17.09.11 |

Мальчики и девочки: расхождения интересов, поведения, характера мышления (продолжения)


Мальчики и девочки: расхождения интересов, поведения, характера мышления (продолжения)
Расхождение в направленности интересов
Девочки склонные к попечительной деятельности - присматривать, нянчить, обнаруживать беспокойство. И вообще, взаимоотношения людей в сфере интересов женщины занимают больше места, чем в сфере интересов мужчины. Старшие сестры чаще поправляют своих младших братьев, когда последние начинают говорить, чем старшие братья своих младших сестер. Девочки склонные поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или одногодков. Подобное не замечается в отношении старших братьев к своим сестрам или мальчикам к девочкам вообще.
Тяга женского пола ко всему живому имеет интуитивный характер и проявляется в любой момент жизни. Тяга к живому у мужского пола имеет характер осознанного интереса, если, конечно, такой интерес появляется. Именно с этим связано и то расхождение, что девочки и женщины больше склонные к сохранению целостности вещи и только модификации ее внешнего вида: украшения, оформления, а также согласования, между предметами. Они не склонны к разложению целого на части и не имеют соответствующие познавательные интересы. И если игрушки девочки находятся в неудовлетворительном состоянии, то это скорее следствие ее неаккуратности. Жалкое же состояние игрушек мальчика еще несет на себе признаки проявления его познавательных интересов: сначала разобрать на части, а затем бросить.
Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее приложении лишь через незнание. Мальчики же могут приспосабливать игрушку к разным целям, часто не по назначению, осознанно находя для нее неожиданные приложения. Их больше интересует склад игрушки, чем ее назначения. Отсюда вся и многочисленная разобранная или разломанная техника в их «хозяйстве». Да и хозяйством это назвать намного тяжелее, чем игрушки и вещи девочки. Характерно, что именно знакомство мальчика с игрушкой часто начинается с того, что он лезет внутрь, - посмотреть, как она устроена, так и не испытав ее по делу.
В конструктивных играх мальчики обнаруживают больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с разными украшениями. Таким образом, символично охватываемое проектами пространство (объемы) существенно больше у мальчиков. У взрослых - то же расхождение.
Например, трудно представить себе ситуацию, когда бы женщина-художник взялась создавать что-то вроде панорамы Бородинского боя или обороны Севастополя - это чужое для женской психологии. Хотя на поле боя, оказывая помощь раненым, женщины проявляли самоотверженность, мужество, героизм.
Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола - жизнеутверждающий, упорядкувальний, декоративный. И не случайно, что при покупке автомобиля человек, как правило, выбирает марку (мощность мотора, ходовые качества), а женщина - характер окрашивания и оформления салона.
Преимущество мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или других объектов, транспортные маршруты. Даже взрослые женщины нередко не находят слова для того, чтоб объяснить, как проехать в какое-либо хорошо известное им место. И охотно обращаются  в подобных случаях за помощью мужчины. Сами же они описывают не схему расположения объектов и характер маршрута (план, вид «сверху»), а последовательность действий, давая объяснение типа: сначала повернете налево, потом два раза направо, потом увидите магазин и так далее... И не случайно именно женщины чаще, чем мужчины, путают правую и левую стороны.
Вообще, способность четко различать правое и левое полностью должно сформироваться не позже десяти лет. Если это не состоялось, на вопрос, где у нее левая (права) рука, человек может ответить правильно, лишь немного подумав, - нет автоматизма. Но в жизни для таких размышлений не всегда есть время.
юТо, что женщины хуже мужчин различают правое и левое, в том числе и на себе, является забавным контрастом с тем фактом, что вообще свое тело они знают лучше, относятся к нему с большим вниманием, более критические к своей внешности. По-видимому, себя женщины воспринимают в связи преимущественно со своими переживаниями, тогда как мужчины - в сопоставлении с внешними объектами. И когда мужчина говорит: «Идите направо», дополнительные уточнения обычно не нужны. Если же это говорит женщина, полезно бывает уточнить, что при этом имеется в виду. Иначе может быть и так, что вас направят в противоположном к необходимому направлении.
Это хорошо проявляется в расхождении зрительного восприятия, эмоциональных реакций, характера мышления мужского и женского пола.  Виденье женщиной окружающего подобно его рассматриванию через длиннофокусный объектив: каждый объект, который попадает в поле зрения, видно крупно, детально, ярко. Но больше одного объекта при этом в поле зрения не попадает. Чтоб увидеть другой объект, нужно сместить взгляд. И тогда новый объект тоже будет видно крупно, ярко, детально. Но зато прежнего уже видно не будет. Другое дело широкоугольный объектив, которому отвечает мужское виденье мира. Одновременно множество объектов, но они не такие большие и не такие яркие, как у женщины. Общий вид и план расположения объектов у мужчин преобладает над деталями и впечатлением от каждого из них.
