В статье автор отмечает, что задача современного учителя школы - развивать у школьников познавательную потребность, научить учиться самостоятельно, то есть знать, как приобретать знания самостоятельно, уметь использовать их в нестандартной ситуации.
Дистанционное образование стало настоящей новацией 21 века.
Задача современного учителя общеобразовательной школы - развивать у школьников познавательную потребность, научить школьника учиться самостоятельно, то есть знать, как приобретать знания самостоятельно, уметь использовать их в нестандартной ситуации. Именно поэтому внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения является важнейшим этапом образовательного развития учащихся общеобразовательной школы. Какие же пути внедрения элементов дистанционного обучения возможны в общеобразовательной школе?
В дистанционном обучении используют традиционные формы обучения, только несколько модифицированные. Рассмотрим некоторые из них. Одна из важнейших форм учебных занятий - лекция. Школьная лекция - такая форма обучения, по которой учитель, излагая учебный материал, помогает учащимся сформулировать проблемы; овладеть логикой познания; сделать собственные открытия .
В условиях применения информационных и телекоммуникационных технологий общие требования к лекции сохраняются. Лекции при дистанционном обучении могут проводиться в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Целесообразно проведение "электронных лекций". Под электронными лекциями принято понимать набор учебных материалов в электронном виде, включающий текст лекций, демонстрационный материал, дополнительные сведения по теме лекции и др.., оформленые в виде отдельные файлов. Электронные лекции имеют свои особенности, которые отличают их от традиционных: четко структурированное содержание; блочная схема построения материала; развита гипертекстовая структура, использование дополнительных приемов изложения материала (звук, анимация, графика). Электронная копия печатного текста лекции является одной из примитивных вариантов электронных лекций. Единственное преимущество электронных копий - простота сборки. В исключительных случаях электронные копии могут частично заменить полноценные электронные лекции.
Создать электронную лекцию под силу каждому учителю - достаточно отсканировать нужен теоретический материал, разместить в определенной последовательности, связать гиперссылками - лекция готова! Оказывать помощь в самостоятельном освоении учебным материалом и управлять работой учащихся помогают учителю консультации. Они могут быть индивидуальные и групповые. Консультации с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий: телефона, электронной почты, ICQ, Skype, видео-и телеконференций.
При преподавании всех учебных дисциплин после обработки определенной учебной темы широко используют семинары - дискуссию по рассматриваемой тематике. Недостаток традиционных семинарских занятий заключается в пассивности слушателей, создание видимости активности путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии.
Семинары в условиях применения информационных и телекоммуникационных технологий могут проводиться с помощью компьютерных видео-и телеконференций. Организовать видеоконференцсвязь не так уж сложно. Подробную информацию вы можете получить на сайте компании «TrueConf» http://trueconf.ua/company/videokonferentssvyaz.html
Как отмечают Солодовник А. А. и Шарко В. Д., в педагогическом аспекте видеоварианте ничем не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера. Виртуальные семинары - семинары, когда участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинары могут проходить в нереальном масштабе времени (off-line) и при этом учитель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируется (не руководствуется), то каждый участник видит на экране все тексты вопросов и ответов других участников семинара.
Как отмечают Солодовник А. А. и Шарко В. Д., в педагогическом аспекте видеоварианте ничем не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера. Виртуальные семинары - семинары, когда участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинары могут проходить в нереальном масштабе времени (off-line) и при этом учитель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируется (не руководствуется), то каждый участник видит на экране все тексты вопросов и ответов других участников семинара.
Форум - самая распространенная форма общения преподавателя и учащихся в дистанционном обучении. Форум может быть посвящен любой проблеме или теме. Модератор форума (сетевой преподаватель) реализует дискуссию или обсуждение, стимулируя вопросами, сообщениями, новой интересной информацией. Программное обеспечение форумов позволяет присоединить различные файлы определенного размера. Несколько форумов можно объединить в один большой. Например, при работе малой группы учащихся над проектом, создаются форумы для каждой отдельной группы с целью общения во время проведения исследования над решением поставленной для данной группы задачи, затем - обсуждение общей проблемы проекта всеми участниками учебного процесса (веб-конференция).
Еще один вид общения пользователей сети в режиме реального времени - чат. Существует несколько разновидностей чатов: текстовый, голосовой, аудиовидеочат. Наиболее распространенный текстовый чат. Голосовой чат позволяет общаться с помощью голоса, при изучении, например, иностранного языка в дистанционной форме является важным моментом. Это реальная возможность языковой практики, которая проводится в рамках предложенной для дискуссии проблемы, совместной проектной деятельности, обмена информацией.Для организации исследовательской деятельности учащихся в сети.
