Мальчики и девочки: расхождения интересов, поведения, характера мышления (продолжения)
Расхождение в направленности интересов
Девочки склонные к попечительной деятельности - присматривать, нянчить, обнаруживать беспокойство. И вообще, взаимоотношения людей в сфере интересов женщины занимают больше места, чем в сфере интересов мужчины. Старшие сестры чаще поправляют своих младших братьев, когда последние начинают говорить, чем старшие братья своих младших сестер. Девочки склонные поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или одногодков. Подобное не замечается в отношении старших братьев к своим сестрам или мальчикам к девочкам вообще.
Тяга женского пола ко всему живому имеет интуитивный характер и проявляется в любой момент жизни. Тяга к живому у мужского пола имеет характер осознанного интереса, если, конечно, такой интерес появляется. Именно с этим связано и то расхождение, что девочки и женщины больше склонные к сохранению целостности вещи и только модификации ее внешнего вида: украшения, оформления, а также согласования, между предметами. Они не склонны к разложению целого на части и не имеют соответствующие познавательные интересы. И если игрушки девочки находятся в неудовлетворительном состоянии, то это скорее следствие ее неаккуратности. Жалкое же состояние игрушек мальчика еще несет на себе признаки проявления его познавательных интересов: сначала разобрать на части, а затем бросить.
Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее приложении лишь через незнание. Мальчики же могут приспосабливать игрушку к разным целям, часто не по назначению, осознанно находя для нее неожиданные приложения. Их больше интересует склад игрушки, чем ее назначения. Отсюда вся и многочисленная разобранная или разломанная техника в их «хозяйстве». Да и хозяйством это назвать намного тяжелее, чем игрушки и вещи девочки. Характерно, что именно знакомство мальчика с игрушкой часто начинается с того, что он лезет внутрь, - посмотреть, как она устроена, так и не испытав ее по делу.
В конструктивных играх мальчики обнаруживают больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с разными украшениями. Таким образом, символично охватываемое проектами пространство (объемы) существенно больше у мальчиков. У взрослых - то же расхождение.
Например, трудно представить себе ситуацию, когда бы женщина-художник взялась создавать что-то вроде панорамы Бородинского боя или обороны Севастополя - это чужое для женской психологии. Хотя на поле боя, оказывая помощь раненым, женщины проявляли самоотверженность, мужество, героизм.
Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола - жизнеутверждающий, упорядкувальний, декоративный. И не случайно, что при покупке автомобиля человек, как правило, выбирает марку (мощность мотора, ходовые качества), а женщина - характер окрашивания и оформления салона.
Преимущество мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или других объектов, транспортные маршруты. Даже взрослые женщины нередко не находят слова для того, чтоб объяснить, как проехать в какое-либо хорошо известное им место. И охотно обращаются в подобных случаях за помощью мужчины. Сами же они описывают не схему расположения объектов и характер маршрута (план, вид «сверху»), а последовательность действий, давая объяснение типа: сначала повернете налево, потом два раза направо, потом увидите магазин и так далее... И не случайно именно женщины чаще, чем мужчины, путают правую и левую стороны.
Вообще, способность четко различать правое и левое полностью должно сформироваться не позже десяти лет. Если это не состоялось, на вопрос, где у нее левая (права) рука, человек может ответить правильно, лишь немного подумав, - нет автоматизма. Но в жизни для таких размышлений не всегда есть время.
юТо, что женщины хуже мужчин различают правое и левое, в том числе и на себе, является забавным контрастом с тем фактом, что вообще свое тело они знают лучше, относятся к нему с большим вниманием, более критические к своей внешности. По-видимому, себя женщины воспринимают в связи преимущественно со своими переживаниями, тогда как мужчины - в сопоставлении с внешними объектами. И когда мужчина говорит: «Идите направо», дополнительные уточнения обычно не нужны. Если же это говорит женщина, полезно бывает уточнить, что при этом имеется в виду. Иначе может быть и так, что вас направят в противоположном к необходимому направлении.
Это хорошо проявляется в расхождении зрительного восприятия, эмоциональных реакций, характера мышления мужского и женского пола. Виденье женщиной окружающего подобно его рассматриванию через длиннофокусный объектив: каждый объект, который попадает в поле зрения, видно крупно, детально, ярко. Но больше одного объекта при этом в поле зрения не попадает. Чтоб увидеть другой объект, нужно сместить взгляд. И тогда новый объект тоже будет видно крупно, ярко, детально. Но зато прежнего уже видно не будет. Другое дело широкоугольный объектив, которому отвечает мужское виденье мира. Одновременно множество объектов, но они не такие большие и не такие яркие, как у женщины. Общий вид и план расположения объектов у мужчин преобладает над деталями и впечатлением от каждого из них.
