26.08.10 |

Как не сойти с ума перед школой

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или выпускник, к учебному году? Ведь в каждом возрасте свои особенности. И резкий переход с одного режима на другой может негативно сказаться на психическом состоянии школьника.

Несмотря на то, что новый учебный год вот-вот уже начнется, нелишним будет напомнить, что не правы те родители, которые уже с самого начала лета мучили своих детей заданиями учителей, данными еще весной. Тревожные предки, "загрузившись" рекомендациями, просто не дают ребенку перевести дух после старого учебного года. Папы, а особенно мамы зачастую не замечают, что такой штурм - прямая дорога к негативному отношению чада к школе и тоскливому ожиданию следующего школьного сезона.

Сейчас, когда до 1 сентября осталось совсем чуть-чуть, стоит сконцентрироваться и правильно подготовить вашего школьника. Главное - ничего не заставлять делать насильно. Подготовка ребенка к школе со стороны родителей заключается, во-первых, в поддержании интереса к знаниям, а во-вторых, в налаживании с ним теплых отношений. То есть необходимо стать для ребенка другом.

Покупка школьных "прибамбасов"

Процесс покупки необходимых учебных принадлежностей может стать как лишним напоминанием о неумолимом приближении "каторги", так и ярким событием в жизни школьника младших и средних классов. Главное, как этот процесс обставить. Для малышей и дошколят можно устроить небольшой праздник. Наряду с покупкой формы, рюкзачка, тетрадей, ручек и красок купите ему понравившуюся игрушку. Потом можно сходить в парк на аттракционы или посидеть в кафе, поесть мороженого - пусть он порадуется. Более взрослым можно доверить часть покупок - вкусы у подростков меняются часто, так что сами они лучше в некоторых вещах разберутся - какую сумку или рюкзак купить, какую тетрадку выбрать...

Помните - не надо навязывать собственное мнение и конфликтовать по мелочам. Пусть сын или дочь сами выбирают, что они хотят. А вы лишь тактично скорректируете его предпочтения.

Трудный ребенок

Предположим, ваш ребенок неважно учился в прошлом году, прогуливал занятия, не хотел делать уроки, отказывался от вашей помощи, был вспыльчив, замкнут. Многие родители силой пытаются "вбить" в голову ребенка "нужные знания" с мыслями: "Потом спасибо скажет". Такая линия поведения чревата тем, что может окончиться самым настоящим бунтом ребенка с разрыванием учебников, убеганием из дома и чувством ненависти к школе, а главное - к вам.

Если подобные проблемы у вашего ребенка есть, будьте особо внимательны. Они могут быть связаны с возрастным кризисом, особенностями характера, ссорой с кем-то значимым для него, переживанием чувства неполноценности, униженности и даже одиночества. Попытайтесь прежде всего поискать причину такого поведения, дайте понять ребенку, что вы любите его любого и готовы понять, помочь решить вместе с ним его проблему. Ведь именно от ощущения поддержки, успокоения, уверенности, что все будет хорошо, зависит будущее вашего сына или дочери в новом учебном году, только тогда ребенок будет готов восполнить пробелы в знаниях.

Если ребенок - дошкольник

Каждый здоровый ребенок рождается с исследовательским рефлексом - реакцией на новое. Это и составляет основу его дальнейшего развития. Яркая игрушка всегда будет вызывать желание у ребенка потрогать, рассмотреть. Когда он входит в возраст дошкольника (5-6 лет), то начинает вести себя по-другому - он забрасывает вас многочисленными вопросами: "Что?", "Почему?", "Зачем?". Отвечая на эти вопросы обстоятельно, без раздражения, вы развиваете интерес к окружающему, пополняете словарный запас малыша. Разбирайте, что нарисовано на картинках, а потом поиграйте в игру "Кто задаст больше вопросов", ребенку это будет всегда интересно. Самая лучшая подготовка малыша к школе - это развитие познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления. Не проявляйте неистовое упорство в обучении ребенка навыкам письма и чтения, пытаясь угнаться за вашей знакомой, которая говорит: "А мой уже с 3 лет читает".

