Формирование образного мышления
является одной из актуальных проблем теории и практики начальной школы. Это
обусловлено тем, что овладение интеллектуальными умениями на начальном этапе
обучения обеспечивает эффективное усвоение новых знаний в средних и старших
классах, достижения максимальных результатов в выполнении учебных заданий с
минимальными затратами. Учитывая ценные теоретические положения и
практические достижения Василия Александровича Сухомлинского в области развития
личности школьника, стремился, чтобы начальная школа стала "школой
мышления, фундаментом творческих умственных сил учащихся".
___________________________________________
Очень жаль, что раньше я никогда не слышала о стеклосетке. Оказывается это очень удобная вещь, которая может использоваться как во время проведения штукатурных работ так и при малярных и шпаклевочных работах. Этот чудоматериал нетоксичный, не трескается, обладает высокой прочностью и эластичностью. Узнать побольше информации про стеклосетку вы можете тут , а также без труда подобрать и купить необходимый вариант.
___________________________________________
Анализ исследований и публикаций
Очень жаль, что раньше я никогда не слышала о стеклосетке. Оказывается это очень удобная вещь, которая может использоваться как во время проведения штукатурных работ так и при малярных и шпаклевочных работах. Этот чудоматериал нетоксичный, не трескается, обладает высокой прочностью и эластичностью. Узнать побольше информации про стеклосетку вы можете тут , а также без труда подобрать и купить необходимый вариант.
___________________________________________
Анализ исследований и публикаций
Поиск эффективных путей
формирования интеллектуальных умений младшего школьника побуждает к
осмыслению и творческому использованию наследия прогрессивных педагогов
прошлого. Выдающиеся педагоги-классики Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо,
И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, психологи Ж. Пиаже, Л. С.Виготський ставили
задачу развития в процессе обучения, и в первую очередь, мышления. В этой
плоскости особое значение приобретает теоретическое наследие известного
педагога гуманиста В. Сухомлинского.
Анализ научных источников
свидетельствует о том, что отечественные ученые изучали
психолого-педагогическое наследие В. Сухомлинского, в частности,
теоретико-методические основы умственного развития младшего школьника (А.
Дедюх, А. Замашкина, Т. Остапйовська и др..), Формирование творческой личности
младшего школьника в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского
"(Бондаренко Г. Л.), изучение взаимосвязей в природе (С.Николаева,
Е.Терентьева, И. Хайдурова) проблем эстетического воспитания школьников
(И.Зязюна, Д.Кучеренко , О.Рудницкая, Г.Сагач).
Цель статьи
Обосновать пути формирования
образного мышления младших школьников в педагогическом наследии В.А.
Сухомлинского.
Изложение основного материала
Ученые подсчитали, что к моменту,
когда ребенок, родившийся сегодня, закончит институт, объем информации
возрастет в 4 раза, а когда ему будет 50 лет - в 32 раза. Причем 97% всех знаний
будет получено после его рождения. В настоящее время каждые 40 минут в мире
поступает столько информации, сколько ее находится в «Британской энциклопедии».
Согласно существующим подсчетам, за последние 10 - 15 лет объем научной
информации и открытий превысил все, что было создано наукой за тысячелетия ее
существования. 90% ученых, которые когда-либо работали или работают на нашей планете,
оказались нашими современниками. И поэтому сегодня только люди, имеющие высокий
интеллектуальный уровень, умеют его творчески повышать и развивать, могут более
рационально и быстро воспринимать информацию, развивать и внедрять
прогрессивные технологии, будут успешными.
Поиск эффективных путей
формирования интеллектуальных умений младшего школьника побуждает к
основательному историко-педагогического анализу, осмыслению и творческому
использованию наследия прогрессивных педагогов прошлого. В этой плоскости
особое значение приобретает теоретическое наследие известного педагога
гуманиста В. Сухомлинского.
Современная школа стоит на
позициях развивающего обучения и делает много, чтобы подготовить творческую,
мыслящую личность. Поэтому воспитание активной жизненной позиции человека
органически связано с формированием его мышления, развитием и усовершенствованием
всех качеств ума.
В. Сухомлинский, в частности
писал «мышление - это дискретная работа мозга: мозг моментально отключается от
одной мысли и переключается в другую, затем снова возвращается к первой и т.д.». Эта особенность мозга и является механизмом мышления, считал он.
Анализ педагогических трудов В.
Сухомлинского показал, что к решению исследуемой проблемы автор подходил
целостно. Выдающийся педагог не только указал на важность формирования
интеллектуальных умений младших школьников, но и обосновал
психофизиологические и психологические основы решения этой проблемы. Так, при
изучении психофизиологических особенностей восприятия, мышления и умственного
труда детей Сухомлинский замечает: «Ребенок мыслит ... Это означает, что
соответствующая группа нейронов коры полушарий его мозга воспринимает образы
(картины, предметы, явления, слова) окружающего мира и через тончайшие нервные
клетки - как через каналы связи - идут сигналы. Нейроны «обрабатывают» эту
информацию, систематизируют ее, группируют, сопоставляют, сравнивают, а новая
информация в это время поступает, ее нужно снова и снова воспринимать,
"обрабатывать".
Психолог С.Ройз отмечает, что с
четырех лет у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Образы -
это уникальные мыслительные конструкции. Мозг ребенка реагирует на внешний мир
эмоционально. Эмоция в переводе с латинского означает волновать, потрясать - и,
действительно, она похожа на волну, которая пробежала по телу и вызвала приятные
или неприятные ощущения. Эмоции, которые запоминаются и могут воспроизводиться
психологи называют чувством.