В девочек уже с первых месяцев жизни наблюдается высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев ранее мальчиков, что немало, поскольку это приходится на возраст полтора-два года.
Расхождение в поведении
С психологическими расхождениями, которые проявляются с раннего возраста, связанны и лучшие реакции взрослых мужчин и женщин на достоинства другого пола. Не зря сказано: «Мужчина любит глазами, а женщина - ушами». Важнейшим параметром полового подбора для мужчины являются внешние качества женщины: лицо и фигура. Для женщины же не менее важны умственные способности мужчины и то, что и как он говорит, рядом с его активностью. Напомним частушку: «Хорошо того любить, кто умеет говорить». То, что говорит женщина, интересует мужчину меньше - в сравнении с внешними достоинствами. Понятно, кроме случаев такой глупости и такой пустой болтовни, перед которыми могут потускнеть и явные достоинства внешности.
Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женщин такую особенность поведения, как сплетничество. Сплетня - это обсуждение поведения и взаимоотношений кого-нибудь и выдвигание своих версий на этот счет.
Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество - черта преимущественно женского пола. Мальчиков-подростков в роли сплетников представить тяжелее, хотя среди взрослых мужчин и бывают выдающиеся «специалисты» этого дела. Но статистически - явно реже, чем среди женщин. Решающее значение, очевидно, имеет тот факт, что мужчин больше интересуют отдаленные предметы и явления. Едой же сплетен является в основном повседневная жизнь и бытовые дела - а именно здесь и лежит значительная частица интересов женского пола.
Хорошо спланированная и с определенным (в том числе и политическим) намерением сплетня - это уже интрига. Здесь чаще «отличаются» мужчины. Смысл интриги - путем использования какой-либо информации личностного плана изменить размещение сил, характер взаимоотношений значимых действующих лиц. Например, нарочито способствовать тому, чтобы испортить отношения между А и В - в интересах С. Понятно, что сплетников больше среди женщин, интриганов, - среди мужчин. Если же подойти к этому вопросу с точки зрения профессии, то сплетня ближе специальности «репортер светской хроники», тогда как интрига - специальности «политик».
Женщины лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят себе место при разных изменениях, легче «вписываются» в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Вместе с тем мужчина - представитель общества в семье. И он же - представитель семьи во внешнем мире. Еще в прошлом веке было сказано: «Не подлежит сомнению, что носителем общественного мнения является мужчина, а носительницей общественного чувства - женщина».
Как отмечал один немецкий ученый, «Хорошо воспитанных девочек мы встречаем намного чаще, чем хорошо воспитанных мальчиков. Образцовость является специфически женской добродетелью». Вместе с тем «образцовость» девочек, что настолько часто радует неопытного педагога и настолько мила сердцу любителей тишины в детском коллективе, может ввести в заблуждение. Стоит отталкиваться от того, что в целом моральный уровень мальчиков и девочек одинаковый. И нет никаких оснований в этом плане ставить один пол выше другого, невзирая на то, что сами моральные понятия формируются немного раньше у девочек. Если вам кажется, что девочки у вас красивые, а мальчики озорные, непослушные и так далее - не обольщайтесь: значит, вы просто не замечаете что-то существенное.
Типичный пример расхождений в поведении. На перемене девочки тихо стоят в стороне и дают оценку тому, кто идет мимо них. Вот прошла учительница, и девочки потихоньку хихикают вслед, обсуждая детали ее одежды, прическу, манеру держаться. Ни о чем подобном не думая, спасаясь от преследования приятеля, по коридору мчится мальчик. И наотмашь налетает на учительницу. Естественно, он сразу же получает замечание или наказание. Причем «тихое» поведение девочек сразу ставиться ему в пример.
А теперь, зная ситуацию в целом, поставьте себя на место учительницы и скажите: кто ведет себя «лучше» - мальчик или девочки? И какому поведению вы отдаете преимущество? Вам нравится, чтобы кто-то обсуждал и оценивал каждый ваш шаг и каждую деталь вашего поведения и внешности? Мальчикам же вполне достаточно общей оценки учительницы: «злая» она или «добрая». И больше они к этому вопросу не возвращаются.
