16.02.13 |

Конспект занятия для молодежи раннего юношеского возраста "Развитие творческого мышления"

Цель: познакомить с понятием «творческое мышление» и использованием его при решении задач.
План:
1. Упражнение «Где вы ищете идеи?"
2. Информационное сообщение. Что такое творческое мышление?
   3. Упражнения на развитие творческого мышления.
   4. Краткий тест творческого мышления (КТТМ)
   5. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Упражнение «Где вы ищете идеи?» Студенты знакомятся с результатами опроса. Коллективное обсуждение.
 Вот ответы, приведенные в книге Роджера Ван Ойха «Психологические отмычки»:
• Старые научные и художественные журналы. В то время было предложено много хороших решений, но реализовать их было трудно.
• Рекламные объявления. Во всех газетах есть разделы частных объявлений. Из них вы всегда можете узнать, что людям нужно и чего они хотят избавиться. Здесь я нахожу свои идеи.
• Свалки. Посещение свалок - очень успокаивает. Там можно увидеть конечную цель всего, к чему мы так стремимся.
• Спортивные соревнования. Мне кажется, что спортивные состязания являются прекрасным источником идей. Я нахожу интересные параллели между тем, почему некоторые команды всегда выигрывают и почему некоторым руководителям удается заинтересовать людей.
• Мечты, записанные в звуковые эффекты. Мечтая, я избавляюсь от всего лишнего на душе.
• История. История наполнена идеями. Наполеон, который шел на Москву, - это просто программа управления. Мао, который вел партизанскую войну, можно сравнить с запуском рекламной кампании.
• Природа. В ходе эволюции природа решила множество самых разнообразных задач, и часто довольно изобретательно. Если вы, наблюдая за природой, настроите свое зрение на поиск аналогий, то обнаружите немало замечательных идей. Загнутые цепкие колючки репейника натолкнули человека на мысль по застежку на липкую ленте. 
2. Информационное сообщение. Что такое творческое мышление?
Идеи рождаются у многих людей. Но мало кто несет их в мир и воплощает в реальность. Таких мы называем новаторами.
Е.Мерсер, изобретатель
«Однажды я спросил автора рекламных текстов Карла Элли о том, что движет творческим человеком. Элли ответил: «Творческому человеку хочется знать все. Его интересуют самые разные вещи: древняя история, математика девятнадцатого века, современные технологии, способ аранжировки цветов и будущее мира. Он никогда не знает, когда и где все эти знания вдруг сойдутся вместе и с них родится новая идея - возможно, через 6 минут или через 6 лет. И творческий человек верит в то, что когда-нибудь чудо рождения обязательно произойдет». И я с ним согласен. Ведь из знаний создаются новые идеи. Но тем не менее владение большим объемом информации не делает человека творческой личностью. Думаю, каждый встречал людей, хранивших в памяти много фактов, но их никак нельзя было назвать генераторами новых идей. Знания лежали у них в мозгу мертвым грузом, их старались осмыслить по-новому, взглянуть на них с другой точки зрения. Творческие возможности человека определяются тем, как он распоряжается имеющейся у него информацией.
Творческое мышление требует от вас установки на поиск новых идей, на постоянное перелопачивание своих знаний и опыта. При таком отношении к делу вы все время экспериментируете, испытываете различные подходы к проблеме, сначала один, потом второй, третий, и очень часто терпите неудачу. Нерациональные, неразумные, сумасшедшие, непрактичные идеи вы используете в качестве камней или ступеней, по которым двигаетесь к другим новым «конструкциям», которые, возможно, окажутся полезными на практике. Бывает, вы нарушаете общепринятые правила или обнаруживаете новые идеи там, где никому не приходило в голову их искать. Короче говоря, научившись смотреть вокруг себя с позиций создателя, вы открываете для себя мир новых возможностей, мир перемен.
