Цель. Научить детей обрядовым песням-веснянкам, народным играм; развивать интерес и желание к изучению и возрождению народных обычаев и традиций родного края, оберегать их, воспитывать любовь к родному краю, национальным традициям.
Оборудование. Муз. центр, аудиозаписи веснянок, вербовые котики, иллюстрации весенних цветов, холст, каравай, запись пословицы на плакате.
Ход занятия
И. Объявление темы, цели.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Популярным праздником украинского села является праздник весны. С давних времен люди с большой радостью встречали лучшую пору года - весну. Радовались приходу весны вcе: и cтapики, и молодежь, и дети. Но настоящий приход весны связывали с праздником Евдокии, который приходился на 14 марта (по старому стилю - 1 марта). В этот день выпекали обрядовое печенье, так называемые веснушки или жаворонки.
Повсюду в Украине собиралась молодежь, пела веснянки.
- А кто скажет, что такое веснянки?
- Значит сегодня мы с вами также попробуем встретить весну так, как встречали наши далекие предки. В те былые времена люди полностью зависели от природы - от солнца, от мороза, от дождя. Но верили в то, что могут повлиять на силы природы. Чем именно? Словом, песней, магическим действием. Верили, что весна придет раньше, если ее позвать.
- Сейчас ученица расскажет нам веснянку.
Веснянка.
- Весна - это солнце и тепло.
- Весна - это радость всему живому, что проснулось от зимнего сна.
- Весна - это зелень садов и запахи цветов.
- Весна - это светлые надежды.
- А как вы думаете, когда надо звать весну?
2. Слушание записи веснянки.
Стало ясно солнышко припекать, припекать,Оборудование. Муз. центр, аудиозаписи веснянок, вербовые котики, иллюстрации весенних цветов, холст, каравай, запись пословицы на плакате.
Ход занятия
И. Объявление темы, цели.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Популярным праздником украинского села является праздник весны. С давних времен люди с большой радостью встречали лучшую пору года - весну. Радовались приходу весны вcе: и cтapики, и молодежь, и дети. Но настоящий приход весны связывали с праздником Евдокии, который приходился на 14 марта (по старому стилю - 1 марта). В этот день выпекали обрядовое печенье, так называемые веснушки или жаворонки.
Повсюду в Украине собиралась молодежь, пела веснянки.
- А кто скажет, что такое веснянки?
- Значит сегодня мы с вами также попробуем встретить весну так, как встречали наши далекие предки. В те былые времена люди полностью зависели от природы - от солнца, от мороза, от дождя. Но верили в то, что могут повлиять на силы природы. Чем именно? Словом, песней, магическим действием. Верили, что весна придет раньше, если ее позвать.
- Сейчас ученица расскажет нам веснянку.
Веснянка.
- Весна - это солнце и тепло.
- Весна - это радость всему живому, что проснулось от зимнего сна.
- Весна - это зелень садов и запахи цветов.
- Весна - это светлые надежды.
- А как вы думаете, когда надо звать весну?
2. Слушание записи веснянки.
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулись к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
- К кому обращаются в этой Веснянке? - Какое настроение создает веснянка?ь.
3. Выразительное чтение наизусть учениками веснянок.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
Со овсом кучерявым,
С ячменём усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С чёрной смородиной,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой
Веснянка "Выйди, выйди, Ванечка» ...
4. Слушание аудио записи в исполнении хора «А уже весна».
- Слушая веснянку, попробуйте определить ее настроение
- О чем в ней рассказывалось?
- Понравилась она вам?
- Чем же?
5. Игра. «А мы просо сеяли, сеяли».
Группа детей покажет как играли в эту игру.
- Почему в конце игры забирают девушку?
- Что это значит? (Весной, когда заканчивалась посевная молодежь водила хороводы и игры. Они имели совершенно иной смысл. Девушка выбирала себе милого, а каждый парень - милую, т.е. искали себе пару.)