Поверьте, навыки письма и чтения ребенком будут получены легко и быстро.

...младший школьник

Этот возраст - предмет особого внимания со стороны взрослых, так как является переломным. Если в дошкольном возрасте ребенок не стеснялся задавать самые нелепые вопросы и школа представлялась в радужных красках, то спустя несколько лет он может стать пассивным, раздражительным. Ситуация общения "взрослый - ребенок" меняется на "учитель - дети".

Часто появляется такая проблема, как "нелюбимый учитель", что может вызвать состояние растерянности и тревоги, страха вместо желания идти навстречу знаниям. Здесь очень важно заметить это и вызвать на откровенность. Но не как строгий наставник, а как лучший друг. В период со 2-го по 5-й класс для ребенка становится важным повышение самооценки, чтобы не быть "хуже, чем другие". Родители могут помочь своим детям, если начнут заниматься с ним спортом, устраивать в процессе общение ролевые игры, обучая правильному диалогу. Хорошо, если вы будете обсуждать с ребенком сказки, детские фильмы, рассказы, задавать вопросы, требующие не просто знания, но и размышления.

...подросток

Это самый сложный школьный возраст - с 6-го по 9-й класс. Заброшены детские игрушки, книжки, краски, школьные учебники - им на смену приходят новые интересы и увлечения. Подростку больше интересно то, что выходит за рамки школьной программы. Обостряются проблемы поиска взаимопонимания, одиночества, дружбы, появляется потребность к самостоятельному исследованию ситуаций, мнение взрослых ставится под сомнение, проявляется так называемый подростковый негативизм: "все надоело", "я сам все знаю".

В этот период наиболее важными становятся проблемы любви, особенно у девочек, у которых идет поиск себя, может возникнуть недовольство своей внешностью. Их отношение к началу нового учебного года может зависеть от успешности взаимоотношений с противоположным полом. Родителям в этот период важно прежде всего постараться приспособиться к изменениям в ребенке и придержать свои претензии и укоры при себе. Надо устраивать доверительные разговоры. Очень часто в 13-14 лет подросток считает, что ему лезут в душу, он становится замкнутым, что объясняется возрастным кризисом.

Не пытайтесь давить на подростка, лучше попробуйте договориться, как со "взрослым", что конкретно нужно сделать к школе, составьте небольшой список. Дело в том, что в подростковый период у детей возникает чувство "взрослости", и если вы хотите, чтобы ребенок охотно шел с вами на контакт, всячески подчеркивайте это качество в нем. С дочерью обсудите, как она оценивает себя, что бы ей хотелось носить, какой бы она хотела себя видеть, не пытайтесь сильно влиять на ее выбор одежды или прическу. Через такие простые вопросы вы всегда сможете понять, что волнует вашу дочь, уверена ли она в себе, чувствует ли она себя привлекательной.

...старший школьник

В первую очередь старшеклассники, особенно выпускники, начинают уже перед началом учебного года думать о предстоящем выборе профессии. Лишь безответная влюбленность может стать поводом для серьезных переживаний. Помогите своему школьнику, кто, как не вы, знает о его способностях! Но в то же время не давите на него, узнайте о его желаниях, если они есть. Если ваши мнения относительно будущего радикально разойдутся, постарайтесь не заявлять категорично: "Как я решил, так и будет". Расскажите ему или ей о своих предложениях, выступайте на равных, убеждайте. И если сын или дочь категорически не согласится, пусть поступает по-своему. Ошибется - приобретет опыт. Чем больше вы протестуете, тем сильнее будет желание вашего взрослеющего чада сделать все по-своему.
Екатерина КУЛИКОВА, психолог.
Источник: "Аргументы и Факты"

Мой ребенок - первоклассник

Не надо быть психологом, чтобы осознавать, что для детей первый год в школе - это очень трудный (и физически, и психологически) основополагающий период, и потому очень важна наша помощь им в это время.

Как я написала в своих комментария к моим предыдущим запискам, очень важно за год до школы приучить детей просыпаться ежедневно в 7 часов утра, дать им равные стартовые возможности со своими ровесниками и развить их руку. Но для снятия стресса я использую еще и различные установки для своего ребенка.

