Занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Система преодоления нарушений фонематического слуха в системе коррекционной работы включает три этапа (методика Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной):
I. Различение неречевых звуков. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Различение неречевых звуков (голосов природы, шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек).
Определение источника звучания (что звучало?).
Определение местонахождения источника звука (где звучало?). Например, далеко - близко, высоко - низко, слева - справа.
Определение качества звучания (как звучало?). Например, громко - тихо, высоко - низко, долго - кратко.
Различение высоты (развитие звуковысотного слуха), силы и тембра голоса. Узнавание говорящего по голосу, его местонахождения и качества звучания голоса.
Восприятие темпа и ритма речи. Развитие способности правильно слышать ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.
II. Различение речевых звуков.
1. Формирование фонематическое восприятия.
Выделение звука в составе слова.
Выделение звука из ряда заданных слов.
Различение слов-паронимов.
Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.
Выделение звука из ряда заданных слогов и звуков.
2. Формирование фонематического анализа и синтеза.
3. Формирование фонематических представлений.
Каждое из направлений реализуется в процессе поэтапной работы.
В процессе формирования фонематического слуха у детей на всех этапах необходимо активно использовать различные игровые упражнения и игры. Упражнения и игры по развитию слухового восприятия имеют различную направленность. Например, игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп и количество звучаний. В них звук регулирует движения детей, перемещение в пространстве, определяет темп и ритм движений. Это игры, цель которых – научить детей быстро реагировать на имя или различные неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика и др.), оценить расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит (стучит, шуршит, играет)?», «Часовой», «Жмурки» и др.).
На фронтальных занятиях по развитию фонетико-фонематического строя речи слуховое восприятие речи тренируется в упражнениях, вырабатывающих условные невербальные и вербальные реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться» в ответ на громкие; повторить звукокомплексы различным по силе голосом; показать на сюжетной картинке «громко говорящего» и «тихо говорящего», соотнося понятия «далеко – тихо», «близко – громко» и т.п.
Для таких игр с детьми лучше сначала взять игрушки с достаточно громким звучанием (барабан, гармонь), а затем постепенно использовать игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушки, шарманка, негромкий свисток). Старшие дети могут ориентироваться на тихие звуки (шуршание сзади…). Важно при этом обогащать лексику детей словами, определяющими характер звучаний: стучит, гремит, шуршит, пищит, сигналит и т.д.
С целью развития восприятия интенсивности звучания можно организовать игры «Найди игрушку», «Громко – тише – тихо», «Солнце или дождик», «Ветер и птицы», в которых в зависимости от интенсивности звучания изменяется характер движений детей.
Для формирования ориентировки на длительность звучания может быть предложен ряд игр и упражнений, в ходе которых дети учатся различать длительные и краткие звучания, воспринимать сигнал с учетом его временной характеристики, например в ответ на краткое звучание музыкальных игрушек дети рисуют короткие полоски, в ответ на длительное звучание – длинные (поднимают короткие и длинные полоски бумаги, ведет автомобили к ближней или дальней стоянке и т.д.).
На формирование восприятия темпа звучания направлены различные двигательные упражнения со сменой быстрого и медленного темпа звучания музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона и др.), а также игры «Дождик», «Большие ноги», «Мишка и зайка», «Три медведя» и прослушивание различных музыкальных произведений.
На формирование умения соотносить звуковой и зрительный образ реального предмета или действия направлены игры «Лото», «Домино» и др. В ходе их дети слушают название предметов или действий и подбирают соответствующие картинки; педагог может изменять силу голоса, закрыв лицо экраном или встав сзади детей.
Различение лексических значений тренируют на примере слов, близких по длине и ритмической структуре. Слова предъявляются в такой последовательности:
— начинающиеся с фонем типа: Маша – каша; ложка – кошка; рога – нога; забор – набор; ворона – корона; варит – жарит; пьет – льет – шьет и т.д.;
— начинающиеся с оппозиционных фонем (зуб – суп; дом –том; мышка – мишка; мак – бак; бить – пить);
— различающиеся гласными звуками (мак – мок; лак – лук; дом – дым; мошка – мушка);
— отличающиеся последней согласной фонемой (нож – нос; сом – сок – сон);
— отличающиеся согласной фонемой в середине (коса – коза; касса – каша; забыть – завыть);
— называющие омонимы (ручка, лист, шляпка, лисички).
