Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение и анализ.
Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского « Тайное становится явным», используя приёмы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.
____________________________________
Что может дать вашему ребенку обучение английскому языку на курсах - уверенное знание языка, свободное общение, возможность сдать на высокий балл тестирование по окончанию школы при поступлении в университет... Как не крути, но школьных знаний для достижения этих целей порой у сожалению не хватает...
____________________________________
____________________________________
Что может дать вашему ребенку обучение английскому языку на курсах - уверенное знание языка, свободное общение, возможность сдать на высокий балл тестирование по окончанию школы при поступлении в университет... Как не крути, но школьных знаний для достижения этих целей порой у сожалению не хватает...
____________________________________
Задачи урока:
1. Познавательные УУД:
- развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- развивать умения определять главную мысль произведения, его идею;
- развивать творческое мышление.
2. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
3. Регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);
-формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
4. Личностные УУД:
- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции (« А как бы я поступил в данной ситуации»).
УМК: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева « Литературное чтение, 3 класс, 2 часть»
(изд-во «Баласс», 2010 год)
(изд-во «Баласс», 2010 год)
Ход урока.
I. Организационный момент. Нетрадиционное начало урока.
(3 мин)
_ Что, вы, узнали о творчестве В.Ю.Драгунского (дети дома самостоятельно работали над творчеством В.Ю. Драгунского)
II. Изучение нового материала (23 мин)
1. Вызов
Цель- развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.
- Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.
Слайд 1.
-Я бы хотела наш урок начать с высказывания испанского писателя Мигеля Сервантеса, который сказал: « Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
-Как вы понимаете эти слова? ( О правде всегда узнают, надо всегда говорить только правду).
- Как вы думаете, почему с именно этого высказывания мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, которое научит нас честности).
-Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Тайное становится явным», а написал его В. Драгунский.
- Как понимаете название произведения?
-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?
- А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? Попробуйте.
На интерактивной доске:
Мама, Дениска, целая тарелка манной каши, прогулка в Кремль, наедине с кашей, милиционер, пострадавший, каша на шляпе, запомнил на всю жизнь.
- Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.
2.Осмысление (чтение с остановками)
Цель- достижение понимания текста на уровне содержания.
1). Чтение и анализ первой части (до слов: «Видеть не могу манную кашу!»). (читает хорошо читающий человек).
-Что узнаём о Дениске? (задумывался над непонятным, имел хорошие привычки)
-Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?
2). Чтение и анализ второй части (до слов: «Ты должен съесть всё до конца» (читает хорошо читающий человек).
-Зачем мама заставляла сына есть кашу? (заботилась о сыне)
-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей)
3). Чтение и анализ третьей части (до слов: «Идём на прогулку в Кремль» (читает хорошо читающий человек).
-Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады, безысходности).
- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?
- Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? (гордости, радость).
-Как надо прочитать её слова? Найдите эти слова и прочитайте. (Выборочное чтение).
-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей).
4). Чтение и анализ четвёртой части (до слов: «Горячая между прочим, сквозь шляпу и то жжёт» (читает хорошо читающий человек).
-Подберите синонимы к слову клеветать (обманывать, наговаривать, придумывать).
-Какого человека называют интеллигентным? (культурного, образованного, воспитанного)
- Автор пишет «язвительно рассмеялся милиционер».
-Как это язвительно? (злобно-насмешливо)
- Как изменилось настроение у Дениски?
-Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?
-Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте.
-Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? (сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).
5). Чтение и анализ пятой части (до конца текста).
- Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Дениска).
-Почему мама не наказала Дениску?
-Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок?
- Оказались ли ваши предположения, о чём будет рассказ, верны?
3. Рефлексия
1). Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок. (класс разделён на 5 групп)
Слайд 2.
План:
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть всё до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине».
-Что увидели? (цитатный план)
-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)
-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)
-Поработайте в группах.
-Проверим по интерактивной доске.
Слайд 3.
2) составление синквейна (по группам)
Дениска Дениска
Весёлый, озорной внимательный, глупый
Мучился, выливал, осознал ел, думал, запомнил
Тайное всегда становится явным Запомнил на всю жизнь!
Думай, Денис Думай!
Мама
Добрая, любящая
Готовила, обещала, рассердилась
Ты запомнил это на всю жизнь!
Да, мама.
-Проверка, Дети зачитывают свои творческие работы.
IV. Подведение итогов урока.
-Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?
VI. Домашнее задание.
-Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам?
(подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн).
Пословицы:
1. Игра не доводит до добра.
2. Кашу свари, да ещё и в рот положи.
3. Кроткое слово гнев побеждает.
4. Сначала думай, а потом делай.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Автор: учитель Григорьева Татьяна Александровна МБОУ «НОШ № 5»