Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» (раздел «Пеппи становится спасительницей»)
Цель: учить учащихся понимать смысл понятий «героический поступок», «подвиг»; развивать критическое мышление учащихся, их эмоциональную сферу, умение анализировать произведение, оценивать поступки, делать выводы; воспитывать чувство неравнодушия, активную жизненную позицию, готовность к героическим поступкам.
Тип урока: урок изучения нового материала
Педагогические технологии: проблемного обучения, проектная, игровая.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний
Учитель. Дети, как-то по телевидению показали один драматический сюжет. Двое мальчиков гуляли по льду на Днепре, и один из них попал в прорубь. Он мог погибнуть, но товарищ пришел ему на помощь ...
Все время, пока мальчик спасал своего друга, неподалеку находился взрослый мужчина, который прогуливался со своим маленьким сыном. Мужчина видел, что происходит, но не пришел на помощь. Когда его спросили, почему он так поступил, человек пожал плечами и сказал, что он не обязан рисковать своей жизнью.
Но история имеет счастливый конец. Пятиклассник ценой неимоверных усилий спас своего товарища.
«Круг идей»
А как вы думаете, какое другое, трагическое, окончание могла иметь эта история? (Мальчик мог погибнуть, его спасатель, тоже мог не удержаться на краю проруби и попасть в ледяную воду, утонуть).
Как вы считаете, поступок мальчика можно считать подвигом? Почему? (Мальчик рисковал собственной жизнью, он проявил неравнодушие, мужество, решительность, спас жизнь другу).
Ролевое обсуждения (работа в парах)
Задачи
I ряд. Продумайте в парах и озвучьте, что, по вашему мнению, сказали родители спасенного мальчика спасителю своего сына.
II ряд. Продумайте в парах и предложите свою версию речи, с которой обратился к мальчику-спасителю на линейке директор школы.
ІІІ ряд. Продумайте в парах, что бы вы сказали мальчику, который спас жизнь своего друга, если бы имели возможность с ним встретиться.
«Трибуна открытости»
А что бы вы хотели сказать тому взрослому мужчине, который спокойно наблюдал, как на его глазах разворачивалась трагедия? (Ориентировочно: дети осуждают поступок взрослого мужчины).
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Что же, вы все осудили поступок мужчины. Это справедливо. Но мне хотелось бы, чтобы вы составили памятку для этого человека и для самих себя «Как совершить подвиг».
Думаю, нам поможет в этом известное произведение шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» (раздел «Пеппи становится спасительницей»).
III. Оглошение темы и задач урока
Учитель. На примере истории, которая случилась в жизни литературной героини Пеппи Длинный чулок, мы выясним, какие личностные качества должен воспитывать в себе человек, чтобы быть готовым к осуществлению подвига. Также мы проанализируем действия и состояние людей во время пожара, чтобы определить оптимальное поведение человека в экстремальной ситуации. Итогом нашей работы станет создание памятки «Как совершить подвиг».
Запишите тему урока в тетрадь.
IV. Изучение нового материала
Выяснения обстоятельств происшествия
Расскажите, свидетелем какого драматического события стала Пеппи Длинный чулок у городского рынка воскресного вечера. (Загорелся «небоскреб», на третьем этаже которого были дети. Их положение было очень опасным).
Как вы думаете, с какой целью на рынке собралось так много людей? (Людям было интересно посмотреть на то, как горит дом).
Проблемная ситуация. Сотни людей, собравшихся на площади, пожарная команда, прибывшая для тушения пожара, оказались бессильными помочь мальчикам. Их спасла девочка Пеппи Длинный чулок.
Проблемный вопрос. Что помогло Пеппи совершить подвиг?
Организация работы в группах
Задание для группы «Корреспонденты»
Подготовить «телерепортаж о пожаре в небоскребе».
Задание для группы «Эксперты»
Найти в тексте подтверждения определенных личных качеств Пеппи Длинный чулок. Сделать выводы.
Ориентировочное выполнение задания
Личные качества Пеппи Примеры из текста
Небезразличная, добрая, решительная. Пеппи не осталась в стороне. Она не колебалась ни минуты, сразу бросилась на помощь.
Смелая, мужественная, бесстрашная, Рискованно не испугалась забраться на высокое дерево, пройти по доске на большой высоте, войти в горящий дом, вынести оттуда детей, даже продемонстрировала свою смелость, танцуя на узкой доске.
Изобретательная, умная. Догадалась использовать для спасения мальчиков дерево, веревку, доску. Нашла возможность залезть на дерево с помощью господина Нильсона.
Умела и ловка. Умело закрепила веревку на дереве, разместила доску. Привязала спасенного мальчика крепким узлом.
Вывод: Чтобы совершить подвиг, человек должен воспитывать в себе такие личностные черты: неравнодушие, решительность, мужество, смелость, сообразительность, умение и сноровка.
Задание для группы «Психологи»
Сравните эмоциональное состояние людей (свидетелей происшествия) и Пеппи во время пожара. Заполните сравнительную таблицу «Психологическое состояние людей и Пеппи во время пожара». Сделайте вывод, почему важно сохранять спокойствие в сложной ситуации.