Учеба - это праздник!
Мне было важно, чтобы у него не было страха перед школой.
- Я устроила ему 1 сентября праздничный обед с тортом и 1 свечкой (за 1-й класс). Праздничное семейное чаепитие мы также устраиваем и в конце четверти, и в конце каникул.
- Я сделала ему "как взрослому" дорогой подарок к 1 сентября - геймбой.
- Я поздравила его с началом новой взрослой детской жизни!
- Я с гордостью в его присутствии говорила нашим друзьям и знакомым, что я так рада, что мой сын пошел в школу!!!
- Каждое утро я бужу его в школу со словами: "Радуйся (поздравляю!), сегодня 1-й (3-й, последний…) день учебной недели (четверти)!" или "Вставай, мой друг, вас ждут великие дела, встреча с друзьями, большие открытия…"
Т.е. словами я стараюсь ему создать хороший настрой!
Учеба - это труд!
Мне было важно, чтобы он не спасовал перед первыми трудностями, когда эффект новизны пройдет. Если у него были неуспехи, я говорила, что всё сразу ни у кого (даже у взрослых) не может получиться. Что работа - а учеба это его работа! - никому не дается легко и сразу.
За его работу он в конце четверти получил от меня заработанные им за хорошие оценки 2 картриджа для геймбоя (один за учебу, другой за музыку).
Я всегда, если у него был трудный, но успешный день, говорю своему сыну: "Спасибо за твой труд! Ты - молодец!"
Если еще полгода назад я, приходя с работы, говорила: "Сынок, мама очень устала", то теперь я стала говорить своему ребенку: "У нас с тобой был трудный день, мы оба очень устали".
Учеба - это САМОобразование!
У нас был случай. На уроке пения им задали нарисовать марширующего деревянного солдатика. Мой парень не очень силен в рисовании. Я нарисовала ему солдатика, а он срисовывал своего солдатика с моего рисунка, но учительнице в школе он отдал мой (!) рисунок. Как он мне пояснил: "Я не умею рисовать!" Учительница очень похвалила и поставила другим детям в пример его (т.е. мой) рисунок. Я была в гневе. Но мне хватило ума догадаться, что за эти подлогом стояло неверие ребенка в себя, и чтобы оно не развилось в комплекс неполноценности, я сделала следующее. Я усадила вечером за стол своего ребенка. Положила перед ним и собой по листу бумаги, и мы стали с ним рисовать деревянного марширующего солдатика. Я рисовала на своем листе овал (лицо) - он срисовывал овал. Я пририсовывала на своем овале глаза - он срисовывал на свой рисунок глаза и т.д. У него получился прекрасный рисунок, к тому же у него хватило фантазии даже придумать (в отличие от меня) солдатику какие-то ордена и кокарду и красочно разукрасить его.
Я твердо сказала своему мальчику: "Никогда не смей мне говорить, что ты что-то не умеешь. Все дети идут в школу, чтобы на-у-чить-ся! Сейчас ты сам доказал себе, что ты научился рисовать этого солдатика. Меня интересуют твои знания и твои оценки. Оценки сами по себе ни чего не стоят, стоят твои знания. Подлогов в оценках я не потерплю. Ты отнесешь в школу этот рисунок и скажешь учителю, что ты перепутал свой рисунок с маминым."
Я незаметно для сына переговорила с его учительницей по поводу рисунка. Мой сын принес ей свой рисунок, который был даже намного лучше моего, и она заменила его без комментариев. А вечером мой сын с гордостью показал руками, что ему поставили "вот такую (он показал, как рыбаки показывают размер пойманной рыбы) пятерку".
"Почему я должен делать уроки?"
("Зачем мне играть на гитаре?", "Почему я должен учить стишок?"
Эту фразу (в любом ее варианте) можно часто услышать от первоклассника. Я постоянно внушаю своему сыну одну мысль: "В этот час миллионы деток делают уроки (просыпаются с будильником, играют на гитаре-скрипке-рояле, и проч. по обстоятельствам)". И ребенку очень сильно морально это помогает, когда он осознает, что не он один должен "мучиться".
Отношение к урокам
Я, памятуя свой личный опыт, твердо знаю, что одни предметы человеку даются легко, а другие ничем в голову не вобьешь. Поэтому я стараюсь своему сыну расставлять нужные акценты.

