Из опыта работы учителя химии и биологии Маржанбулакской
средней школы пос. Маржанбулак Актюбинской области Алгинского района Р.
Казахстан Хамзиной Гульжан Минуллаевны
Парная беседа мной на уроке использовалась в данном виде:
Парная беседа мной на уроке использовалась в данном виде:
Предложила
ученикам выбрать себе ученицу и создать пару для совместной работы.
Образовались три пары. Фамиль и Лена; Костя и Сауле; Зарина и Гена.
Предложила им вопрос и предоставила несколько минут для обсуждения
данного вопроса в паре.
Ученики записали свои ответы в тетрадях и
обменявшись ими с другими группами
обсудили между собой что именно они могли бы ещё добавить в список соседней
группы.
Даная работа была интересной во первых потому, что ученики сами выбрали себе пару; во вторых
вопрос вызвал у них бурное совещание в паре и
к сожалению, не во всех; в третьих обменявшись тетрадями учащиеся, дополняя друг друга, при этом
оценивали и доказывали свои мнения,
что побудило в них командное
соревнование и ещё больше позволило
раскрыться ученикам.
Применение данной стратегии было эффективно в данном классе по той причине, что ученики чувствовали себя
свободно, свободно выражали свои мысли
отстаивали свое мнение данная ситуация помогла мне узнать на сколько они понимают данный вопрос и как они могут его
обсудить используя все свои способности. Обсуждение было интересным, так
как ученики разбирали вопрос о ресурсах необходимых ученикам на уроке.
Ученикам было работать комфортно. Сильные (это
по сравнению в одном классе) и средние ученики,
размышляя над данным вопросом, подталкивали слабых учеников так, что
слабые учащиеся не заметили сами как стали отвечать и предлагать новые идеи.
Дима Б. читает плохо, но ученик свободно
высказывает свои мнения, обдумав обсуждения окружающих.
Фамиль читает плохо, но работа в паре с Леной.
А. и её направление на вопрос, и выслушивание мнения Фамиля повысило самооценку
и самоуверенность ученика, что даже ученик стал защищать идеи своей группы.
Почувствовали
ли мои ученики ценность своего мнения?
Я отвечу да. Они поняли важность их мнения не
только для себя, но и для окружающих. Но где- то в глубине они ещё сомневаются о правильности своего мнения, своих высказываниях и смотрят на учителя на рядом стоящего
одноклассника в ожидание понимания,
поддержки и помощи.
Слабые ученики стали прислушиваться к мнению более сильных учеников и сами при этом отвечать и поддерживать мнение своей пары.
К сожалению, в третьей паре Костя. С. просто смотрел и слушал ответы
учеников, в группе работала одна Сауле.
Здесь я думаю, причина в том, что Костя выбрал Сауле, надеясь, что с её помощью он сможет «просидеть» на уроке, Сауле же в
свою очередь не помогала ему, так как она вначале не была довольна выбором пары
и решила работать одна.
Данная стратегия помогла в первых определить
взаимоотношения в паре, во вторых понять их метод работы в паре, в третьих как
они могут работать в паре и как могут показать себя в работе, высказывая свои
идеи.
В последующем
диалог помог мне и моим ученикам свободно выражать свои мысли.
Так как это был подготовительное занятие перед
серией уроков, тихие голоса работали
пока в полголоса или просто сидели, слушая остальных участников. Хотелось
услышать их мнения их недовольство их умение, рассуждать именно в нужном русле.
Конечно,
ответы учащихся на заданный вопрос были полностью не сформированы, в основном отвечали неуверенно, но к концу
урока стоял в кабинете приятный шум, велась беседа между парами и общее
обсуждение их идей и мыслей на поставленный вопрос. Конечно, работая в паре два
ученика, не знали с чего начинать и
обращались за помощью к учителю рассуждение пошло лишь тогда, когда они стали
высказывать свои идеи в группе
здесь учениками были использованы
аргументы, которые они не записывали, а вспомнили в ходе рассуждения в группе.
Сравнивая работу учеников в стандартной обстановке и в работе в паре
можно ощутить разницу. Если в обычной
работе каждый ученик работал сам за себя,
то в паре работают сообща,
помогая друг другу,
оказывали поддержку. Сильные ученики, помогая слабым
тем самым, повышают самооценку себе и уверенность в себе в слабых
учениках. Уровни ответов учащихся, конечно, отличаются, ведь каждый ученик
познает мир по - своему и уровни развития у них разные.
Дима. Б.
часто использует ответы других учащихся для формирования своего мнения.
Критическое мышление нужно развивать у
данных учеников. Ответы Димы были
интересны, данный ученик предоставлял
самые невероятные и неожиданные ответы, и даже вызывал смех у класса, ведь юмор то также
одна позитивная минутка на уроке,
а где – то удивление его фантазии и
находчивости и к каждому своему ответу он находил невероятные обоснования. Дима слушая остальных учеников использовал
их недоработки в ответах и мог
продолжить фантазируя и развивая тем самым свою мысль и чем был очень доволен
собой. Несогласия в ответах с
учениками показывали и выражали сильные ученики как Л, у которой был более
реалистичный взгляд на раскрытие вопроса по её мнению и не как не хотела
принимать мнения других групп.
К концу серии последовательных уроков мои
учащиеся работали сообща. Работая в паре и в отдельных группах, в учащихся просыпался командный дух, работая
в одной большой группе, ученики показали командную слаженную работу. Учащимся
пришлось по душе такие приемы как: «Микрофон», «Ромашка Блума», «Логическая
цепочка», «Жокей и лошадь», стратегия «РАФТ». Прекрасно вписался прием «Шесть
шляп» здесь каждый ученик высказывал свое мнение ,закрепляя материал урока и
здесь понимаешь на сколько ученик усвоил, понял, познал, научился…
Прием «Кубик» так напоминал моим ученикам игру,
что они не чувствовали усталости. Прием
«Согласен - не согласен» учащиеся
использовали, работая в паре и группе,
составляя с помощью прочитанного текста
и толстых и тонких вопросов вопросы загадки, что также вызывало бурю положительных эмоции и активную сплоченную
работу в классе.
Данная технология научила моих учеников:
1. Работать самостоятельно.
2. Задавать вопросы.
3. Выслушивать чужое
мнение.
4. Иметь своё мнение и
защищать его.
5. Критически относится к
мнению оппонентов.
6. Осуществлять рефлексию
своей деятельности
7. Анализировать и
классифицировать
Критическое мышление – есть мышление социальное, так работа в коллективе дает основу для
развития критического мышления и не только… при этом вызывая лишь бурю
положительных эмоции и отличных результатов в обучении.