10.09.2011 |

Тестирование первоклассников или Отбор платежеспособных родителей

Тестирование первоклассников или Отбор платежеспособных родителей
Школы продолжают тестировать будущих первоклассников, вопреки приказу Министерства образования. Как на это реагировать родителям и к каким "каверзным" вопросам готовиться их чадам?
Страну ожидает еще одна масштабная и важная, даже несколько подпольная, кампания в отрасли образования - тестирование будущих первоклассников. Почему подпольная? Потому что, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины, тестирования детей, при вступлении в первый класс запрещено. Но - тестируют. И часто - "с слезами на глазах"...
Ежик как показатель интеллекта
Как вы думаете, что общего между ежиком и молоком? Ежик любит молоко, говорите? Ответ неправилен, уважаемые! И в первом классе вам точно не место. Именно такой вопрос поставили шестилетней Аленке на вступительном испытании в одну из киевских школ. А ответ простой. Как объяснила растерянной маме педагог, и ежик, и молоко... свертываются. Коротко, однако как эффективно: сколько детей можно "срезать" или сбить с панталыку подобными заданиями. Однако даже если ребенку посчастливится и он добросовестно справиться с первым заданием - не факт, что следующие (решение задач и примеров, чтение на скорость) принесут успех. Мама дошкольника Алексея рассказывает, что решила "подстраховаться", записав сына на собеседование сразу до нескольких школ (обычной и специализированной), и была неприятно удивлена сложностью заданий в обоих заведениях: математика, английский, чтение. "Сын ошибся в решении примера, я решила подсказать, и только навредила - ребенок разнервничался и не знал, на кого смотреть - на меня или незнакомую тетеньку, которая сыпала вопросами".
Главный специалист Департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Лидия Щербакова отмечает: "В соответствии с приказом МОП, прием детей к учебным заведениям осуществляется без конкурса. Поэтому проведение экзаменов, разного вида тестирований, собеседований, с целью проверки знаний ребенка недопустимо. Прием в первый класс средних общеобразовательных школ - это прием документов ребенка. И все. О конкурсе во время приема в первый класс можно говорить лишь в случае, когда ребенок поступает в специализированную школу с углубленным изучением отдельных предметов. Но в таком случае собеседование, которое проводят педагог и психолог, охватывает задание для проверки уровня общего развития ребенка, его готовности, к учебе: психической (самостоятельность, умение ориентироваться в мире, активность, инициатива, потребность, в общении, умение установить контакт с однолетками и взрослыми), интеллектуальная готовность (развитие фонемного слуха, зрительного восприятия, образных представлений, наблюдательности, памяти, воображения). Проверка умения читать, писать, считать - недопустима, ведь все это - программные знания 1 класса".
Желательно считать и говорить на английском.
Однако грустный опыт родителей будущих первоклассников свидетельствует: теория и практика проведения вступительных собеседований существенно отличаются. Даже если вопрос о ежике считать таким, которое определяет интеллектуальную готовность ребенка к учебе. Не отрицают этого и сами школы. На интернет-странице одного из самых престижных столичных учебных заведений - Лицея № 100 "подол", читаем: "Ребенок должен уметь читать и устно выполнять арифметические действия в пределах десяти". Находим подобные "пожелания" и на веб-страницах Киевской специализированной школы № 155, средней школы № 164 Харькова, Одесской гимназии... Хотя, похоже, администрацию некоторых школ таки мучают упреки совести или желания сделать реверанс в сторону высших инстанций. Поэтому иногда рядом с суровым реестром требований и заданий для тестирования можно встретить фразы наподобие: "Желательно знать, уметь..." или "Учитель английского языка будет проверять фонемный слух, умение интонировать, воспроизводить звуки". Правда, трудно представить учителя английского, который просто будет выполнять работу логопеда, ни разу не поинтересовавшись "What is your name?" или "How old are you?"
Лидия Щербакова утверждает: факты нарушений при вступлении в первый класс министерству известные. "В этом году от родителей поступило особенно много жалоб, где отмечено, как именно та или другая школа проводила проверку знаний будущих первоклассников, - говорит представительница Минобразования. - Это недопустимые вещи. В таких случаях мы обращаемся к местным управлениям образования и науки, просим разобраться в ситуации в пределах их компетентности. А родителям хочу посоветовать: если вас тревожит какой-то вопрос - не нужно сразу звонить по телефону в министерство. Сначала обратитесь к руководителю школы, к районному (городскому) управлению образования. Там работают компетентные специалисты, которые хорошо владеют ситуацией на месте и могут оперативно ее решить. И только в том случае, если их ответ вас не удовлетворит, - обращайтесь в министерство".