Безусловно, творческим человеком был Иоганн Гутенберг. Что он сделал? Всего лишь объединил две идеи, совместить которые до него никому не приходило в голову: виноградный пресс и штамп для монет. Монетный штамп может оставлять отпечаток маленькой площади на поверхности золотой монеты. Виноградный пресс использовали для того, чтобы приложив давление большой площади, выжать сок из винограда. И вот однажды Гутенберг, вероятно после того как выпил бокал вина, в шутку спросил себя: «А что если взять несколько монетных штампов и приложить к ним силу винного пресса так, чтобы они оставили оттиск на бумаге?" В результате получился печатный станок, причем со сменными буквами.
В 1792 году музыканты оркестра Франца Йозефа Гайдна рассердились на герцога, который постоянно откладывал обещанный музыкантам отпуск. Они попросили Гайдна поговорить с герцогом на тему каникул. Гайдн, подумав некоторое время, решил, что будет лучше, если заговорит музыка. Так появилась «Прощальная симфония». Ее выполнение оркестр начинал в полном составе, но постепенно звучало все меньше и меньше инструментов. Заканчивая партию, каждый музыкант гасил свою свечу и уходил со сцены, до тех пор, пока сцена не опустела. Герцог понял смысл симфонии и предоставил музыкантам желаемый отпуск.
Или, например, Пабло Пикассо. Однажды он нашел старый велосипед. Долго Пикассо смотрел на находку, а затем снял с велосипеда сиденье и руль. Приварил одно к другому - вышла голова быка.
Приведенные примеры иллюстрируют, как творческая энергия человека преобразует одни вещи в другие. Изменив точку зрения на объект, поиграв своими знаниями, мы создаем с ординарного необычное, а из обычного - что-то чрезвычайное. И тогда виноградные прессы «выжимают» информацию, трудовой конфликт разрешается симфонией, а велосипедные сиденья превращаются в головы быков ».
Способность создавать необходима как в профессиональной, так и в повседневной сфере, но творческие способности развить непросто. Единственный способ сделать это - больше практиковаться.
Существует 5 путей, которые могут обеспечить и и поддержать творческую активность:
• культура;
• специальные методики;
• ментальная энергия;
• развитие личности;
• юмор.
2. Упражнения на развитие творческого мышления.
Упражнение 1. Эксцентричный старый король собирается отдать трон одному из двух своих сыновей. Он решает, что надо устроить гонку и престол достанется тому из них, чей конь придет к финишу последним. Каждый из сыновей боялся, что его соперник схитрит и заставит лошадь двигаться медленнее, чем он может, поэтому они попросили совета у придворного скомороха. Скоморох сказал им два слова, принцы вскочили на коней и помчались вперед, стараясь обогнать друг друга. Что сказал скоморох?
Ответ: "Поменяйтесь конями"
Упражнение 2. Можете ли вы придумать, как следует положить на пол газету, чтобы два человека, стоявших на ней лицом к лицу, не могли коснуться друг друга? Разрезать или рвать газету нельзя. Участники эксперимента могут двигаться совершенно свободно.
Ответ: Попробуйте поставить газету в дверной проем и закрыть двери, поставив двух людей по обе стороны двери.
Упражнение 3. Перед вами цифра семь. Превратите ее в восемь, добавив только одну линию. Перед вами римская цифра IX. Превратите ее в 6, добавив только одну линию.
Ответ: поставьте S перед IX. Получим SIX, шесть в переводе с английского.
Упражнение 4. «Выражение мнения другими словами»

Предлагается несколько вариантов предложений, в которых заложена в начальной фразе мысль должна быть передана другими словами.
Вариант I. «Нынешнее лето будет теплым».
Вариант II. «Девушка прогуливается по улице».
Вариант III. «Я прочитал интересную книгу».
Вариант IV. «Ракета упала далеко от Земли».
Например, по варианту I: «Во время длинных каникул каждый день будет жарким».
4. Краткий тест творческого мышления (КТТМ)
Автор: Торренс П. Адаптация О.И. Щеблановой и И.С. Авериной. 