Расхождение между мальчиками и девочками отличаются и в том, что девочки склонные чаще апеллировать к старшему. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Это может ввести в заблуждение неопытного педагога или родителей, потому что сторона, которая жалуется, поневоле воспринимается как сторона потерпевшая. Хотя часто это далеко не так. Временами неопытный учитель правым считает того, кто пожаловался первым. В таких случаях начинает расцветать ябедничество.
Женский пол вообще больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях. Но к правоте или неправоте это не имеет никакого отношения.
Девочки более исполнительные. Часто их достаточно убедить, что «так нужно». Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. В учебных заведениях, где общественная работа проводится творчески, соотношение, в котором принимают участие мальчики и девочки, приблизительно равное. Но чем она более формальная, тем значительнее численное преимущество девочек на «руководящих» должностях. И тем пассивнее мальчики.
Круг интересов мальчиков шире, чем девочек. В соответствии с этим в их словарном запасе больше слов, которые определяют отдаленные предметы и общие понятия. В языке мальчиков преобладают слова, которые передают действия (глаголы, возгласы), тогда как девочки склонные к предметно оценочному языку (имена, существительные и прилагательные, возражения и утверждения).
Заметные расхождения в учебных интересах.
Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Наименее любимые у них родной и иностранный языки. Девочки чаще отдают преимущество гуманитарным предметам - истории, литературе. Среди нелюбимых предметов во многих из них физика, биология, математика. Мальчики значительно больше, чем девочки, читают книг о истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихотворений.
В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованные. За пределами дома, в необычной обстановке девочки быстрее теряются, сложнее находят себе занятие. Отправляясь куда-то, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимают ее положительно, в отличие от настороженного отношения девочек.
Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию:  не знают, из чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой и так далее.... И в целом беспомощные - в сравнении с девочками  - в обычных делах. Во многом это связано с отсутствием постоянных поручений дома. Но главное все-таки в том, что мальчиков ко всему этому приучить сложнее.
Девочки более самолюбивые и уязвимые, более чувствительные к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности и они более чувствительны к оценке ее другими людьми. В связи с этим у них чаще наблюдаются ошибочные идеи о своем физическом несовершенстве.
Еще одна особенность женской психологии: способность отождествлять себя с успехом любимого человека, чувствовать удовольствие, вроде бы это твой личный успех. У мужчин подобного личностного отождествления, как правило, не наблюдается.
При прочих равных условиях женщина чаще склонна уступать мужчине пальму первенства. И может создаться впечатление, что у мужчины для этого реальные основания. Поэтому полезно различать ситуацию, когда женщина должна решить какой-либо вопрос в присутствии мужчины или в надежде на его содействие и когда она вынуждена действовать самостоятельно. Нередко результаты действия мужчины и женщины в обеих ситуациях будут одинаковыми, но поведение женщин в обоих случаях - разное.
Расхождение в характере мышления
Еще одна особенность женской психики связана с расхождениями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого (интуитивного) в психике. Существует такая мысль: «У женщины много чего происходит в мышлении подсознательно, и как бы в готовом виде выходит на поверхность вывод». Это так. И причина в том, что у мужчины больше умственных процессов происходит непосредственно в сфере сознания. И потому он более четко прослеживает сам ход мысли, а его мышление более логическое и критическое. Но это не значит, что данный путь всегда лучший. Иногда - наоборот.
Что такое женская интуиция? Это способность «увидеть» то, что не удается мужскому уму. Дело в том, что при подсознательном мышлении более полно используются ресурсы психики, и вывод может быть более обоснованным. Почему? Потому что в сфере сознания содержится меньше психологической информации, чем ее общее количество в психике. И потому суровый логический контроль течения мысли может препятствовать более полному использованию информационных возможностей внутреннего мира.
Таким образом, мужской и женский пол психологически во многом разные, но в целом равнозначные и равноценные, по-разному дополняя друг друга в той или другой жизненной ситуации. И несомненно, что расхождения мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная из самого раннего возраста.
_____________________________________
Воспитание детей - это сложный, полный неожиданностей процесс и для того, чтобы воспитание принесло ожидаемые результаты нужно конечно прислушиваться к советам профессионалов, читать соответствующую литературу. Найти необходимые ресурсы сайты про раннее развитие вам поможет каталог сайта Кормим грудью -воспитание, обучение. Удачи вам и благополучия!

Мальчики и девочки: психологические расхождения

мальчик девочка ребенок
Мальчики и девочки: психологические расхождения
Религиозная традиция четко определяет момент, от которого человек имеет право обнаружить свои сексуальные возможности: венчание и последующая супружеская жизнь. Считается, что ребенок «чист душой». И только постепенно «грех» - в том числе и в форме мыслей о другом поле - входит в него.
