17.06.13 |

Родительское собрание "Воспитание сказкой"

Цель: ознакомить родителей с историей возникновения сказки и с ее влиянием на личностное становление ребенка, дать советы по умение правильно подбирать и рассказывать сказки
Оборудование: мультимедийный проектор, подборка сказок
Подготовка к собранию
Предварительное анкетирование родителей и их анализ. Приложение 1
Входная диагностика
- Опровергните или подтвердите утверждение о том, что неправильно подобранная и не вовремя рассказанная сказка может, как и неверно принята таблетка, не только не помочь, но и навредить.
_________________________________________
ДА                      НЕ ЗНАЮ                       НЕТ

Практикум с родителями
Родителям предлагается выбрать для своего ребенка сказку для чтения среди лежащих на столах и обосновать свой выбор.
Историческая справка
Исторические источники сказкотерапии достигают времен первобытной эпохи. Род тогда велся по материнской линии, поэтому и все дети до шести лет находились вместе с мамами на женской территории пещеры. Главной задачей ребенка в этот период было расти и развиваться, набираться сил и ума, причем последнее происходило благодаря играм, наблюдением за работой взрослых и ... сказкам.
До тех или иных хозяйственных дел дети привлекались лишь по достижению шестилетнего возраста. А поскольку вся работа носила четко выраженную поло-ролевую принадлежность (т.е. - делилась на женскую и мужскую), возникла необходимость в проведении определенного обряда - своеобразного введения в «взрослую жизнь» (инициация), который не только признавал право этого «перехода» , но и наделял дитя определенным признакам взрослой жизни: мальчикам, которые до этого вместе с девочками бегали в обычных рубашках, надевались брюки (а вы попробуйте на лошадь в рубахе сесть - так возник обряд «посадовины на коня»), а девочкам заплетались косы (ведь отныне им придется и готовить, и за малышами помогать ухаживать, поэтому волосики должны быть аккуратно зачесанными и собранным - так возник обряд «закосичення»).
По достижению детьми 13-14 летнего возраста и отроки, и девушки принимались во взрослое общество как полноценные и равноправные соплеменники, способные не только позаботиться о себе, но и взять на себя ответственность за других - детей, женщин и пожилых людей. Конечно, и это событие сопровождалось определенными ритуальными действиями, однако цель нашей публикации - исследовать, какое же место в этой всей системе становления самодостаточной личности занимала сказка. Оказывается - одно из важнейших, ведь ребенок должен был быть готовым к каждому переходу. Готовым - означало не только уметь «борщ сварить» или «оленя поймать», а иметь сложившееся мировоззрение и соответствующую ценностную систему, иметь представление об основных поло-ролевых функциях и обязанностях.
Потому и собирали старые, мудрые женщины племени вечером у костра детей и начинали свою науку - вводили детей в мир жизненной мудрости, в мир человеческих отношений и больших свершений. А начиналось все со сказки. Обычной сказки о животных.
Именно сказки о животных являются самыми первыми, которые нужно рассказывать ребенку. Ведь в этот период (а это примерно от 2 до 4 - 4,5 лет) мы часто олицетворяли себя с животными (вспомните, возможно Вам приходилось наблюдать за игрой детей: они никогда не скажут «Я бегаю, как лошадь», они говорят « Я - лошадь! "). И еще одна интересная, присущая нам черта - мы почему-то всегда с некоторой настороженностью относимся к поучениям со стороны старших (как по возрасту, так и по социальному статусу), и с большим удовольствием прислушаемся к советам равных себе. Этот механизм работает от самого рождения человека. Посмотрите, как мудро наши предки воспользовались им - ведь все морально-этические предписания, которым мы хотим научить наших детей, отражены в сказках о животных, и вложены они не во уста взрослого человека, а ... Да-да, именно в уста животных! Вспомните: это и приказы об осторожности при встрече с чужими людьми и преданность дружбе (сказка о Котике и Петухе, которого похитила хитрая Лисица и о том, как отважный Котик освобождал слишком доверчивого Петуха), о трудолюбии и лени (сказка о трудолюбивом Петухе и ленивых мышатах Круть и Траляля), о хитрости и искренность (сказка о Лисичке-сестричке и волке) и многие другие.
Следующая сказка - это бытовая. Ее начинали рассказывать детям где-то, ориентировочно, с пятилетнего возраста. Бытовые сказки, что интересно, уже имеют поло-ролевую ориентацию: среди них уже можно четко распознать сказки для девочек (что должны делать девочки и молодые девушки, чтобы быть счастливыми в будущем замужестве («Бабья дочь и деда дочь» или «Морозко»)) и сказки для мальчиков (которые учат, например, мужской мудрости («Как человек гуся делил»), как правильно поступать, например, с чрезмерно разговорчивым или ленивой женой и др.). Таким образом, бытовая сказка призвана подготовить как девочек, так и мальчиков к выполнению будущих обязанностей, тех или иных поло-ролевых функциональных ролей. Ведь взрослая жизнь серьезна, тогда нет времени на обучение. НЕ подготовился заранее - берегись!