6. Приметы. (Ученик и ученица подготовили нам этот материал)
- Вода потекла - весну принесла;
- Матушка - весна всем красна;
- Жаворонок прилетел - наступит устойчивое лето;
- Длинные сосульки на деревьях - позднее лето ...
7. Загадки.
- Без глаз, а слезы льет. / Роса /
- Рукавом махнул - деревья нагнул. / Ветер /
- Сидит дед под подушками и стреляет клецками. / Гром /
- Старый дед мосты вил, молодая пришла - мосты разнесла. / Мороз и весна /
8. Собери пословицы. (Плакат с надписью)
Весна днем красна, будешь иметь зерна гору.
Сей вовремя, сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Весна красна цветами а на хлеб постная.
9. Физкультминутка.
Выйди, выйди солнышко (вверх поднимают руки)
На дедов поле ( проводят рукой в одну сторону),
На бабье подворье (проводят рукой в другой бок),
На девчонок и мальчишек (поднимают вверх руки),
На маленьких ребятишек (приседают)
Там они играются (делают оборот вокруг себя),
Тебя дожидаются (жест приглашения, руки на пояс, 3 притопа).
10. Слушание записи в исполнении Н. Матвиенко «Ой, пришла весна.»
- Что же принесла весна?
- Почему обрадовались все приходу весны?
11. Рассказ учителя с элементами беседы и инсценировкой.
- А наиболее уважаемые дни этого года в апреле - Благовещение, Вербное воскресенье.
Благовещение - это большой праздник. В этот день нельзя работать, даже птица гнезда не вьет.
Крестьянки заканчивали ткать полотно, выходя с отрезом полотна в поле кланялись на все стороны. А повернувшись лицом к восходу солнца говорили:
- «Вот тебе, мать-весна, новая обновка!» После этого расстилали отрез полотна, клали на него пирог и шли с надеждой, что урожай льна этим летом будет хорошим.
Зозуля поэтому и несет яйца в чужое гнездо, потому что когда-то гнездо делала на Благовещение.
Когда-то верили, что на Благовещение, как и на Пасху, солнце выходя из-за гор играет.
Утром в этот день выпускали птиц из неволи - «чтобы пели на воле Бога прославляли и просили счастья, удачи тому, кто их выпустил». Выпускать птиц в день Благовещения считалось благочестивым делом. Когда-то в древности специально покупали птиц, чтобы в этот день их выпустит на волю.
Придя из церкви, хозяин выпускал во двор всех животных, даже кота и собаку - «чтобы слышали весну и сами о себе заботились». А уже после Благовещения можно работать, потому что Бог землю благословил и все начинает расти. Цветут первые весенние цветы: подснежники, первоцвет, хохлатка, сон-трава. Запомните, какие они на вид.
Воскресенье за неделю перед Пасхой называется «Вербным», а неделю перед этой неделей называется - «вербной». В вербное воскресенье святят вербу. Утром на Богослужение приходят все - старые и малые, «потому грех не пойти в церковь, как святят вербу». Если, придя домой, заставали кого-то, кто проспал заутреннюю, то били такого святой вербой, приговаривая:
Не я бью - верба бьет,
За неделю Пасха,
Недалеко красное яичко!
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля!
- Рассмотрите ивовые котики, которые лежат у вас на парте.
- Знаете, что ива имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или животные, то знахари варят святую иву с целебными травами и поят больных. Вареньем освященной вербы мочат головы и этим лечатся от головной боли. Толченые листья из ивы прикладывают к ранам.
12. Легенда. «Освящение вербы». (Рассказ ученика).
Учитель. - Почему обычай святить вербу, а не какое-то другое дерево сохранился и в Украине?
13. Рассказ учителя.
