ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ГРАММАТИКИ Конспект занятия по развитию речи
Цели занятия
Образовательные:
• Грамматический строй речи: развитие навыка построения предложения по схеме и составление схемы для данного предложения;
• Развитие словаря: усвоение названий морских профессий и профессиональных действий;
• Развитие связной речи: формирование навыков составления предложений по картине и составления короткого рассказа.
Воспитательные:
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
• Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие:
• Развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;
• Развивать логическое мышление;
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Материалы для занятия
• Иллюстрации с изображениями различных кораблей;
• Конверт с письмом;
• Картинки-пазлы из развивающей игры «Ассоциации»;
• Лист со схемами предложений;
• Карточки для игры «Превращения слов».
Организация детей на занятии.
На занятии предусматривается подгрупповая работа детей. И оценивается работа не каждого ребенка индивидуально, а работа подгруппы. За каждое успешно выполненное задание (которое предусматривает и индивидуальную, и подгрупповую работу) команда или отдельные ее члены получают фишки. В конце занятия фишки подсчитываются и определяется успешность работы каждой команды.
Ход занятия
Часть 1. Введение в тему занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное. Оно необычное по нескольким причинам. Во-первых, никто из вас еще не знает, чем нам сегодня предстоит заниматься. Я тоже не знаю. Представьте себе, сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы.
На конверте надписан обратный адрес «Остров Грамматики». Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.
«Дорогие ребята! Вам пишут жители острова Грамматики.
А вы знаете, что такое грамматика ? Это наука, которая изучает нашу речь, происхождение разных слов, строение предложений.
Мы приглашаем вас в гости на наш веселый остров. Мы знаем много интересных игр и с удовольствием научим вас играть в них.
Но путь к нашему острову труден и долог.
Вы должны сесть на Корабль Знаний и поплыть по Морю Вопросов и Ответов. Ждем вас с нетерпением!»
Часть 2. Подготовка к путешествию
Игра «Волшебная палочка»3 — «На чем можно плавать по воде?»
(Дети, давшие точное определение, назвавшие нужное слово, попадают на корабль.)
Описание игры. Дети стоят в кругу; в центре круга - ведущий, в руках у него карандаш, ручка или указка, обозначающие волшебную палочку. Заранее договариваются о правилах игры: говорит только тот, у кого в руках волшебная палочка, остальные молчат и не имеют права подсказывать. Если дети не согласны с ответом или
! Игры «Волшебная палочка», «Найди свою группу» и «Разрезные картинки» разработаны психологом Е.В. Рылеевой, автором программы «Открой себя».
высказыванием, они должны молча потопать ногами, если они согласны - молча хлопают в ладоши. Каждый ребенок, назвавший нужное слово, получает «пропуск» на корабль. Этим пропуском будут пазлы из развивающей игры «Ассоциации».
Игра «Найди свою группу» - используются пазлы развивающей игры «Ассоциации».
Задание: Разбившись на подгруппы, собрать цепочку из картинок. Объяснить свой выбор группы.
Инструкция. Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, в которых есть что-то общее.
Дети должны объяснить свой выбор. Правильность подбора выясняется совпадением отверстий пазлов.
Пример.
Набор из трех картинок, на которых изображены холодильник, кухонная посуда, интерьер кухни. Эти картинки можно объединить общей темой «Кухня». На рисунке видно, что с помощью фигурных вырезов на боковых сторонах картинок они объединяются в одну общую цепочку. Дети, у которых были такие картинки, составили на следующем этапе команду, работающую на камбузе.
Другой набор картинок: лев, крокодил, слон и жираф в зоопарке. Этот набор можно объединить одной темой «Зоопарк». Дети, получившие эти картинки, составили команду, которая отправилась в плавание, чтобы доставить в зоопарк редких животных с далеких тропических островов.
У меня на занятии был еще набор картинок, на которых были изображены штурвал, компас, бинокль — для команды капитана, управляющего движением корабля.
У детей из палубной команды под руководством боцмана были картинки с изображением ведра и швабры, матросов, закрепляющих паруса, и боцмана с большими усами и трубкой.
Команда машинного отделения собрала цепочку из картинок с изображением различных инструментов, масленки с машинным маслом, турбины.
Если все пазлы собраны правильно, то корабль готов отправиться в путь.
Часть 3. Путешествие начинается. Морские профессии
Выясняем, к каким морским профессиям подходят собранные в цепочки картинки. Формулируем профессиональные действия членов экипажа.
1. Капитан и его помощники — управляют движением корабля.
2. Боцман - следит за порядком на судне, чтобы всюду была чистота, чтобы все грузы были закреплены, чтобы все члены экипажа выполняли свои обязанности.
3. Главный механик — отвечает за исправную работу двигателя судна.
4. Кок — морской повар, готовит пищу на корабельной кухне — камбузе.
