна,
Где солнце, лужайка,
И речка искриться,
Где юный народ от души веселиться.

Вожатая: Вы, видно, туземцы? Аборигены?

Мальчик: Ну что вы, мы просто из лагерной смены!

Девочка: Лишь несколько дней дома мы провели
И вот загорели, и чуть подросли.
Мы Дима и Лена! Учиться закончили.
Значит, пора отправиться в лагерь,
Чтоб там отдохнуть.

Девочка:
Уже мы огромный проделали путь!

Мальчик:
Но только, увы,
До сих пор не нашли
Тот лагерь, где б мы
Отдохнуть все смогли!

Вожатая 1: Так это у нас!
Загляните- ка к нам!

Вожатая 2:
Мы вам все расскажем,
Поделимся вам!
Песня
на мелодию «Песенка Красной шапочки» («Если долго, долго, долго…»)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожкам,
Если долго по тропинкам
Прыгать, ехать и бежать,
То, конечно, то конечно,
То наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в лагерь к нам попасть!
Припев:
А-а-а, в лагере деревья вот такой вышины!
А-а-а, в лагере площадки вот такой ширины!
А-а-а, вожатые и дети!
А-а-а, веселье, смех и ветер!
И-и-и все мои друзья!
Здесь все мои друзья!
Но если ты такой пугливый,
Если ты такой ленивый
И не хочешь веселиться,
В лагерь к нам не приходи!
Здесь ведь нужно быть веселым,
Жизнерадостным, смышленым,
Заводным, неугомонным,
Веселиться от души!
Припев:
А-а-а, в лагере деревья вот такой вышины!
А-а-а, в лагере площадки вот такой ширины!
А-а-а, вожатые и дети!
А-а-а, веселье, смех и ветер!
И-и-и все мои друзья!
Здесь все мои друзья!

Ребёнок вожатому подаёт свиток.
Вожатая: Ребята, я думаю, всё у нас будет интересно. Ведь целых двадцать один день мы будем все вместе! А вот записку мне странную мальчик принёс!
Текст:
Собрались повеселиться?
Ну да как бы вот не так!
Я большая мастерица,
Всем устрою я бардак!
Фу, противные детишки,
И девчонки, и мальчишки,
Не видать от лагеря ключей,
Вам. как собственных ушей!
Если вы хотите праздник,
То должны мне целый тазик
Сладких вафель, шоколада,
Яблок, груш и мармелада…
Принести должны в болото,
Можно это, можно то-то.
Жду ответа очень мило!
Подпись: Черепаха Тортилла!
Вожатая:
Вот так странное послание:
Смотрите дальше, здесь задание:
От лета чтоб ключи достать-
Сейчас всем нужно поиграть!
Я подсказку вам даю:
Ключ лежит на том краю.
Чтобы ключик там найти,
Болото нужно перейти!

Эстафета для отрядов «Перейти болото».

Вожатая: Что же мы будем делать, если не отыщем все ключи? Ведь тогда не будет веселого праздника, не будет хорошего отдыха! Нужно позвать Бабушку Тортиллу к нам на праздник! Пусть объяснит всем, что мы сделали ей плохого!

Звучит музыка. Выходит Черепаха Тортилла
Черепаха Тортилла:
Привет, ребята! Как здесь мило!
Знакомьтесь, бабушка Тортилла!
Я пришла к вам из болота,
Веселья захотелось что-то!
Лагерь вздумали открыть?
Отлично! так тому и быть!
Вам и лето на дворе, и веселье детворе,
Только бабушке Тортилле
В этот день не по себе!
Не поют со мной лягушки,
Мои верны подружки!
Мушки, те летят с болота,
Одной сидеть мне не охота!

Вожатая:
Бабушка Тортилла! Мы получили твое послание, но ничего не поняли! Что это такое?

Черепаха Тортилла:
Вот, очки сейчас достала! (приглядывается)
Я такого не писала!
Чтоб с детей просить конфетки!
Ну, скажите, правда, детки!
Нет, и подчерк то не мой!
Я пришла к вам веселиться,
Песни петь и поиграть.
Нужно нам поторопиться
Лагерь «Дружба» открывать!

Песня черепахи Тортиллы,
на мелодию песни «Морячка»
Я давно живу в болоте
Здесь лягушки, комары.
В стране детства вы живёте,
В гости пришли мы.

Припев: Здесь открылся лагерь «Дружба»,
Нас встречает детский смех.
Подружиться всем нам нужно,
Чтобы был успех.
Пусть сияет солнцем лето,
Праздник будет у ребят.
Все мы дружбою согреты.
Походы, игры нас манят.
Только в «Дружбе» ты с друзьями
Будешь весел и красив.
Песни пойте вместе с нами
На сказочный мотив.
Припев: Чтоб ребята вспоминали
Каждый день и каждый час.
Герои сказок вам отдали
Ключи от лета в этот час.
Чтоб отличник и проказник
Вместе крикнули «УРА!»
Чтоб запомнился вам праздник,
Наша детвора!
Черепаха Тортилла:
Эх, где моя молодость, где красота?
Пошла бы я в лагерь, да я уж не та.
Вожатая: Бабушка Тортилла, что вы! Всегда так хорошо выглядите! Подарите нам ключи от лета!
Черепаха: Лето я люблю, детей!
Вот попался б тот злодей,
Что записку написал!
А я добрая! Вот, специально принесла на праздник серебряный ключ от теплого лета.

Вожатая:
Как здорово, что кто-то когда-то
Решил детишкам радость подарить.
Для этого всего лишь надо
При школе летний лагерь открыть!
Вожатая:
Всем кажется, что так и надо!
Какой восторг, какой успех!
Приносит детям летний лагерь
Здоровье, радость, силы, смех!

Финальная песня вожатых и воспитателей
на мелодию «А в ресторане», в исп. Л. Долиной
Осень желтые листья сожгла,
И снегами зима отбелела,
Отгремела дождями весна,
Лето вновь свои песни запело.
И проблемам большим вопреки
В милом лагере встретились снова.
Дарит «Дружба» у быстрой реки
Три недели нам счастья большого.
Припев:
А летом в «Дружбе», А летом в «Дружбе»,
Переживать и грустить не нужно,
Здесь песни, танцы, игры - сто затей
И только здесь найдёшь ты друзей.
А летом в «Дружбе», А летом в «Дружбе»,
найдешь ты радость, веселье, дружбу
Здесь песни, танцы, игры - сто затей
И снова встретишь своих здесь друзей.

Много есть на земле лагерей,
Только в том сомневаться не нужно:
Самых лучших на свете детей
Все дороги ведут в лагерь «Дружба».
Здесь вожатые могут понять,
Воспитатели всех обожают.
Лучше лагеря нам не с искать,
Пусть об этом все люди узнают.
Припев:
А летом в «Дружбе», А летом в «Дружбе»,
Переживать и грустить не нужно,
Здесь песни, танцы, игры - сто затей
И только здесь найдёшь ты друзей.
А летом в «Дружбе», А летом в «Дружбе»,
найдешь ты радость, веселье, дружбу
Здесь песни, танцы, игры - сто затей
И снова встретишь своих здесь друзей.

Автор-составитель: Евгений Гуськов
Замдиректора по воспитательной работе средней школы
с.Блохино Пензенской области