УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1 КЛАССЕ
ТЕМА. Изображение на плоскости "Волшебный мир бабочек"
ЦЕЛЬ. Дать определенный объем знаний о жизни бабочек, о характерных особенностях строения насекомых; закреплять во время выполнения работы понятия о выразительных возможностях теплых и холодных цветов; развивать у учеников в процессе художественно-эстетического воспитания восприятие, умение видеть прекрасное в природе и искусстве; образное мышление, фантазию; воспитывать чуткое отношение к природе, вызывать желание сохранить, ее красоту.
МЕТОДИЧЕСКИ-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: рисунки учителя на доске и на бумаге, бумага, карандаш, акварельные или грушевые краски, игрушка-гусеница, 3 цвета для групповой работы, 3 волшебника, таблицы "Бабочки", 3 рисунка - найди ошибку, релаксирующая музыкальная запись.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ : кляксография
ХОД УРОКА :
І. Этап ориентации(организация класса в кругу)
1. Сегодня у нас необычный урок.
В мир природы приглашает звонок.
Это - творчеству час, фантазии час.
Интересное задание ожидает всех вас.
2. Давайте поиграем в игру "Пинг-понг", которая поможет нам вспомнить материал прошлого урока.
Дидактичная игра-разминка "Пинг-понг"(она позволяет проверить уровень готовности учеников к уроку, коротко повторить предыдущий материал; сконцентрировать внимание, повлиять на самооценку учеников, задать темп, способствовать формированию коммуникативных умений)
Я предлагаю вам сегодня познакомиться с интересной гостью - маленькой цветной гусеничкой, тот кто возьмет ее в руки должен дать один ответ на вопрос. Напоминаю, что, в случае необходимости, можно обратиться за помощью к "спасителям", передав им мяч со словом "помощь", а ими сегодня будут Надежда и я.
Вопрос:
- Как называется небольшая деревянная дощечка, на которой художник смешивает краски, во время работы? (палитра)
- Какие основные цвета вы знаете? (красный, желтый, синий)
- Цвета каких оттенков принадлежат к теплой цветной гамме? (красного, желтого, оранжевого)
- Цвета каких оттенков принадлежат к холодной цветной гамме? (синего, голубого, зеленого, фиолетового)
- Скажи мне, художник
Какого цвета дождик? (ответ)
Какого цвета ветер? (ответ)
Какого цвета вечер? (ответ)
Скажи какого цвета
Зима(ответ), весна(ответ) и лето? (ответ)
- Какой из цветов вам кажется самым веселым?... самым хмурым?... волшебным?...
теплым?... холодным?... загадочным?
ІІ. Этап определения цели
- Уважаемые дети, как вы думаете, сможет ли наша гусеничка-волшебница в будь какое мгновение превратиться в яркую радужную бабочку? (Я думаю, что сможет)
- Действительно сможет, но с вашей помощью и ваших карандашей, кисточек, красок.
Упражнение "Ожидание"
- Дети, чего вы ожидаете от урока? (Ученики по очереди рассказывают о своих ожиданиях).
ІІІ. Этап проектирования
- Приглашаю вас к работе в классе
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Плодотворно работать и дружно отвечать.
- Предлагаю ознакомиться с волшебным планом урока
Первый "Волшебник" - "Я вижу и слышу"
Второй "Волшебник" - "Я фантазирую"
Третий "Волшебник" - "Я создаю"
IV. Этап организации выполнения плана деятельности
1. Работа в группах
- Предлагаю для выполнения задания Первого "Волшебника" - "Я вижу и слышу" объединиться в 3 группы за теплыми цветами (красный, желтый, оранжевый).
Бабочки - одни из самых красивых живых существ на Земле! У них красивые названия: чаще всего это имена греческих богов и героев : Аполлон, Психея, Гектор, Икар. Так люди выразили свое восхищение яркой красотой бабочек.
А почему бабочек называют волшебниками? (Потому что они проходят полный цикл превращения.)
По каким этапам происходит это превращение нам нужно обсудить, и показать схемой с помощью рисунков и стрелок.
Самопроверка: (на доске закрепленная схема)
- Да, из яйца, отложенного бабочкой, появляется маленькая гусеница, которая всю свою жизнь ест и растет. Потом гусеница, которая выросла, превращается в неподвижную, но живую куколку. Так вот уже из куколки появляется ... догадайтесь кто!
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.. (бабочка)
- Больше чем сто видов бабочек в нашей стране занесены в Красную книгу. Этих красивых насекомых не следует ловить. Лучше просто любоваться ими в природе.
- Есть ли вредные бабочки? (да)
- Каких вы можете назвать? (плодожорки, совки, моль, капустница, крапивница, лимонница)
- С гусеницей вредных бабочек люди ведут настоящую борьбу. Всего в мире существует около 120 тысяч видов бабочек.