Дети разбиваются на команды по морским профессиям.
Часть 4. Дидактическое упражнение «Потому что...»
Воспитатель предлагает детям завершить фразу, поощряя активность детей и все, даже самые неожиданные и фантастические, ответы.
Воспитатель:
— Путь по Морю Вопросов и Ответов очень сложен. Наш корабль ожидают разные испытания. Мы должны понять, почему с кораблем происходят те или иные события. Попробуйте закончить мою фразу:
«Наш корабль отправился в плавание, потому что...»
• Он перевозит пассажиров;
• Он перевозит грузы;
• Корабль-исследователь, должен открыть и описать новые страны;
• Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи;
• Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах;
• Пиратский корабль отправился на разбой;
• Корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступает с ними в бой;
• Это научный корабль, он остановится посреди моря, и аквалангисты будут изучать морских обитателей;
• И т.д.
«На корабле объявлена тревога, потому что...»
• Приближается пиратский корабль;
• Корабль сел на мель;
• На корабле начался бунт;
• Обнаружена серьезная поломка;
• Приближается серьезная буря;
• И т.д.
«Моряки причалили к необитаемому острову, потому что...»
• На корабле закончились еда и вода, и нужно пополнить запасы;
• Корабль исследовательский, нужно изучить остров и занести его на карту;
• Корабль после шторма нуждается в починке;
• Корабль ушел от преследования пиратов и спрятался в бухте;
• На корабле заболело много матросов. Им нужен покой и отдых;
• Именно на этом острове спрятан клад, отмеченный на карте;
• На этот остров высаживают заговорщиков и бунтовщиков.
«Корабль сел на мель, потому что...»
• Это его морская буря вышвырнула;
• Был сильный туман и моряки не увидели мель;
• Рулевой заснул на вахте;
• Рулевой оказался плохо обучен;
• Эта мель не была обозначена на карте. Наверно, появилась недавно, после землетрясения.
Часть 5. На острове Грамматики. Составление предложений
Воспитатель: Вот мы и прибыли на веселый остров Грамматики. Его жители очень любят играть. Их любимая игра «Составь предложение». Они приглашают вас поиграть в нее. Надо придумать предложения по картинкам. Но придумать мало. Надо еще определить, какая схема подходит к вашему предложению. Схемы указаны вот на этом листе бумаги:
Правило одно: нужно придумать по одному предложению от каждой команды.
Это задание более сложное, нежели задание каждому ребенку придумать свое предложение. Здесь дети вначале должны уметь договориться.
Часть 6. Дидактическая игра «Вниз по волшебной реке...» на развитие воображения и творческого рассказывания
Воспитатель: А еще на острове Грамматики есть волшебная река. Жители острова очень любят по ней путешествовать. Давайте представим себе, что мы стоим на палубе большого корабля и плывем по волшебной реке. С палубы нам видны оба берега. Что мы можем на них увидеть? Что мы можем увидеть на реке? Быть может, по ней плывут разные лодки, навстречу нам движутся другие корабли? Попытайтесь представить себе картины, которые вы увидели, путешествуя по волшебной реке, и описать их.
Воспитатель спрашивает всех желающих детей. Интересные рассказы (или даже попытки рассказов) отмечаются фишками, которые идут в зачет команды.
Часть 7. Выход из занятия. Игра «Превращение слов»
Воспитатель: А вот и еще одна интересная игра. О ней мне тоже рассказали жители острова Грамматики. Поиграем в «Превращения слов». У меня есть слова, которые могут превращаться в другие слова, если в них заменить всего одну букву. Например, если в слове коза заменить подчеркнутую букву к на р, то получится слово роза. Каждой команде выдается карточка с написанным на ней словом. Замените в слове подчеркнутую букву и получите новое слово, и, может быть, не одно.
Слова: речка — ручка; речка — печка; речка — репка, рейка.
В заключение занятия, чтобы подвести его итоги, дети подсчитывают фишки, заработанные каждой командой. Таким образом, они получают возможность самостоятельно проанализировать свою работу на занятии.
Примечание. По мере появления у детей признаков утомления можно организовать динамическую паузу, аналогичную той, что была проведена на занятии по ознакомлению с окружающим миром (на основе танца «Яблочко») или другую, например:
Физкультминутка «Теплоход»
От зеленого причала Оттолкнулся теплоход,
Наклоны вправо-влево.
Он назад шагнул сначала -Раз, два!
А потом шагнул вперед -Раз, два!
Выполняют по два шага назад-вперед.
И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход.
Идут, ставя стопы носками внутрь-наружу.
_______________________________________
Знание английского языка в современной действительности являеться необходимостью. Самостоятельно его изучить доволно проблематично, а вот если пойти на годичные курсы английского языка , то результат будет на лицо.