"Кстати, что у вас в бумажнике?"
Почему же школы откровенно нарушают требования министерства? Причин, по мнению Лидии Щербаковой, несколько. В первую очередь учителя начальных классов недостаточно ознакомлены с Программой развития ребенка "Я в мире", за которой работают дошкольные учебные заведения, потому и устраивают вступительные экзамены по хорошо известной им программе начальной школы. Кроме того, в настоящее время школы недостаточно обеспечены специалистами - психологами, логопедами. А именно они диагностируют психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к учебе.
Родители же называют другие причины. По их мнению, вступительное тестирование - одно из средств отбора не только умных детей (а это - будущие победы на олимпиадах, позитивные показатели успеваемости учебы, и, соответственно, высокий рейтинг, на рынке образовательных услуг), но и платежеспособных родителей. Чего скрывать - материальная помощь школе, которая страдает от недостаточного бюджетного финансирования, никогда не помешает. Возможно, потому, принимая документы ребенка, некоторые школы просят родителей заполнить анкету, где, кроме адреса и телефона, вынуждают отвечать на вопрос о месте работы и возможности помощи школе. Киевлянка Ольга, мама будущего первоклассника, вспоминает, как узнавала о результатах собеседования у администратора столичной гимназии: "Мне намекнули, что должен осознавать - ребенок будет учиться в гимназии (хотя и государственной), а это требует финансовых расходов на учебники, парты, ремонт и тому подобное. Согласна ли я на это? Было очень неприятно. Я отказалась. Хотя при других условиях сама бы с удовольствием предложила помощь заведения, где учится сын".
"Конечно, школы не имеют право интересоваться у родителей местом их работы и спрашивать, чем они могут помочь школе, - убеждена госпожа Щербакова. - Ведомости о месте работы нужные будут лишь при заполнении школьной деловой документации после зачисления ребенка в первый класс. Да, без помощи родителей школе трудно, ведь государственных средств недостает. Но помощь должна организовываться лишь через добровольный родительский фонд".
Что должны знать родители будущих первоклассников?
Конечно, знать все приказы и инструкции относительно вступления детей в первый класс родители не могут. Но некоторые важные моменты следует учесть, чтобы правильно ориентироваться в ситуации и, при необходимости, защитить интересы своего ребенка.
1. При вступлении в школу следует предоставлять лишь три документа: копию свидетельства о рождении, медицинскую справку установленного образца, заявлении.
2. Отсутствие прививок не может стать причиной отказа в зачислении в первый класс, если в выводе медиков отмечено, что ребенок может посещать школу.
3. Средняя общеобразовательная школа (не специализированная) не имеет право отказаться зачислить ребенка, если будущий школьник проживает в микрорайоне школы. Аргументы наподобие "У нас уже нет мест" не является оправданием. Школы предварительно знают ориентировочное количество первоклассников в своем микрорайоне. Перепись детей организует районная государственная администрация.
4. Согласно статье 9 Закона об общем среднем образовании, гимназия - общеобразовательное учебное заведение II-III степеней (5-12 классы) с углубленным изучением отдельных предметов. Лицей - общеобразовательное учебное заведение III степени (9-12 классы) с профильной учебой и допрофессиональной подготовкой. Колледж - общеобразовательное учебное заведение III степени филологическо-философского или культурно эстетичного профилей. Следовательно, учеба в гимназии начинается с 5-го класса, в лицее и колледже - с 9-го класса. Но в Положении об общеобразовательном учебном заведении отмечено, что при каждом лицее или гимназии могут быть открыты начальные классы, как обычные, так и специализированные. И только к специализированным разрешен конкурсный отбор учеников (но без проверки знаний).
5. За Законом об общем среднем образовании в классе не может учиться более чем 30 учеников.
Ознакомиться с основными принципами приема в первый класс можно в приказе Министерства образования и науки Украины от 07.04.2005 № 204 "О приеме детей до 1 класса общеобразовательных учебных заведений" и Инструкции о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназию, лицей, колледж, специализированные школы (школы-интернаты), утвержденной приказом Министерства образования и науки Украины от 19.06.2003 № 389.