Интернет используют веб-квесты. Квесты создаются для того, чтобы ученики учились использовать полученную информацию в практических целях. Данная технология способствует развитию критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации. Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, ее можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде веб-сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся и достижения лучших учебных результатов.
Технология, что, по словам Царенко А., дает возможность в полной мере воссоздать условия колаборативних (общей) формы организации обучения, а именно семинарских и лабораторных занятий, лекций и т.п. - вебинар. При этом участники вебинара могут физически находиться в разных местах, а их взаимодействие обеспечивается благодаря активному применению средств аудио-и видеообмена данными и совместной работы с различными объектами. Каждый участник вебинара выполняет свою роль, которая определяет интерфейс виртуального класса и право на использование функций, может передаваться другим участникам.
Расширение возможностей учителя при применении дистанционного обучения усиливает мотивацию обучения учащихся. С помощью дистанционной формы обучения можно участвовать в международных интернет-проектах, проводить школьную исследовательскую деятельность, быть активными участниками Интернет-олимпиад, творческих конкурсов.Такая форма способствует использованию Интернет-ресурсов, созданию собственных мультимедийных презентаций, использованию информационно-коммуникационных технологий во внеурочное время. Использование учащимися информационно-коммуникационных технологий с элементами дистанционного обучения в образовательном процессе на уроке и во внеурочной деятельности в школе появилось благодаря распространению в педагогической среде вариативных моделей проведения уроков: во-первых, проведение урока гуманитарного цикла с использованием учебных мультимедийных курсов на CD-ROM, Во-вторых, проведение урока с применением учебных ресурсов сети Интернет.Как отмечает Т. Дерби, в рамках дистанционной формы обучения можно выделить следующие модификации:
Дистанционная форма обучения. Ученик индивидуально записывается на курс и обучается дистанционно по методике соответствующего учебного центра.
Дистанционно-очная форма обучения. Ученик изучает предмет в школе и имеет возможность дополнительно изучать его дистанционно. Тьютором может быть школьный учитель или преподаватель другого учреждения (тьютор - это дистанционный преподаватель). При такой форме обучения дистанционные материалы органично привлекаются в традиционный учебный процесс.
Классно-дистанционная форма. Ученики одного класса (одной школы) изучают предмет по дистанционной форме. Они имеют возможность общаться со своим учителем. Количество глазных уроков уменьшается, они превращаются в очные консультации. В качестве тьютора выступает учитель своей школы.
Дистанционная форма обучения с учителем-куратором. Учащиеся обучаются дистанционно, а тьютор из другой школы. Причем школьный учитель по предмету дистанционного обучения является учителем-куратором, он выполняет функции консультанта на месте (разъясняет школьникам детали дистанционного обучения и непонятные места по предмету).Ученики участвуют в отдельных тематических семинарах, которые обсуждаются на очных занятиях .
Итак, дистанционное обучение способствует распространению информационно-коммуникационных технологий, использованию их средств (SMART-доска, учебные CD-диски, мультимедийное программно-методическое обеспечение, использование аудио-, видеоматериалов, телевизионных учебных программ, Интернета).
Перспективы дальнейших исследований дистанционного обучения мы видим в том, что должен быть решен первоочередная задача - выбор методов, форм, способов использования элементов дистанционного обучения школьников: целесообразно последовательно рассмотреть варианты построения элементов дистанционного обучения для различных учебных уровней или ступеней школьного образования. Это позволит более четко определить требования к вариантам построения дистанционного обучения с учетом целесообразности, возможности и экономических факторов.
Критерии, сформулированные для различных вариантов аппаратного и программного обеспечения в дистанционном обучении, должны ориентироваться использования различных видов коммуникаций (например, электронных) для адаптивности и полноты использования различных элементов дистанционного обучения учащихся.
Процесс введения дистанционных элементов в образование позволяет:
- экономить время ученика и учителя;
- вносит элементы новизны в процесс обучения для учеников и учителя;
- позволяет ученику почувствовать самостоятельность и вместе с тем ответственность;
- повышает его мотивацию к обучению;
- быть в некоторой степени готовым принять дистанционное обучение в целом, так как ученик имеет право выбрать эту форму обучения;
- развивать у учащихся навыки к непрерывному образованию и повышение квалификации в будущей профессиональной карьере.
- экономить время ученика и учителя;
- вносит элементы новизны в процесс обучения для учеников и учителя;
- позволяет ученику почувствовать самостоятельность и вместе с тем ответственность;
- повышает его мотивацию к обучению;
- быть в некоторой степени готовым принять дистанционное обучение в целом, так как ученик имеет право выбрать эту форму обучения;
- развивать у учащихся навыки к непрерывному образованию и повышение квалификации в будущей профессиональной карьере.