С шести лет детям начинали рассказывать волшебные сказки. Их название говорит само за себя - в основе этих сказок лежат волшебные превращения. Кого и чего? Наверное, прежде всего - самих героев. Да, действительно, волшебные трансформации ожидают их: именно в волшебной сказке трус приобретает смелость и храбрость, неудачник - уверенность и победу, слабый - силу духа. На смельчака, рискнувшего выйти на путь преобразований обязательно ждет вознаграждение. И если вдруг на этом пути тебе не хватает силы, знаний или умений - не отчаивайся, знай, что тебе на помощь всегда придут верные товарищи-побратимы, мудрые учителя-наставники или волшебные предметы. Главное - это вера в то, что правда восторжествует, а добро обязательно победит зло. В сказках, а я это точно знаю - иначе не бывает.
И так, языком сказки, наши шестилетки начинали познавать законы мироздания, законы гармоничного существования в человеческом сообществе, законы успешного самоутверждения. Однако следует напомнить, что в соответствии с существующими законами общественной жизни, мальчикам сказки рассказывали мужчины, тогда как девочкам - женщины. И если мы посмотрим на волшебные народные сказки (и авторские также), то их условно можно разделить на сказки для мальчиков и сказки для девочек, в каждой из которых предлагаются соответствующие модели жизненных сценариев.
Таким образом, выращенные на сказках о животных, бытовых и, впоследствии, волшебных сказках, во взрослую жизнь бывшие дети входили уже вполне сложившимися личностями, с четко выраженной системой ценностей и сложившимся мировоззрением. И дальше начиналось самое интересное: ведь на арену выходят ... сказки-страшилки! Да, Вы не ослышались - именно страшилки («в темном-темном переулке ...»). Это сказки, которые, в отличие от всех предыдущих сказок, создают сами дети для детей. И цель их весьма же прагматическая: на виртуальном уровне, в безопасных условиях научиться реагировать на возможные страшные и опасные ситуации, отработать альтернативные модели поведения при встрече с теми, кто несет опасность твоей жизни (если разобраться, то нет большой разницы между вампирами, вурдалаками и современным грабителем - увы, встреча с любым из них может одинаково печально закончиться).
Сказки-страшилки традиционно рассказываются детьми в промежуток от 11 до 13 лет, а потом так же неожиданно исчезают из жизни ребенка, как и неожиданно появились. Однако сегодня мы имеем несколько иную ситуацию: современная малышня начинает знакомиться с миром фантастических (и не редко - негативных) существ не в 11, и даже не в 6 лет, а чуть ли не с пеленок. И если еще первые годы своей жизни ребенок смотрит преимущественно яркую подвижную картинку, не принимая суть увиденного на экране телевизора, то уже с 3-4 лет дети реально задумываются над вопросом, существуют ли привидения и насколько они для них (!) Безопасны. Таким образом, сознательно или бессознательно, мы предлагаем нашим родным детям с еще не сложившейся психикой, мировоззрением и системой ценностей (в частности - осознанием четкой границы между миром реальным и надуманным, вымышленным, нафантазированным) мультипликационный мир героев, чьими поступками далеко не всегда управляют общечеловеческие ценности. Так зачем удивляться, что мы сегодня имеем поколение неуравновешенных, «агрессивно» настроенных детей с повышенной тревожностью и невротической симптоматикой ...
Видеофильм «Телевидение. Мультфильмы »
Просмотр видеоматериала о влиянии мультипликационных фильмов на психику ребенка.
Выходная диагностика
- Изменилась Ваше мнение о утверждение, выдвинутом в начале?
_________________________________________
ДА                  НЕ ЗНАЮ                     НЕТ
Вывод
Сказка является древним педагогическим и психологическим методом передачи знаний о мире, о философии жизни. Через сказки от поколения к поколению передавались морально-этические, эстетические и правовые нормы, именно в художественных образах фольклора раскрываются лучшие черты национального характера, это и патриотизм, храбрость, честность, человечность.
Приложение 1
Анкета
1. В каком возрасте Ваш ребенок научился читать? _______
2. Практикуете Вы дома семейное чтение?  ______
3. О чем любит читать Ваш ребенок? _________
4. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное? ________
5. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Какие там есть книги? __________
6. По Вашему мнению, можно заинтересовать ребенка чтением? _________
________________________________________________
Воспитание детей - это очень ответственный и сложный процесс и задача родителей постараться уделить максимум времени и сил для того, чтобы ребенок вырос любознательным, всесторонне развитым  "Человеком". Не знаете с чего начать? Начните с поиска нужной информации. Сайт uaua.info настоящая азбука для родителей Там вы сможете найти необходимый материал, который поможет вам достичь положительных результатов в таком нелегком деле, как воспитание и развитие вашего малыша.