Для формирования слухо-речевой памяти проводятся игры «Запомни слова», «Лото с отсрочкой»; педагог называет слова, а дети должны подобрать и разложить картинки в названном порядке через 5-10 секунд.
Внимание к содержанию слов и фраз развивается в процессе игр «Бывает – не бывает». Воспитатель говорит детям: «Я буду произносить фразы, а вы отвечать: «Так бывает» или «Так не бывает».
Подобные игры могут помочь детям научится воспринимать вопросы, вслушиваться в слова. Детям предлагается внимательно слушать и по очереди отвечать на вопросы словами «Я» или «Не я». Например: Кто любит груши? Кто не моет уши? Кто любит квас? Кто любит ананас? Кто любит апельсин? Кто любит бензин?
Важно учить детей слушать не только взрослых, но и друг друга. Для этого хорошо использовать игры «Испорченный телефон», «Эхо», «Верни слово» в которых детям необходимо прислушиваться к словам, которые они передают друг другу шепотом.
При формировании фонематического слуха у детей можно использовать игры, направленные на умение воспринимать звуки в слове, их количество, последовательность: «Кто больше назовет слов со звуком …», «Поймай рыбку», «Кто внимательный?», «Кто в каком домике живет?»; количество и последовательность слогов: «Магазин», «Телеграф»
Дети любят игры-драматизации, сюжетносюжетно-ролевая, причем воспитатель как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены слова. Воспитатель называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова.
Интонационно-мелодическая сторона речи оказывает влияние на состояние ребенка, пробуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение. Поэтому необходимо фиксировать внимание детей на интонации, с которой произносятся слова, фразы, особенно в стихотворной речи. Данную сторону речи также хорошо отрабатывать в играх-драматизациях.
Работа над дифференциацией звуков, слов, подводит детей к овладению звуковым анализом, звуковым синтезом и формированию фонематических представлений. Овладение данными операциями проводится по общепринятым методикам.
Таким образом, в системе коррекционно-логопедического воздействия работа по преодолению нарушений фонематического слуха начинается на подготовительном этапе (развитии неречевого слуха) и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков: в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, а также в процессе формирования лексико-грамматического строя речи.
Ведущая роль в коррекции нарушений фонематического слуха принадлежит логопеду, который по результатам обследования составляет коррекционную программу и проводит с детьми специальные коррекционно-развивающие занятия. В зависимости от степени выявленных нарушений фонематического слуха у детей определенной группы, в занятия могут включаться задания на различение неречевых звуков (звуки природы, музыкальных инструментов и др.), на различение речевых звуков (выделение звука из ряда звуков, слогов, из слова, ряда слов, словосочетаний, фраз). Обучающие задания желательно проводит в виде различных дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций. Занятия логопедом проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. На фронтальных занятиях желательно присутствие воспитателя логопедической группы, так как логопеду желательно работать во взаимодействии с воспитателем для более эффективной работы по формированию у детей фонематического слуха. Воспитатель в ДОУ находится с детьми гораздо больше времени, чем логопед и имеет большие возможности для работы по коррекции речевых нарушений у детей, в том числе и нарушений фонематического слуха.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Кристаллик» Республика Хакасия, город Абакан
Автор: Елисеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед
________________________________________________
Что не говори, а ивановский детский трикотаж самый практичный, удобный и яркий. И это не просто слова, а проверенный временем факт. Его любят дети, а родители предпочитают его покупать, потому что этот трикотаж сто процентов прочный, сохраняет свое качество и цвет после многочисленных стирок. А вы же знаете какими наши детки бывают чумазиками.
Что не говори, а ивановский детский трикотаж самый практичный, удобный и яркий. И это не просто слова, а проверенный временем факт. Его любят дети, а родители предпочитают его покупать, потому что этот трикотаж сто процентов прочный, сохраняет свое качество и цвет после многочисленных стирок. А вы же знаете какими наши детки бывают чумазиками.