- Про чтение. Я внушаю своему сыну, что это вообще не домашнее задание. Что чтение - не урок, а развлечение и удовольствие! Что читать - равнозначно как интересный фильм смотреть. Поэтому ежедневное домашнее чтение я зафиксировала в голове своего сыне не как выполнение домашнего задания. Такую же мысль я внушаю сыну и относительно его занятий в секции по таеквондо (это не урок, это игра!)

- Про сольфеджио. Здесь я наоборот, понимая, что это очень сложный предмет, стараюсь поддержать его. "Вон, какой сложный предмет, мама ничегошеньки в нем не понимает, а ты, какой умница, четверку получил, а прошлый раз пятерку!" И руку пожму за пятерку, и к соседке, которая окончила музыкальную школу, отведу за помощью, если тройку получил! Но при этом постоянно поясняю, что любой школьный предмет дается по силам всем, чтобы у ребенка не осталось страха, что ему это недоступно.

- Про письмо. Или игру на гитаре. Все, что связано с мелкой моторикой, дается моему ребенку очень сложно. И здесь требуются не знания, а только ежедневные тренировки и упражнения. И это, естественно, вызывает его негативную реакцию. Моя задача к такого рода занятиям привить ему привычку (это как ежедневно зубы чистить). К таким занятиям я уже подхожу по-другому.
Я твержу ему: "Сынок, в этой ситуации нет слова "не хочу", есть слово "надо"!"
И в ход идут аргументы. "Это - твоя работа! Давай, я не буду ходить ежедневно на работу. Кто нас кормить будет?" или "Тоже мне, мученик нашелся! Один ты, что ли, такой? В этот момент (и перечисляю имена его одноклассников) играют на фортепиано, пишут домашний диктант".
Отношение к оценкам
У меня для сына есть два девиза-лозунга.
1. Не теряй времени на уроке! Если ты максимально будешь слушать учителя (учиться!) во время урока, тебе дома останется только повторять!
2. Делай, как должно, и будь, что будет! Я поясняю ему, что если он бежал кросс и выложился на дистанции до конца, но пришел последним, я буду все равно этому рада, и буду им гордиться (то же и в отношении оценок!), а вот, если он "филонил" и потому пришел последним к финишу - это меня очень огорчит!
 Источник: детский портал "Солнышко".

Что нельзя говорить школьнику

За длинные каникулы от школы отдохнули не только дети, но и родители. И теперь мамы и папы полны энергии и решимости вместе с любимым чадом начать новую школьную жизнь. Правда, при этом они нередко впадают в крайности, которые, как известно, ни к чему хорошему не приведут. По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы: 

«Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки».

КОНЕЧНО, приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой - круглой отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.

Кстати, круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть "на уровне" и по физике, и по литературе, и по биологии.

На самом деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность работы.

Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее: "5" и по истории, и по физике или "5" по истории, "4" по физике и баскетбольная секция по субботам.

«Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания».

В САМОМ деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.

Может быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике? Тогда прикупите различные "занимательные" математики, биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.

Детское "мне скучно" может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.

«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно».

ТАК думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него остается в голове.

Медики считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час, второклашки - 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов, в пятом-шестом - 2-2,5, в седьмом - около 3-х, а в старших классах - около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут - на 15 мин.

Когда школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его этому не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час "покрывает" три вечерних, и утром информация усваивается лучше.

«Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит».

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их выполнение - напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение "занудных примерчиков и простеньких упражнений" воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.

Поэтому не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного большого.

«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется».
КОГДА мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск родителей.

Хотя и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные - это приятное исключение и не может стать правилом?

Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.

«А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем».

МЫ чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на "тупую училку" или на "бестолкового лодыря" вместе с учителем.

Под мишень тут же попадает "бестолковый лодырь", но не потому, что ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.

«Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего нового я на них не услышу».

А МЕЖДУ тем посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя. Это внимание и забота, "величину" которых он может сравнить с "размером", достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви.

Вторая причина, по которой стоит "осчастливить" своим появлением классного руководителя, - избавить ребенка от участия в денежных разборках. Не секрет, что сегодня школьные сборища - это в том числе и поборы. Гораздо хуже, если деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет чувствовать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану драгоценной школы, подарки для учителей и прочие классные нужды.


Авторы статьи: Оксана Серегина, Надежда Филиппова.
Источник: "Аргументы и Факты"

ПРАЗДНИК ОСЕНИ Сценарий утренника для детей 4-5 лет.

Дети средней группы (у каждого в руках - по два осенних листочка) входят в зал и встают полукругом.За детьми входит Осень.
1-й РЕБЁНОК: По лесным тропинкам
Ходит, бродит Осень.
Сколько свежих листьев
У зелёных сосен!
2-й РЕБЁНОК: И листок берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над зелёной ёлкой.
Песня "Осень".
ОСЕНЬ: Здравствуйте, ребята!
ДЕТИ (хором): Здравствуй, Осень!
3-й РЕБЁНОК: Какая красивая Осень,
Какой золотистый убор.
И в гости сегодня, ребята,
К нам праздник осенний пришёл.
ДЕТИ (хором): Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.
Красные и жёлтые
Ветер листья рвёт.
Ветер (ребёнок) бежит по залу круг и дует. Останавливается.
ВЕТЕР: Я - осенний ветер,
Зимы несу приветик.
Дуну - застужу
Листья закружу.
ОСЕНЬ: Ветер листьями играет
Листья с веток обрывает,
Листья жёлтые летят
Прямо на руки ребят.
Дети исполняют танец с листочками. Садятся. Листья убирают под стулья.
Мишка сидит с краю у кулис на стульчике.
1-й РЕБЁНОК: Жёлтый листик на ладошке,
Приложу его к щеке.
Это солнечное лето
Я держу в своей руке.
Жёлтый лист, не улетай!
Про меня не забывай!
2-й РЕБЁНОК: Как притих осенний сад,
С веток листики летят.
Тихо шепчут, шелестят,
Убаюкать вас хотят.
Мишка встает и идёт в берлогу.
3-й РЕБЁНОК: Медвежонок лёг в кроватку
И уснул в ней сладко-сладко.
Осень ставенки закрыла,
Тихо лампу погасила.
Ветер песню напевал,
Чтобы он всю зиму спал.
В зале гаснет свет. Мишка в домике включает свет.
Танец звёздочек.
После окончания танца Мишка гасит свет в своем домике.
Появляется Гном, в руках у него фонарь.
ГНОМ: Где Медведь? Неужто спит?
Надо Мишеньку будить.
Игра "У медведя во бору".
МЕДВЕДЬ: Ладно, подожду немного,
А потом опять в берлогу!
ГНОМ: Встал я утром, вышел в лес -
Весь лесной народ исчез!
Не играют, не поют,
В гости гнома не зовут!
Что случилось? Почему?
Ничего я не пойму.
Почему в своём лесу
Никого я не найду?
ОСЕНЬ: Это в гости я пришла,
Всех с собою увела
На поля, на огороды -
Нынче много там работы:
Норки нужно утеплять
И продукты запасать.
Игра "Собери осенние подарки".
Из корзины с муляжами команды отбирают 1 - овощи, 2 - фрукты, собирают их в машины. Хороводная.
ОСЕНЬ: А теперь зверей мы спросим,
Как они встречают осень!
ЗАЯЦ: Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
МЕДВЕДЬ: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью - зима опять,
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придёт!
ЁЖ: Я тоже буду спать, как Мишка,
Я поохотился за лето,
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
ГНОМ: Надо Белочку позвать.
У неё хочу узнать
Про запасы, как живёт.
Пусть к нам Белочка придёт.
Песня-зарисовка "Белочка".
Девочка собирает у ребят шишки в лукошко на 2-ой куплет встаёт в 1-й ряд к детям.
БЕЛОЧКА: А я спешу, спешу, спешу,
На ветках я грибы сушу,
Орешков делаю запас.
ГНОМ: Ну что ж, старайся, в добрый час.
Я вижу: всё у вас толково,
К холодным дням вполне готовы.
ОСЕНЬ: Теперь хочу проверить, как вы умеете отгадывать загадки.
1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?
2. Растёт в земле на грядке, красная, длинная, сладкая.
3. Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
4. Сарафан на сарафан, платьице на платьице,
А как станешь раздевать, досыта наплачешься.
ОСЕНЬ: Ай да детки, молодцы,
И танцоры, и певцы!
На прощанье буду рада
Вам, друзья, вручить награду.
За доброе к природе отношение,
К Осени внимание и уважение.
Есть для общего стола
Угощенье у меня!
Осень выносит корзину с фруктами.
ГНОМ: Нету их вкусней на свете,
Ешьте витамины, дети!
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Под музыку дети покидают зал вслед за Гномом.
Составитель сценария: Ольга Яцкова
Опубликовано 15 сентября 2009 года.