Ориентировочное выполнение задания
Сравнительная таблица «Психологическое состояние людей и Пеппи во время пожара»
Люди (свидетели события) Пеппи
Люди «перепуганы», дети «начали плакать», «люди похолодели от страха», «Люди на рынке заволновались, некоторые начали плакать». «Людей охватило отчаяние». «Люди внизу кричали с бессильного отчаяния». Оставалась спокойной, заинтересованно смотрела на пожарную машину; шутила; нашла способ, как спасти детей.
Вывод: люди, которые в сложных обстоятельствах теряют способность трезво оценивать ситуацию, подвергаются паническому настроению, не могут найти из нее выход.
Задание для группы «Спасатели»
Определите, почему пожарные не могли помочь детям. Представьте, что вы спасатели. Предложите свои варианты спасения детей.
Коллективное составление памятки «Как совершить подвиг».
Ориентировочное выполнение задания
Памятка «Как совершить подвиг»
Чтобы совершить подвиг, нужно воспитать в себе такие черты характера и личностные качества: неравнодушие, доброту, готовность к риску, смелость, мужество, сообразительность, умение и сноровка.
Нельзя терять контроль над своим эмоциональным состоянием. Нельзя поддаваться панике, нужно трезво оценивать обстановку, искать выход из сложной ситуации.
«Трибуна истины»
Представьте, что этот человек, который не пришел детям на помощь, проявив при этом преступное равнодушие и трусость, сейчас нас слышит. Давайте прочитаем ему памятку. Пусть он сделает вывод и больше никогда не совершает таких позорных поступков.
Практическое применение полученных знаний
Учитель. Мы проанализировали с вами вымышленную историю, в которой подвиг совершила любимая героиня многих детей мира - Пеппи Длинный чулок.
В нашей реальной жизни тысячи людей ежедневно совершают добрые поступки. Чтобы отметить за это людей, в Украине основана ежегодная премия «Гордость страны». Она присуждается людям, которые в критических ситуациях проявили наилучшие человеческие качества и доказали своими поступками и своей жизнью, что ими может гордиться вся страна. Награждение проводится в следующих номинациях: «Личное достижение», «Сенсация года», «Семейная история», «Детское мужество», «Выдающиеся примеры отваги», «Чувство долга», «Сила духа», «Редкий талант», «Сосед года»,«Всем миром». В церемонии принимают участие первые лица государства и звезды шоу-бизнеса и кино.
Среди обладателей премии «Гордость страны» шестилетняя Аня Войциховская. Давайте узнаем, за какой поступок девочка была награждена почетной премией.
Рассказ ученика «Как первоклассница Аня Войциховская спасла подругу» (опережающее задание)
В тот январский день две подружки-первоклассницы Аня и Ира играли возле пруда. Шестилетняя Ирочка неосторожно ступила на лед - и лед треснул. Тяжелуя зимняя одежда мгновенно намокла и потянула девочку на дно. Иринка пыталась цепляться за лед, но сил становилось все меньше. Взрослые до сих пор удивляются мужеству Иринрй подружки Ани. Схватив Иру за руку, девочка из всех детских сил потянула ее из воды.
- Тяну-тяну, никак, - вспоминает Аня.
К счастью, девочки вспомнили о санках, на которых катались до того, как треснул лед. Аня подтянула их к краю полыньи, а когда Ира за них ухватилась, потянула на себя.
«Я все никак не могла удержаться, не чувствовала рук и ног, - признается Ира. - Мне стало очень страшно. Я подумала, что сейчас утону». И девочка все же смогла забросить ногу на лед. Аня рванула санки на себя и вытащила подружку. А потом перепуганные девочки побежали - каждая к себе домой.
Дома, опасаясь наказания, Ира попыталась спрятать мокрую одежду. Но, конечно, то, что произошло, вскоре стало известным.
За мужество Ане на школьной линейке торжественно подарили куклу. Но главное - после пережитого девочки стали друзьями «не разлей вода». Ира не по-детски осознает, что обязана Аннушке жизнью. И едва завидев ее в школе, мчится к подруге.
Обсуждение
Можно поступок Ани считать подвигом?
Соответствуют ли ее действия правилам, которые мы сформулировали в памятке "Как совершить подвиг»?
V. Итог урока
Упражнение «Незаконченное предложение» (метод микрофона)
«Поступок Пеппи меня поразил тем, что ...», «Аня Войциховская похожа на Пеппи Длинный чулок тем, что ...», «Я могу совершить подвиг, потому что ...», «Мне нужно для осуществления подвига еще воспитать у себе такие черты: .... »,« Я навсегда запомню этот урок, потому что ... »
VI. Домашнее задание. Коллективное: подобрать материал из газет о подвигах детей; групповое: подобрать сказку, в которой рассказывается о подвиге, инсценировать отрывок из нее; индивидуальное: написать сочинение-миниатюру «Как совершить подвиг», «Я - герой» (на выбор).
_______________________________________
Если вы большую часть времени на работе проводите сидя за столом перед компьютером или вас мучают боли в шейном или грудном отделах позвоночника, а хронический стресс и усталость не дают вам полноценно наслаждаться жизнью, то вам просто необходим массаж лефортово, сделанный квалифицированными специалистами по подходящей потребностям вашего организма методике.