5. Подведение итогов.
Что нового вы узнали и чему научились на занятии? Как эти знания и умения вы будете использовать в своей деятельности? Что для вас осталось непонятным и показалось сложным? Над чем вы будете работать в будущем?
_____________________________________
Вот интересно, что же такое www-c.ru/training тренинги и зачем они нужны? Все на самом деле очень просто. Если вы хотите научиться плавать, то можно, например, почитать книгу с подробными инструкциями, но при этом у вас возникнет только понимание самого процесса и вряд ли, прыгнув в бассейн после прочтения, вы сможете поплыть. Практическое применение знаний и тренинги необходимы для достижения более эффективных результатов в процессе приобретения навыков, личностного развития. 

Занятия по развитию творческого мышления и личностного роста.

Люди творят. Мы поражены творениями наших далеких предков, восхищаемся гениальностью великих артистов, художников, инженеров, врачей - всех тех, кто формировал мир, современную цивилизацию, в которой мы живем. Что же такое творчество? Толковый словарь дает такое определение: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой способность человека из имеющегося материала творить (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяет разнообразные общественные потребности. Любая работа может быть творческой. Виды творчества определяются спецификой деятельности: творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п. ».
Психологическая терминология пополнилась понятием «креативность». Американский психолог Э. Фромм предложил следующее определение этого феномена: «Это способность удивляться и познавать, это умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Понятие «креативность» (от лат. Сreatio - творить, создавать) охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств (способностей), способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, с индивидуальным оттенком стиля деятельности личности.
Развитие креативности в раннем юношеском возрасте имеет свои особенности. Это период выбора профессии и типа учебного заведения. В это время происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень, вырабатывается мировоззрение и жизненная позиция, определяется свое место во взрослом мире. Формирование чувства взрослости особенно интенсивно проявляется через восприятие себя как человека определенного пола, с характерными мотивами, ценностными ориентациями и соответствующими своему полу формами поведения.
Главное психологическое новообразование ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Приобретая способность углубляться в себя, в свои переживания, старшеклассники открывают целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. 
Цель занятий по развитию творческого мышления - создание таких условий и возможностей, при которых у молодых людей будет формироваться творческий подход к достижению жизненных целей, способствовать личностному росту и повышению творческого потенциала.
Привлечение молодых людей к активным формам работы на занятиях способствовать усилению творческого потенциала, повышению социальной активности, формированию ценностных ориентаций по отношению к творчеству, а, возможно, и изменения стиля жизни. Обучение в коррекционно-развивающей группе позволит конструктивно общаться, эффективно взаимодействовать, лучше узнать свои возможности и гармонично развиваться как личность.
Занятие: "Развитие творческого воображения".
Цель. Ознакомить студентов с понятием «творческое воображение», побудить их к активизации своего воображения.
План:
   1. Упражнение «А что, если?"
   2. Информационное сообщение. Понятие "творческое воображение".
   3. Упражнения на развитие творческого воображения.
   4. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Упражнение «А что, если?" Этот вопрос - простой, но очень мощный способ заставить работать свое воображение. Использование данного метода включает в себя два этапа.
Этап № 1: Просто спросите себя «А что, если?", А затем закончите вопрос каким-то условием, что противоречит существующему положению дел, новой идеей, или описанием необычной ситуации.
Этап № 2: Ответьте на вопрос «А что, если ...».
В вопрос «А что, если?» Можно вставить все, что угодно. Лучше в таких вопросах - возможность усомниться в исходных предположениях и активизировать игру своего воображения. Несколько примеров:
 А что, если бы животные были умнее, чем люди?
 А что, если бы мужчины могли также рожать детей?
 А что, если бы мы выбирали свои депутатов по принципу лотереи?
 А что, если люди носили бы свое жилье и все имущество у себя на спине, как черепахи?
 А что, если бы люди должны были вступать в брак обязательно только с теми, кто старше или младше на 20 лет?