Необычное имя - необычная судьба?

Имя – самый первый подарок, который родители дарят своему ребенку. Если в старину детей называли в основном из соображений принадлежности к какому-либо роду, по именам предков или святых, то сейчас многим родителям хочется проявить креативность в таком важном деле. И если раньше имя помогало влиться в коллектив и почувствовать свою причастность к определенной группе населения, то современная тенденция к редким именам призвана, скорее, выделить ребенка из толпы и подчеркнуть его индивидуальность.
Почему же люди хотят назвать ребенка как-то необычно?
Небольшому проценту родителей просто вдруг нравится какое-нибудь необычное имя, когда они его случайно где-то услышат. Но чаще редкое имя будит какие-то сентиментальные чувства (например, имя прабабушки или имя одного из святых покровителей). Также часто бывает, что девочка еще в романтическом подростковом возрасте мечтает назвать своих будущих детей Генриетта, Джульетта или Айвенго. Будущему мужу будет очень трудно заставить супругу переменить столь взлелеянное решение. В целом же психологи говорят, что люди, дающие детям совсем уж необычные имена, в чем-то чувствуют свою собственную неполноценность. И поднимают свою значимость, проявляя подобную креативность. Ведь насколько «крутой» можно себя почувствовать, представляя своего ребенка: «А это Мирабелла!»Но нужно ли проявлять столько уж фантазии? Согласно статистике, 20% детей дразнят в школе из-за их имени. Впрочем, и взрослым не легче. Недавно я прочла комментарий одного психолога, который утверждает, что для детишек такие фантазийные имена, может, и подходят, но во взрослой жизни они, скорее, мешают. Ведь нравится вам это или нет, имя – это часть первого впечатления, которое, как известно, часто бывает решающим. Если перед работодателем лежат два резюме, в которых одного из претендентов зовут, скажем, Сергей, а второго, например, Арлекин (между прочим, так реально звали моего соседа по дому), то осмелюсь предположить, что первый найдет работу быстрее. Ведь скорее всего работодатель предположит, что человека с традиционным именем воспитывали в обычной российской семье с устоявшимися ценностями и традициями. Тогда как у второго родители были то ли мечтатели, то ли хиппи, во всяком случае, люди, мало обращающие внимание на реалии жизни.
Конечно, может быть, где-то я и сгущаю краски. Разве мир не становится более ярким, когда люди проявляют фантазию? Мы же не хотим, чтобы все дома были выкрашены в один и тот же серый цвет, тогда почему всех мальчишек должны звать Сашами? Но, давая имя ребенку нужно помнить, что ему придется с ним жить. Новые имена с трудом воспринимаются пожилыми людьми, одноклассниками, работодателями и еще множеством людей.
Как выбрать имя?
* Не поддавайтесь моде. При том влиянии, которое на нас оказывает телевидение, трудно не поддаться искушению назвать ребенка по имени популярной звезды или героя сериала (ах, эти несчастные новорожденные Луисы и Альберты начала 90-х!). Мода слишком быстротечна, и некогда популярные имена через десять лет уже никто и не вспомнит, а вашему ребенку придется жить с дурацким именем всю жизнь.