- Прошла зима, начиналась встреча весны. По народным представлениям весну приносили птицы. Когда кто-то впервые видел ласточку, надо было ей вслед бросить горсть земли и сказать: «Вот тебе, ласточка на гнездо!» Это для того, чтобы быстрее приходила весна. Дети и девушки, имеющие веснушки (веснушки), просят у ласточки: «Ласточка, ласточка, на тебе веснушки, дай мне белянки» - и вовсю бегут, чтобы умыться весенней водой.
14. Веснушки. (Рассказывают дети).
Надоели холода.
В кладовых уж пустота.
Весну дружно встречаем,
Птичек призываем!
Веснянка "Выйди, выйди, Ванечка» ...
4. Слушание аудио записи в исполнении хора «А уже весна».
- Слушая веснянку, попробуйте определить ее настроение
- О чем в ней рассказывалось?
- Понравилась она вам?
- Чем же?
5. Игра. «А мы просо сеяли, сеяли».
Группа детей покажет как играли в эту игру.
- Почему в конце игры забирают девушку?
- Что это значит? (Весной, когда заканчивалась посевная молодежь водила хороводы и игры. Они имели совершенно иной смысл. Девушка выбирала себе милого, а каждый парень - милую, т.е. искали себе пару.)
6. Приметы. (Ученик и ученица подготовили нам этот материал)
- Вода потекла - весну принесла;
- Матушка - весна всем красна;
- Жаворонок прилетел - наступит устойчивое лето;
- Длинные сосульки на деревьях - позднее лето ...
7. Загадки.
- Без глаз, а слезы льет. / Роса /
- Рукавом махнул - деревья нагнул. / Ветер /
- Сидит дед под подушками и стреляет клецками. / Гром /
- Старый дед мосты вил, молодая пришла - мосты разнесла. / Мороз и весна /
8. Собери пословицы. (Плакат с надписью)
Весна днем красна, будешь иметь зерна гору.
Сей вовремя, сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Весна красна цветами а на хлеб постная.
9. Физкультминутка.
Выйди, выйди солнышко (вверх поднимают руки)
На дедов поле ( проводят рукой в одну сторону),
На бабье подворье (проводят рукой в другой бок),
На девчонок и мальчишек (поднимают вверх руки),
На маленьких ребятишек (приседают)
Там они играются (делают оборот вокруг себя),
Тебя дожидаются (жест приглашения, руки на пояс, 3 притопа).
10. Слушание записи в исполнении Н. Матвиенко «Ой, пришла весна.»
- Что же принесла весна?
- Почему обрадовались все приходу весны?
11. Рассказ учителя с элементами беседы и инсценировкой.
- А наиболее уважаемые дни этого года в апреле - Благовещение, Вербное воскресенье.
Благовещение - это большой праздник. В этот день нельзя работать, даже птица гнезда не вьет.
Крестьянки заканчивали ткать полотно, выходя с отрезом полотна в поле кланялись на все стороны. А повернувшись лицом к восходу солнца говорили:
- «Вот тебе, мать-весна, новая обновка!» После этого расстилали отрез полотна, клали на него пирог и шли с надеждой, что урожай льна этим летом будет хорошим.
Зозуля поэтому и несет яйца в чужое гнездо, потому что когда-то гнездо делала на Благовещение.
Когда-то верили, что на Благовещение, как и на Пасху, солнце выходя из-за гор играет.
Утром в этот день выпускали птиц из неволи - «чтобы пели на воле Бога прославляли и просили счастья, удачи тому, кто их выпустил». Выпускать птиц в день Благовещения считалось благочестивым делом. Когда-то в древности специально покупали птиц, чтобы в этот день их выпустит на волю.
Придя из церкви, хозяин выпускал во двор всех животных, даже кота и собаку - «чтобы слышали весну и сами о себе заботились». А уже после Благовещения можно работать, потому что Бог землю благословил и все начинает расти. Цветут первые весенние цветы: подснежники, первоцвет, хохлатка, сон-трава. Запомните, какие они на вид.