И именно понятие «невинность» - отсюда. Это, а также слабое развитие физиологии и психологии, послужило основой представлений о «сексуальной нейтральности» детства.
Психологические расхождения и половая принадлежность
Хотя термин «невинность» этический, а термин «сексуальная нейтральность» - научный, было принято считать, что «сексуальная нейтральность» - хорошо, а проявление сексуального развития ребенка - плохо. Вот, например, что писал в 1964 году один из известных отечественных педагогов: «Мы решительно отрицаем, что детская сексуальность возникает в раннем детстве». Понятно, насколько неожиданными и скандальными воспринимали в то время взгляды основоположника учения о сексуальности (и детской - в частности) австрийского психиатра З. Фрейда (1856-1939), выраженные более чем за полвека до процитированной выше мысли.
Два важных и для нас бесспорных положение Фрейда. Первое: ребенок не является сексуально нейтральным существом. Проявления ее сексуального развития можно наблюдать в любом возрасте. И это - нормально. Даже маленький ребенок имеет свой «сексуальный опыт» - естественно, специфический, не такой, как у взрослых. Например, впечатление детства - взаимоотношения с матерью, отцом, наблюдение за их отношениями - играют важную роль в самостоятельной взрослой жизни человека, в том числе в сфере межполовых отношений.
Иногда эти впечатления травмируют психику. Человек психически защищается от них: происходит «вытеснение» этих воспоминаний из сферы сознания. Но и в неосознанном виде они могут отражаться на психическом самочувствии взрослого человека и его взаимоотношениях с окружающими, способствуя возникновению неврозов и «комплексов», которые подчиняют себе его поведение и образ жизни.
Поскольку эти неосознанные, но стойко присутствующие в психике впечатления могут обнаруживать себя в характере мышления, ассоциациях, реакциях, на разные слова, их можно обнаружить. Характерно, что именно их выявление - то есть перевод в осознаваемую форму - имеет лечебное значение. Почему? Потому, что только после их осознания человек получает возможность их переоценить, то есть изменить их значимость. Например, в виде такого мнения защитного характера: «это было давно», «теперь уже это не имеет никакого значения» и так далее. В полном соответствии со старой латинской поговоркой: «Измени свое отношение к вещам, что тебя волнуют, и ты будешь от них защищенный».
Предложенный Фрейдом метод психоанализа именно в этом и заключается. Человеку, который страдает неврозом, дают возможность разговаривать с врачом-психоаналитиком на свободную тему - о чем хочешь. И выясняется, что каждый избирает для такого разговора какую-то свою тему. И говорит о том, что его волнует больше всего, даже не осознавая этого. Врач же должен сделать объективный вывод о том, что именно обременяет психику пациента.
Учение Фрейда не могло не привлечь широкого внимания. Во-первых, проблема отношений с другой статью касается каждого, и именно жизнь протекает в формах, связанных с половой принадлежностью. Сын и дочь. Отец и иметь. Дедушка и бабушка. Роли разные, но все они зависят именно от половой принадлежности. Но до Фрейда о сексуальности говорили только психиатры и криминалисты. И говорили, естественно, о патологии, отклонение от нормы. Да, тема сексуальности приобрела какой-то криминальный или патологический оттенок. А Фрейд заговорил о сексуальности как нормальном качестве нормального человека, но временами обремененном некоторыми связанными с проявлениями сексуальности жизненными проблемами.
Во-вторых, представления Фрейда о сексуальном развитии ребенка были восприняты как скандальные потому, что идея развития еще не была надлежащим образом освоена общественным сознанием. Поэтому в представление о «сексуальности» ребенка вкладывали такое же содержание, как и у взрослых. А само это качество расценивалось как что-то, что не имеет степени, градации, фазы. В связи с этим уместно напомнить, что в произведениях изобразительного искусства древних ребенок изображался так же, как и взрослый, только меньших размеров: вековые расхождения в пропорциях тела, как правило, не учитывались. Соответственно, и во многом другом детей тоже считали как бы маленькой копией взрослого. И только освоение идеи развития, в ее дополнении к человеку, позволило начать сравнение и анализ вековых особенностей человека на разных этапах ее жизненного пути.
Каждый, однако, способный сделать вывод: если впечатления детства могут отражаться на взрослой жизни (а разве это можно отрицать?), значит, эти впечатления небезразличны человеку в течении всей его жизни. А следовательно, даже ребенок не относиться к ним «нейтрально». В том числе и в сфере межполовых отношений.