* Загляните в прошлое, но не слишком глубоко. Старинные имена хороши тем, что взывают к нашим традициям и обычаям. Это также хороший способ почтить какого-либо члена вашей семьи или святого-покровителя. Но чтобы имя вашего ребенка не ассоциировалось с обитателем дома престарелых, не углубляйтесь в слишком далекое прошлое. Имя Моисей, которым Гвинет Пэлтроу назвала своего сына, - уже перебор. Также слишком претенциозно будут звучать старинные имена Пантелеймон или Никифор. Не позволяйте также желанию членов семьи дать ребенку имя родственника, если оно вам категорически не нравится. Это все-таки ваш ребенок, не их. В качестве компромисса можно дать ребенку это имя в качестве крестильного.
* Подчеркните индивидуальность, но не слишком жирно. Хотя выделяться из толпы и заманчиво, но необходимость поправлять то и дело окружающих, неправильно произносящих ваше необычное имя, заставит вас, в конце концов, возненавидеть его. С другой стороны, мало кому захочется быть пятой по счету Наташей в классе. Искусство родителя заключается в умении найти золотую середину между этими крайностями. Не забудьте и о фамилии: если она чересчур заковыристая, то имя лучше выбрать попроще. И наоборот – если фамилия достаточно простая и часто встречающаяся, то имя все-таки должно подчеркивать индивидуальность.
А как обстоит дело в других странах?
Американцы, наверное, лидеры по оригинальным именам. У той же Гвинет Пэлтроу, например, дочку зовут Эппл (Яблоко). Очевидно, сама Гвинет без ума от этих фруктов, но кто даст гарантию, что ее дочку не будет воротить с души от них? Недавно двух американских близнецов назвали Оранжелло и Лемонжелло, а двоих других братьев - Винер и Лузер (Победитель и Проигравший). Интересно, как последний будет жить с таким именем? Но, наверное, все же лучше, чем Shithead (перевод опускаю). Американцы обожают называть детей по месту их зачатия (Париж и Индия лидируют), любимой еде, явлениям природы, поп-звездам и рок-группам. И, в общем-то, вряд ли найдется что-то, из чего бы американцы не смогли сделать имя ребенку.
Китайские власти недавно отказали отцу, собиравшемуся назвать ребенка @. Тем не менее, китайцам поневоле приходится проявлять фантазию. Ведь власти Китая недавно заявили, что в стране с полуторамиллиардным населением не хватает редких имен! Подумайте, например, о полицейских – им приходится искать эквивалент Саши Иванова из 200 миллионов граждан! Правительство предлагает мамам и папам соединять оба их имени в одном имени ребенка, образуя таким образом новые имена и сочетания (применительно к России с именами, к примеру, Татьяна и Павел это звучало бы как Тавел или Патьяна).
В Дании не так-то просто назвать ребенка креативно. У датского правительства есть список разрешенных имен - 3 тысячи мальчишечьих и 4 тысячи девчачьих. Не нашли в списке желаемого? Вам придется дойти до самого министерства, последнее слово остается за ним. Интересно, бедный Йорик получил бы сейчас одобрение или нет?
В Германии правительство тоже не дает развернуться творческим людям. Согласно закону, имя ребенка: 1) Должно соответствовать полу ребенка; 2)Не должно угрожать комфортному существованию ребенка.
В Малайзии в 2006 году были созваны представители пяти главных религий, и был выпущен декрет, запрещающий давать ребенку в качестве имени название животного, фрукта, овоща, насекомого или цвета. Запрещены также цифры, титулы (Прощайте, Принцы!) и марки машин (Бедные Тойоты, которых в той же Америке сотни!).
Так что, желая назвать ребенка редким именем, радуйтесь, что живете не в Малайзии. Впрочем, российские власти тоже иногда проявляют заботу о детях, и мальчик, которому родители хотят дать в качестве имени набор цифр, до сих пор живет без официальной регистрации. Надеюсь, у его родителей еще есть время опомниться.
Автор: Марина Аль-Рабаки