Воскресенье за неделю перед Пасхой называется «Вербным», а неделю перед этой неделей называется - «вербной». В вербное воскресенье святят вербу. Утром на Богослужение приходят все - старые и малые, «потому грех не пойти в церковь, как святят вербу». Если, придя домой, заставали кого-то, кто проспал заутреннюю, то били такого святой вербой, приговаривая:
Не я бью - верба бьет,
За неделю Пасха,
Недалеко красное яичко!
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля!
- Рассмотрите ивовые котики, которые лежат у вас на парте.
- Знаете, что ива имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или животные, то знахари варят святую иву с целебными травами и поят больных. Вареньем освященной вербы мочат головы и этим лечатся от головной боли. Толченые листья из ивы прикладывают к ранам.
12. Легенда. «Освящение вербы». (Рассказ ученика).
Учитель. - Почему обычай святить вербу, а не какое-то другое дерево сохранился и в Украине?
13. Рассказ учителя.
- Прошла зима, начиналась встреча весны. По народным представлениям весну приносили птицы. Когда кто-то впервые видел ласточку, надо было ей вслед бросить горсть земли и сказать: «Вот тебе, ласточка на гнездо!» Это для того, чтобы быстрее приходила весна. Дети и девушки, имеющие веснушки (веснушки), просят у ласточки: «Ласточка, ласточка, на тебе веснушки, дай мне белянки» - и вовсю бегут, чтобы умыться весенней водой.
14. Веснушки. (Рассказывают дети).
Надоели холода.
В кладовых уж пустота.
Весну дружно встречаем,
Птичек призываем!
Жаворонки,
Жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила!
Учитель. - А если впервые видят журавлей, то надо сказать: «Веселик», потому что если говорят «Журавли», то будут сокрушаться круглый год.
15. Группа детей поет веснянку. «Идет Весна, ой красная»
16. Игра «Ладушки». Надо стать парами и хлопать в ладоши, припеваючи забаву «Ладушки, Ладушки». На словах «поссорились бабки» берутся за головы и качают ими в разные стороны.
- За что? (Разводят руки в стороны, как спрашивают).
- По кисель, что наелся Василий (топают ногами).
- Тоски, тоски (делают движения, как ссорятся друг на друга).
(Протягивают друг другу пальчик и поют).
- Мир - миром.
ІІ. Итог.
- О чем мы сегодня узнали на уроке?
- Какая веснянка вам понравилась? Чем?
ІІІ. Домашнее задание. Нарисовать рисунок карандашами об одной веснянке.
___________________________________________Жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила!
Учитель. - А если впервые видят журавлей, то надо сказать: «Веселик», потому что если говорят «Журавли», то будут сокрушаться круглый год.
15. Группа детей поет веснянку. «Идет Весна, ой красная»
16. Игра «Ладушки». Надо стать парами и хлопать в ладоши, припеваючи забаву «Ладушки, Ладушки». На словах «поссорились бабки» берутся за головы и качают ими в разные стороны.
- За что? (Разводят руки в стороны, как спрашивают).
- По кисель, что наелся Василий (топают ногами).
- Тоски, тоски (делают движения, как ссорятся друг на друга).
(Протягивают друг другу пальчик и поют).
- Мир - миром.
ІІ. Итог.
- О чем мы сегодня узнали на уроке?
- Какая веснянка вам понравилась? Чем?
ІІІ. Домашнее задание. Нарисовать рисунок карандашами об одной веснянке.
Пригрело солнышко, стало тепло и комфортно на улице. Но весна - это не только пора пробуждения природы. Люди тоже стремятся преобразиться, убрать свои дома и квартиры, обновить интерьер, сделать ремонт. Мы тоже решили сделать небольшой косметический ремонт в детской комнате, а самое главное -поставить металопластиковое окно. Долго занималась поиском лучших вариантов и остановилась на этом http://atlantplus.kiev.ua/ Действует система скидок, профессиональный сервис и оптимальное сочетание цены и качества.