В девочек уже с первых месяцев жизни наблюдается высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев ранее мальчиков, что немало, поскольку это приходится на возраст полтора-два года.
Расхождение в поведении
С психологическими расхождениями, которые проявляются с раннего возраста, связанны и лучшие реакции взрослых мужчин и женщин на достоинства другого пола. Не зря сказано: «Мужчина любит глазами, а женщина - ушами». Важнейшим параметром полового подбора для мужчины являются внешние качества женщины: лицо и фигура. Для женщины же не менее важны умственные способности мужчины и то, что и как он говорит, рядом с его активностью. Напомним частушку: «Хорошо того любить, кто умеет говорить». То, что говорит женщина, интересует мужчину меньше - в сравнении с внешними достоинствами. Понятно, кроме случаев такой глупости и такой пустой болтовни, перед которыми могут потускнеть и явные достоинства внешности.
Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женщин такую особенность поведения, как сплетничество. Сплетня - это обсуждение поведения и взаимоотношений кого-нибудь и выдвигание своих версий на этот счет.
Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество - черта преимущественно женского пола. Мальчиков-подростков в роли сплетников представить тяжелее, хотя среди взрослых мужчин и бывают выдающиеся «специалисты» этого дела. Но статистически - явно реже, чем среди женщин. Решающее значение, очевидно, имеет тот факт, что мужчин больше интересуют отдаленные предметы и явления. Едой же сплетен является в основном повседневная жизнь и бытовые дела - а именно здесь и лежит значительная частица интересов женского пола.
Хорошо спланированная и с определенным (в том числе и политическим) намерением сплетня - это уже интрига. Здесь чаще «отличаются» мужчины. Смысл интриги - путем использования какой-либо информации личностного плана изменить размещение сил, характер взаимоотношений значимых действующих лиц. Например, нарочито способствовать тому, чтобы испортить отношения между А и В - в интересах С. Понятно, что сплетников больше среди женщин, интриганов, - среди мужчин. Если же подойти к этому вопросу с точки зрения профессии, то сплетня ближе специальности «репортер светской хроники», тогда как интрига - специальности «политик».
Женщины лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят себе место при разных изменениях, легче «вписываются» в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Вместе с тем мужчина - представитель общества в семье. И он же - представитель семьи во внешнем мире. Еще в прошлом веке было сказано: «Не подлежит сомнению, что носителем общественного мнения является мужчина, а носительницей общественного чувства - женщина».
Как отмечал один немецкий ученый, «Хорошо воспитанных девочек мы встречаем намного чаще, чем хорошо воспитанных мальчиков. Образцовость является специфически женской добродетелью». Вместе с тем «образцовость» девочек, что настолько часто радует неопытного педагога и настолько мила сердцу любителей тишины в детском коллективе, может ввести в заблуждение. Стоит отталкиваться от того, что в целом моральный уровень мальчиков и девочек одинаковый. И нет никаких оснований в этом плане ставить один пол выше другого, невзирая на то, что сами моральные понятия формируются немного раньше у девочек. Если вам кажется, что девочки у вас красивые, а мальчики озорные, непослушные и так далее - не обольщайтесь: значит, вы просто не замечаете что-то существенное.
Типичный пример расхождений в поведении. На перемене девочки тихо стоят в стороне и дают оценку тому, кто идет мимо них. Вот прошла учительница, и девочки потихоньку хихикают вслед, обсуждая детали ее одежды, прическу, манеру держаться. Ни о чем подобном не думая, спасаясь от преследования приятеля, по коридору мчится мальчик. И наотмашь налетает на учительницу. Естественно, он сразу же получает замечание или наказание. Причем «тихое» поведение девочек сразу ставиться ему в пример.
А теперь, зная ситуацию в целом, поставьте себя на место учительницы и скажите: кто ведет себя «лучше» - мальчик или девочки? И какому поведению вы отдаете преимущество? Вам нравится, чтобы кто-то обсуждал и оценивал каждый ваш шаг и каждую деталь вашего поведения и внешности? Мальчикам же вполне достаточно общей оценки учительницы: «злая» она или «добрая». И больше они к этому вопросу не возвращаются.