2. Информация о характерных особенностях строения насекомых
- Посмотрите внимательно на рисунок бабочки.
- Какую форму имеет туловище? (Два соединенных между собой вытянутых овала.)
- Какую форму имеют крыльца? (Овальную или округлую.)
- Сколько крыльев имеет бабочка? (4 - 2 больших и 2 маленьких.)
- Откуда начинаются крылья? (С середины туловища, там где соединяются два овала.)
- Обратите внимание, одинаковые ли по размеру крылья бабочки? (Да. Тело бабочки одинаковое с обеих сторон.)
- Это явление называют симметрией. Говорят так: "Тело бабочки симметрично".
3. Игра "Зеркало" (работа в парах) Предлагаю для выполнения задания второго "Волшебника" - "Я фантазирую" объединиться в пары и занять рабочие места. Вам необходимо стать друг напротив друга, один имитирует, а другой("зеркало") - повторяет. Потом вы поменяетесь ролями. Ваше задание - "нарисовать бабочку" в воздухе.
4. Игра в группах "Найдите ошибку"
А) Дети, я предлагаю вам интересное задание: представить себя в роли учителя, который проверяет, правильно ли дети изобразили бабочек. Найдите ошибку в строении бабочки и поправьте ее карандашом.
Б) Взаимопроверка
5. Физкультминутка Тренинг-терапия.
Кто там, кто там уже устал?
И над партою склонился?
1, 2, 3, 4, 5 -
Наступило время отдыхать!
(Звучит спокойная тихая музыка.) Сядьте удобнее, закроет глаза, расслабьтесь. Представьте себя на природе в поле. Представьте себя бабочкой на цветке, который больше всего вам нравиться. Вы уставшие, крыльца ваши опустились, им трудно от пыли и усталости. Но вот на небе появилась тучка, и из нее на вас полил теплый летний дождик. Капли дождя смывают с вас все то, что вас отягощало, вам мешало. Вам становится легче. Вы вдохнули свежего воздуха, освободились от забот.
И вот выглянуло яркое, теплое солнышко, оно высушило ваши крыльца, словно руки, они потянулись вверх, к солнышку. На душе у вас становится чисто, тепло и уютно. Вы слышите пение птичек, чувствуете красоту природы и радость жизни. (Постепенно музыка стихает.
Природа играет важную роль в жизни человека. Она всегда очаровывала и очаровывает, волновала и волнует человека. Но более совершенным творением природы являются бабочки. Они, как музыка, создают приподнятое настроение, вдохновляют на творчество.
6. Объяснение техники исполнения работы учителем
А волшебными материалами сегодня у вас будут краски и кисти, с помощью которых вы исполните собственное произведение в технике кляксографии. Внимательно смотрите в какой последовательности следует выполнять работу:
2. На одну из половинок листа нанеси краской цветные пятна, которые должны быть похожие на половину бабочки.
3. Накрой половинку листа с цветными пятнами другой и прижми их ладонью.
4. Развернув бумагу, внимательно присмотрись, похоже ли цветное пятно на бабочку, подумай, какие эмоции она вызывает.
5. Найди образ веселой или грустной бабочки, который "спрятался" в пятне, и дорисуй мелкие детали.
6. Выполнение практического творческого задания учениками
- Третий "Волшебник" - "Я создаю" ожидает вашей творческой работы!
- Аутотренинг:
Я - школьник, а я - школьница. Личность творческая...
Начинаем рисовать - фантазию развивать!
Во время выполнения самостоятельной работы учитель помогает ученикам.
V. Подведение итога урока
1. Итоговая беседа
- Кому понравилась созданная им бабочка - поаплодируйте. А теперь разглядите роботу соседа за партой - поаплодируйте, если работа вам нравится!
- Я тоже вам всем аплодирую, потому, что вы творчески работали, были внимательными и смогли передать на бумаге красоту природы, украшение нашей земли - бабочек. Мы еще встретимся с волшебным миром бабочек.
2. Рефлексия.
- Я приглашаю вас в круг
- Дети на каком этапе урока наиболее интересно было работать?
- Какие выразительные возможности теплых и холодных цветов во время выполнения работы вы использовали? (тепле - веселые, игривые; холодные - грустные)
- Что бы вы сделали иначе? (Дети рассказывают исполнилось ли их ожидание, что по их мнению удалось, а что - нет, начиная словами "Сегодня на уроке я.".)
_______________________________________________
Как не крути, а не за горами уже весна и надо бы подумать о приготовлении каких-нибудь диетических блюд. Нашла недавно замечательный рецепт low fat chicken recipes Получилась просто замечательная нежирная курочка в соусе. Просто пальчики оближешь!