 А что, если бы литр свежей воды стоил столько же, сколько литр бензина?
 А что, если бы вас становилось двое, когда вы смотрите в зеркало?
 А что, если людям не нужно было бы спать?
 А что, если продолжительность жизни человека была бы 200 лет?
 А что, если люди были бы должны жить каждый третий год своей жизни вдали от родины.
Коллективное обсуждение выдвинутых гипотез.
2. Информационное сообщение. Понятие "творческое воображение".
Без фантазии нет искусства, как нет науки.
Ф.Лист
Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией.
Фарадей
Воображение - воспроизведение мысленно чего-либо или кого-либо, фантазия.
Приемы создания образов воображения.
Греческий сфинкс - это сочетание головы и груди человека с туловищем собаки и лапами льва. Кентавр состоит из головы, груди и рук человека, соединенных с туловищем и ногами коня. Как видим, эти произведения искусства создавались путем вычленения из предметов одних признаков и свойств и объединение их в новых сочетаниях. Этот прием называется агглютинацией.
Сказочные персонажи Мальчик-с-пальчик, Гулливер, Дюймовочка и многие другие созданы в результате увеличения или уменьшения предмета, а также изменения отдельных качеств, частей. Такой прием называется гиперболизацией.
Воображение бывает воспроизведенным и творческим. В процессе работы со схемами, чертежами, выполненными другими людьми, в процессе чтения книги мы воспроизводим необходимые образы.
В отличие от воспроизводительного  творческое воображение заключается в создании новых образов (обычно также на основе бывшего восприятия. Оно связано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения немыслима деятельность любого человека, который занят созданием чего-то нового, оригинального.
3. Упражнения на развитие воображения.
Упражнение 1. Нарисовать понятия.
Учащимся предлагается 10 слов, например: жизнь, иллюзия, ностальгия, вера, свобода, индивидуальность, творчество, лучи, интерес, вечность.
Для того, чтобы их запомнить лучше, предложить учащимся сделать маленькие рисуночки к словам. Именно это сделать непросто. Именно в рисовании, в сложности ассоциаций выражения образов, формирующих понятие, а не в припоминании слов, скрывается огромный творческий потенциал.
Упражнение 2 «Дорога моей жизни»
Все мы по-разному относимся к прошлому. Иногда - негативно, иногда - положительно, а чаще вообще избегаем мыслей о нем. Сейчас каждый из вас попробует нарисовать автодорогу своей жизни, используя известные вам дорожные знаки и придумывая свои.
Попробуйте объяснить, что происходило с вами на перекрестках судьбы, в сложные периоды жизни, равномерно распределяя «радостные» и «грустные» дорожные знаки.
С помощью проекции дети раскрывают кризис своей жизни, свои средства выхода из этого кризиса и намечают новую дорогу от последнего знака. Куда она будет вести? Только творческая личность, способная анализировать весь путь, которым шла ранее, сможет увидеть следующий знак, к которому направляется, и скорректировать цель своей жизни.
Упражнение 3 «Способы использования предмета»
Задается какой-либо предмет, необходимо назвать как можно больше способов его использования. Причем можно называть способы, взятые из реальной жизни, и способы придуманы, фантастические. В последнем случае, однако, следует обязательно сформулировать обоснование способа использования.
Вариант I. «книга».
Вариант II. «Автомобиль».
Вариант III. «Помидор».
Вариант IV. «Дождь».
Например, по варианту III могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно съесть; сделать из него салат, добавить в борщ; сделать маску на лицо. С фантастических способов можно назвать: «Из огромного помидора можно сделать жилье; вытеснить помидор и сварить из сока красную краску; засушить помидор и сделать шляпу».
5. Подведение итогов. Что нового вы узнали и чему научились на занятии? Как эти знания и умения вы будете использовать в своей деятельности? Что для вас осталось непонятным и показалось сложным? Над чем вы будете работать в будущем?