Постепенно детский мозг усваивает
более сложную операцию - вызвав чувство, он закрепляет его в виде образа. Как
известно, художественные произведения влияют на мысли и чувства ребенка с
помощью образности. Накопление ребенком неосознанной словесной информации,
лишенной естественной связи с чувствами, эмоционально-образной памятью,
воображением, мышлением, превращает детскую психику в примитивный механизм.
Таким образом В. Сухомлинский
утверждал, что «переключение мнения, являющегося сутью мышления, возможно лишь
тогда, когда перед ребенком наглядный или реальный образ, или настолько ярко
созданный словесный образ, что ребенок как бы видит, слышит, чувствует, о чем
рассказывают (вот почему дети любят сказки) »
Педагог неоднократно подчеркивал,
что знания должны усваиваться при активном, самостоятельном выполнении
учащимися мыслительных операций - сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения и конкретизации: «Я ставил цель: зафиксировать в сознании детей яркие
картины действительности, добивался того, чтобы процессы мышления протекали на
основе живых, образных представлений ... ». Этим учитель готовит
необходимую психологическую основу для формирования действующих знаний.
В своих работах В. А.
Сухомлинский раскрывает различные источники умственного развития детей. Важным
среди них считает природу, поскольку красота природы обостряет восприятие и
пробуждает мышление детей. «Первоисточник ума, мысли, мышление - в окружающем
мире, в тех явлениях, которые человек видит, узнает, которые вызывают у него
интерес». Характерной особенностью детского мышления является то,
что оно тесно связано с яркими предметами и явлениями. Ученый-педагог
конкретизировал свою мысль так: «Ребенок мыслит образами. Это означает, что,
слушая, например, рассказ учителя о путешествиях капли воды, он рисует в своем
воображении и серебряные волны восходящего тумана, и темную тучу, и раскаты
грома, и весенний дождь. Чем ярче все мнимые эти капли, тем глубже осмысливает
он закономерность природы ».
Опыт работы В. А. Сухомлинского и
его коллег подтвердил, что мышление детей, читающих "Книгу природы",
обладает замечательным свойством: «оперируя абстрактными понятиями, ребенок
мысленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе которых
эти понятия сформировались ».
Организуя работу с детьми, ученый
прежде заботился о развитии их мышления и речи, для чего использовал красоту
окружающего: среди природы, богатой живыми образами, легче думать, лучше
фантазировать, скорее подбирать слова с тончайшими оттенками. «Я хотел, чтобы
прежде чем открыть книгу, по слогам прочитать первое слово, дети прочитали
страницы прекрасной в мире книги - книги природы».
По мнению педагога первые уроки
мышления должны начинаться не в классе, и не перед классной доской, а среди
природы. Это не уход от уроков, не бегство от книг, учебников. Наоборот, уроки
среди природы в «школе радости» обогащали, углубляли знания учащихся, расширяли
их кругозор. Здесь становится детям полезны рисования. «Процесс обучения письму
и чтению будет легким, если грамота станет для детей ярким, захватывающим
куском жизни, наполненным яркими образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок
должен запомнить, прежде всего должно быть интересным. Обучение грамоте надо тесно
связывать с рисованием ». Каждая буква в сознании ребенка связывается
с наглядными образами, поэтому легко запоминается и все слово, и каждая буква
(«... капелька росы висит на стебле травы, - так он представляет букву Р. -
Скоро она скатится на землю ...».
Наблюдая за младшими школьниками,
В.О.Сухомлинский замечал и учитывал особенности их развития. Он сам писал
произведения для детей, чтобы усилить эмоциональный компонент содержания
начального образования, активизировать наглядно-образное мышление, основанное
на представлениях и образах и подчеркивал, что «прежде чем научиться глубоко
проникать в сущность причинно-следственных связей явлений окружающего мира ,
человек должен пройти в детстве период мыслительных упражнений. Эти упражнения
представляют собой видение предметов и явлений, ребенок видит живой образ,
потом представляет, создает этот образ в своем воображении. Фантастический
образ сказки воспринимается осмысливается ребенком и создается им самим как
яркая реальность. Создание фантастических образов - это лучшая почва, на
которой развиваются буйные ростки мысли ».
Во время великого эмоционального
восприятия мышление ребенка становится полноценным, а запоминание происходит
наиболее интенсивно.
В. Сухомлинский «глубоко убежден,
что без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток мозга», а
именно самое важное, что «эмоциональная насыщенность процесса обучения,
особенности восприятия окружающего мира, - это требование, выдвинутое законами
развития детского мышления».
Вывод
Педагогическое наследие В.
Сухомлинского содержит ценные теоретические и практические положения,
реализация которых будет способствовать эффективному решению вопроса развития
личности школьников, а именно: целостность подхода к решению данной проблемы с
учетом психофизических и психологических особенностей развития детей младшего
школьного возраста; раскрытие развития образного мышления, реализация
индивидуального подхода к детям в учебно-воспитательном процессе; уроки мышления
как неисчерпаемый источник развития умственных способностей учащихся.
К проблеме формирования образного
мышления в условиях современности привлечено внимание многих исследователей
смежных с педагогикой отраслей науки, и все они так или иначе нуждаются
в творческом использовании наследия В.А.Сухомлинского. Преобразование обучения в
интересный, увлекательный процесс познания ребенком окружающего мира - это,
наверное, одно из главных условий решения сложных задач, которые стоят сегодня
перед школой и учителем, и
одна из кардинальных проблем современной дидактики и методики.