_______________________________________________
Да, конечно хорошо иметь интересную высокооплачиваемую работу... Ну как говорят: "Под лежащий камень вода не течет". Точно знаю, что финансовые специалисты, посетив сайт finstaff.com.ua и просмотрев вакансии в банке точно смогут найти работу по душе. 

Родители - первые учителя детей

Родители - первые учителя детей
Для того, чтобы учеба была интересной, захватывающей и успешной, учителя начальной школы используют нестандартные задания почти на каждом уроке. Именно они побуждают детей рассуждать, искать и находить правильные решения и при этом не уставать
Родители также должны удовлетворять любознательность детей, помогая им приобрести навыки учебной деятельности. Всем известно, что в первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю другую жизнь. Родители должны помнить: все, чему они научили своего ребенка до школы, является солидным фундаментом для учебы в ней.
Вот несколько советов родителям будущих первоклассников.
Как развить язык ребенка?
Чем больше родители общаются с ребенком, тем богаче и насыщенным будет его словарь, тем более он добывает навыков общения, не комплексует с детьми, свободно с ними общается.
Разучивайте с детьми стихотворения, скороговорки, пословицы, песни, загадки, учите их пересказывать, составлять истории, играйте с детьми в такие игры, которые развивают их язык, память и внимание (кроссворды, ребусы, игры, «Найди отличие», «Названия одним словом», «Продли цепочку», игра теле самый «Умный» и тому подобное).
Не говорите сами плохие слова; пытайтесь, чтобы ваш ребенок смотрел и слушал песни, телешоу, фильмы, которые отвечают хорошему воспитанию, манерам.
Как развивать мышление у детей?
Когда сами что-то делаете дома, привлекайте и ребенка. Готовите еду, шьете - вяжете, присматриваете за растениями или работаете на даче - и он рядом, помогает, общается с вами.
Для развития мышления детей можно использовать естественные материалы, мозаику, головоломки, строительный материал и тому подобное. Выезжайте за город на природу, на базу отдыха, в село к бабушке, ходите на экскурсии в музей, зоопарк, цирк, дендрарий, водите к себе на работу. Эти поездки и походы будут не только интересные детям, но и полезные, познавательные.
Нужно ли помогать ребенку учиться? Необходимо!
Заниматься нужно ежедневно, желательно в то же время.
Важно:
поддерживать интересы ребенка;
интересоваться занятостью ребенка на протяжении дня;
поощрять ребенка;
помогать в тяжелых моментах учебного предмета, ситуациях;
развивать знание и умение;
читать ежедневно, обсуждать прочитанное, увиденное;
играя, решать задачи и задания;
учить отличать зло и добро;
помочь ребенку жить по определенному режиму;
научить исполнять свои обязанности на совесть, а не как попало.
Памятка родителям от ребенка
1. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас как прислугу.
2. Не требуйте от меня немедленных объяснений. Я иногда и сам не знаю, почему веду себя так, а не иначе.
3. Не поддавайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуганный, я легко превращаюсь в лгуна.
4. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас обеспокоенность. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
5. Не давайте обещаний, которых вы не сможете выполнить, - это покачнет мою веру у вас.
6. Не цепляйтесь ко мне и не рычите на меня, а то я буду защищаться, притворяться глухим.
7. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
8. Не забывайте: я люблю экспериментировать, не ругайте, если разобрал новую машину (игрушку), помогите мне ее собрать.
9. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей, поговорите со мной позже, в одиночестве.
10. Не пытайтесь от меня отгородиться, когда я поставил откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану ставить их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
11. Я чувствую, когда вам трудно и сложно. Не прячьтесь от меня. Доверяйте мне - и я буду доверять вам.
12. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важно, как мы его проводим.
13. Не пугайте меня ремнем, палкой.... Это приучит меня до того, что учитывать нужно только силу.
Автор: Т. Ершова
__________________________________________________
Экология - что может быть важнее для человечества, чем защита окружающей среды. Ведь это наше здоровье и наше будущее. Жаль, что сейчас профессия эколога не относиться к престижным. Для наших будущих экологов хочу порекомендовать интересный экологический ресурс EcoKub. Там можно найти книги, СНиПы, ГОСТы, скачать СанПиН 2.1.7.1322-03 , кодексы, законы, постановления, приказы, методики, рекомендации и рефераты. Все в одном месте, очень удобно.