Расхождение между мальчиками и девочками отличаются и в том, что девочки склонные чаще апеллировать к старшему. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Это может ввести в заблуждение неопытного педагога или родителей, потому что сторона, которая жалуется, поневоле воспринимается как сторона потерпевшая. Хотя часто это далеко не так. Временами неопытный учитель правым считает того, кто пожаловался первым. В таких случаях начинает расцветать ябедничество.
Женский пол вообще больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях. Но к правоте или неправоте это не имеет никакого отношения.
Девочки более исполнительные. Часто их достаточно убедить, что «так нужно». Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. В учебных заведениях, где общественная работа проводится творчески, соотношение, в котором принимают участие мальчики и девочки, приблизительно равное. Но чем она более формальная, тем значительнее численное преимущество девочек на «руководящих» должностях. И тем пассивнее мальчики.
Круг интересов мальчиков шире, чем девочек. В соответствии с этим в их словарном запасе больше слов, которые определяют отдаленные предметы и общие понятия. В языке мальчиков преобладают слова, которые передают действия (глаголы, возгласы), тогда как девочки склонные к предметно оценочному языку (имена, существительные и прилагательные, возражения и утверждения).
Заметные расхождения в учебных интересах.
Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Наименее любимые у них родной и иностранный языки. Девочки чаще отдают преимущество гуманитарным предметам - истории, литературе. Среди нелюбимых предметов во многих из них физика, биология, математика. Мальчики значительно больше, чем девочки, читают книг о истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихотворений.
В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованные. За пределами дома, в необычной обстановке девочки быстрее теряются, сложнее находят себе занятие. Отправляясь куда-то, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимают ее положительно, в отличие от настороженного отношения девочек.
Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: не знают, из чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой и так далее.... И в целом беспомощные - в сравнении с девочками - в обычных делах. Во многом это связано с отсутствием постоянных поручений дома. Но главное все-таки в том, что мальчиков ко всему этому приучить сложнее.
Девочки более самолюбивые и уязвимые, более чувствительные к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности и они более чувствительны к оценке ее другими людьми. В связи с этим у них чаще наблюдаются ошибочные идеи о своем физическом несовершенстве.
Еще одна особенность женской психологии: способность отождествлять себя с успехом любимого человека, чувствовать удовольствие, вроде бы это твой личный успех. У мужчин подобного личностного отождествления, как правило, не наблюдается.
При прочих равных условиях женщина чаще склонна уступать мужчине пальму первенства. И может создаться впечатление, что у мужчины для этого реальные основания. Поэтому полезно различать ситуацию, когда женщина должна решить какой-либо вопрос в присутствии мужчины или в надежде на его содействие и когда она вынуждена действовать самостоятельно. Нередко результаты действия мужчины и женщины в обеих ситуациях будут одинаковыми, но поведение женщин в обоих случаях - разное.
Расхождение в характере мышления
Еще одна особенность женской психики связана с расхождениями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого (интуитивного) в психике. Существует такая мысль: «У женщины много чего происходит в мышлении подсознательно, и как бы в готовом виде выходит на поверхность вывод». Это так. И причина в том, что у мужчины больше умственных процессов происходит непосредственно в сфере сознания. И потому он более четко прослеживает сам ход мысли, а его мышление более логическое и критическое. Но это не значит, что данный путь всегда лучший. Иногда - наоборот.
Что такое женская интуиция? Это способность «увидеть» то, что не удается мужскому уму. Дело в том, что при подсознательном мышлении более полно используются ресурсы психики, и вывод может быть более обоснованным. Почему? Потому что в сфере сознания содержится меньше психологической информации, чем ее общее количество в психике. И потому суровый логический контроль течения мысли может препятствовать более полному использованию информационных возможностей внутреннего мира.
Таким образом, мужской и женский пол психологически во многом разные, но в целом равнозначные и равноценные, по-разному дополняя друг друга в той или другой жизненной ситуации. И несомненно, что расхождения мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная из самого раннего возраста.
_____________________________________
Воспитание детей - это сложный, полный неожиданностей процесс и для того, чтобы воспитание принесло ожидаемые результаты нужно конечно прислушиваться к советам профессионалов, читать соответствующую литературу. Найти необходимые ресурсы сайты про раннее развитие вам поможет каталог сайта Кормим грудью -воспитание, обучение. Удачи вам и благополучия!