6. Домашнее задание. Провести интервью с несколькими творческими, по вашему мнению, людьми и получить у них ответ на вопрос «Где вы ищете идеи? Какие люди, места, занятия и ситуации, не связанные с вашей деятельностью, стимулируют ваше мышление? "
_________________________________
Что приготовить вкусненького на ужин? Где узнать рецепт красивой кожи или ослепительной улыбки? Как сделать свою квартиру уютной и комфортной? И это только несколько вопросов, которые ежедневно задает себе женщина. Но где же найти ответы? Все очень просто  - ведь есть женский журнал Queen-Time.Ru , заглянув в который можно получить исчерпывающие  ответы на все интересующие милых женщин вопросы.

Если ребенок плохо спит



Все родители стараются окружить малыша вниманием и необходимой заботой. И если вдруг что-то идет не так, мама и папа пытаются решить проблему в срочном порядке, не задумываясь о главном, о причинах недуга. Если ребенок плохо спит, родители, несомненно, начинают переживать и искать ответы на вопрос «что делать?». Попробуем разобраться, чем вызван беспокойный сон ребенка.
Возраст
Самой распространенной причиной являются возрастные особенности. У детей до года редко возникают проблемы со сном, чаще всего они просыпаются лишь, когда голодны. Все-таки поведение детей индивидуально, кто-то с малых лет может уснуть сам, а кому-то необходима помощь. Сложный период у детей начинается в возрасте 1-3 лет, именно в этот период начинают возникать страхи и кошмары. Многие малыши в этом возрасте боятся темноты или неведомых чудищ под кроватью. К тому же эта боязнь вызывает ночные кошмары.
Специалисты рекомендуют совместный сон до двух лет. С родителями малыши будут спокойны, меньше станут плакать, к тому же он сможет гораздо легче перебороть кошмары. Если такой вариант не устраивает родителей, будьте готовы в любой момент прийти на помощь чаду. Ни в коем случае не оставляйте в кроватке малыша до тех пор, пока он полностью не успокоится. С более взрослыми детьми необходимо поговорить, узнать, что вызывает в них страх. После этого вместе с ребенком «прогоните» монстров, включив ночник, или, повесив над дверью амулет, проявите фантазию. Когда ваш малыш пойдет в детский садик, это поможет на примере других деток показать ему что не только он один ложится спать. Тем более, что детские сады Челябинска своим воспитателям рекомендуют проводить подготовку ко сну в мягкой форме, что бы не травмировать детей.
Темперамент
Второй причиной бессонницы могут стать особенности темперамента ребенка. Многим детям, например, возбудимым, вспыльчивым, необходим особый подход в воспитании. Именно они часто не в состоянии научиться самостоятельно ложиться спать в детстве. А в подростковом возрасте таких впечатлительных детей нередко преследуют кошмары и страхи.
В таком случае если не прислушаться к первому совету, можно потратить очень и очень много нервов. Ведь такого ребенка практически невозможно приучить спать отдельно. Но если все-таки этот вариант невозможен, терпите и ждите. Старайтесь планировать распорядок дня ребенка так, чтобы он тратил достаточно энергии, к примеру, больше гуляйте, ходите в бассейн, или заинтересуйте ребенка каким-либо видом спорта. Перед сном успокаивайте ребенка, например, добавляя в ванну настой пустырника. Важно научить таких детей самостоятельно справляться со стрессами.
Другие причины
К причинам плохого сна ребенка можно также отнести неправильный образ жизни, не комфортную обстановку, плохое самочувствие и тяжелое душевное состояние. В первом случае нужно отвлечь ребенка от телевизора и компьютера и открыть удивительный, интересный мир вокруг него, полный развлечений. Если замечаете какие-то негативные факторы в комнате малыша, будь то сквозняк или неудобная кровать, немедленно избавьтесь от них. Обязательно говорите с малышом, узнавайте, что его тревожит. Так можно устранить источник недомогания или помочь советом.