Напомним, что уже в момент зачатия ребенок получает главное для того, чтоб стать мужчиной или женщиной - набор половых хромосом. Последующее зависит от условий развития и воспитания. Сравним это с фотоснимком: его содержание полностью определяется в момент, когда срабатывает затвор фотоаппарата. И ничего другого на снимке появиться уже не может - его можно лишь нормально проявить или испортить.
Но стать реальным снимком он может лишь после того, как будет проявлена пленка. Вопрос: когда возник снимок? В момент срабатывания затвора или в момент проявки пленки? Правильная формула такова: сначала закладывается природа явления (делается снимок), а затем формируется его образ (проявляется пленка).
Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития. И было бы бессмысленно допускать, что к какому-то моменту половая принадлежность «не имеет права» себя обнаруживать - естественно, в специфической для каждого возраста форме и степени.
Следовательно, психологические расхождения мальчиков и девочек. Во-первых, это расхождение в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Расхождение в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы дозревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство. Иначе говоря, люди мужского и женского пола существуют в обществе как граждане и как потенциальные сексуальные партнеры, которые впоследствии создают семью и рожают детей.
Расхождение между мальчиками и девочками можно обнаружить еще до рождению: мальчики обычно сильнее толкают мать (при шевелении плода). Физически (в среднем) мальчики сильнее. Они громче и упорнее кричат, когда голодные. Они рождаются с большим весом (на 200-300 г больше), раньше начинают держать голову в вертикальном положении и на животе - иногда способны на это в первые же дни после рождения.
Уже в раннем возрасте проявляются расхождение: воспитание девочки и уход за ней обычно связаны из множеством мелких забот и обеспокоенности, чего, как правило, при воспитании мальчика и уходе за ним нет. Но зато в течение более длительного времени девочки находятся «при матери» - рядом, неподалеку и так далее... Мальчики же по мере взросления склонны отдаляться на более значительные расстояния, что порождает обеспокоенность родителей.
С возрастом расхождения между мальчиками и девочками становятся все более выразительными. Эти расхождения проявляются задолго до полового дозревания и не определяются характером воспитания: от него зависит лишь манера их проявления.
Принято считать, что ребенок неосознанно подражает поведению родителей своего пола: мальчик - отца, девочка - матери. При этом, выбирая те же занятия или принимая участие в общей игре, они ведут себя по-разному. Например, помогая отцу что-либо мастерить, мальчик стремится повторить его действия, работая с инструментом. Девочка же полностью может удовлетворяться лишь участием в общем деле самим фактом помощи и вспомогательной ролью.
Расхождение в восприятии пространства и времени
Женский пол хуже чувствует ход времени - очевидно, сказывается высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Будучи объективно самым сильным фактором бытия, время субъективно для каждого течет по-разному. И к тому же неодинаково при разных событиях. Иногда часы «пролетают» как минуты, а иногда минуты субъективно растягиваются «до бесконечности». Эмоции способны «поглощать» или подчинять себе внимание, и потому человек перестает воспринимать ход времени.
Что касается пространства, то не случайно мальчики отдают преимущество игрушкам - предметам перемещения, влияния, превращения. К первому относятся машины, самолеты, космические корабли и тому подобное. Ко второму - инструменты и оружие. И к тому же, именно мужской пол склонен разбирать целое на части - и не только в воображении анализ), но и в реальности. Это заметно уже из раннего возраста. Напротив, девочки отдают преимущество игрушкам - имитациям живых существ (куклы, плюшевые мишки и тому подобное) и средств, которые способствуют повседневной жизни (предметы быта, мебель, посуда, но др.). В сознании девочки из раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора игрушек.
Пространство, которое представляет для девочки интерес, сравнительно небольшое. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. Отсюда именно интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и другая техника). Вместе с тем и по этой причине много чего из непосредственного окружения выскальзывает из его внимания, недостаточно отражается в сознании. И часто в домашних делах, в быту мальчики беспомощны, хотя и интересуются полетами в космос, путешествиями и приключениями. Много чего зависит и от воспитания: девочку чаще вовлекают в домашнее хозяйство. Однако это делается не вопреки ее склонностям. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним (хозяйственно-бытовых) делам.
______________________________________________
Сегодня пол дня занимались поиском и покупкой сумки для дочери. Обошли почти весь рынок и остановились на замечательном варианте, молодежном и подходящем под разные стили одежды... В выборе модели очень помог сайт модного on-line журнала Сompromesso: http://www.compromesso.ru/wiki/sumki/sumki-na-dlinnom-remne/sumki-na-dlinnom-remne-zhenskie/ убедились на собственном практическом опыте - сумки на длинном ремне очень удобны и практичны.