Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения, учить анализировать поступки действующих лиц, развивать связную речь, творческое воображение, воспитывать любовь к природе, милосердие.
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
И за парты все садитесь
Урок начался.
Все препятствия преодолей
Работай упорно, отвечай смелей
2. Речевая РАЗМИНКА.
1.Упражнения для развития дыхания
а) Задуй свечу
б) Насос
в) Подуй на одуванчик
г) Понюхай цветочек
2. Работа над скороговоркой
Упражнение для язычка.
Учитель:
Поправляем язычки,чтобы не путались значки,
Вот про мышку диалог, чтобы интересным был урок
Первый ряд уже начинает - скороговорку повторяет
Дети:
Мама учит меня читать, учит меня читать и папа,
Учит дедушка и бабушка учит, скоро-скоро они меня научат
Учитель:
А теперь в классе тишина,чтобы услышать разговор мышек
Дети:
Мышка Мышку спросила: «Что сегодня за проблема?»
-Сказала Мышка Мышке: «Букву Е искала в книжке».
Буду хорошо все изучать,чтобы самой сказки читать.
3) Упражнения на развитие навыков чтения
- Прочитать слова с максимальной скоростью в порядке возрастания номеров.
3) да 5) ней 2) ложь 4) в 9) урок
8) молодцам
1) Сказка 6) намек 7) добрым
Повторите по памяти высказывание.
Объясните, как вы его поняли.
3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ.
1.Упражнение «Узелок»
- Прочитайте названия цветов, которые здесь зашифрованы.
А чтобы прочитать,эти слова необходимо в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы.
ВДМХРАНВДХРКДН (мак)
ТРУВЮВУЛЬПРАН (тюльпан)
ДАПИАВДОСНАВЫС (пионы)
- Как назовем их одним словом?(Цветы)
Цветы-это вечные и прекрасные спутники нашей жизни. Сколько легенд,стихов,рассказов,сказок сложено о них.
А знаете ли вы, что цветы на самом деле волшебные. Они разговаривают между собой, с птичками, с солнышком.
(Учитель прикрепляет цветок на доску, а дети отвечают на вопросы,выполняя упражнение.)
2) Упражнение «Мозговая атака.»
-Какого цвета лепесточки?
-Какого цвета серединка?
-Где растет?
-Отгадайте,название этого цветочка.
Загадка:
Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве ...(ромашки)
Сегодня узнаем, о чем рассказала ромашка датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену. Он запомнил, чтобы нам с вами рассказать.
4. ВОСПРИЯТИЕ И ОБРАБОТКА НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1) Подготовка к чтению сказки «Ромашка»
- Чтение слов "горкой"
СОЛНЦЕ
ЦВЕ ТЫ
РОМА ШКА
ГОВО РЯТ
- Ветерок дунул и все слова разлетелись.
- Какие слова вы запомнили?
- Назовите их?
2) Чтение с предвидением.
- Дети,подумайте,а как бы вы были писателями, о чем была бы ваша сказка с таким названием?
- Вот сейчас и увидим. Совпадают ли ваши рассуждения со сказкой.
3) Проработка сказки Г.К. Андерсена "Ромашка"
Чтение первой части сказки.
а. Словарная работа.
Ручей не очень глубокий,
широкий ров
Невзрачная - которая ничем не выделяется среди других, не привлекательна.
б) Чтение «буксиром» за учителем.
(Учащиеся читают молча, а учитель вслух. Темп учителя быстрее среднего. Ученики должны успевать за учителем.)
В) Проверка восприятия.
- Знакома ли вам эта сказка?
- Кто главное действующее лицо?
- Где выросла ромашка?
- С кем она подружилась?
- Кому она завидовала?
Г) Выборочное чтение.
- Найдите описание этого цветка.
- Прочитайте описание цветов, которые росли в саду.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Пальчиковые упражнения. Упражнения для глаз.»
1. «Цветочек.»
- Руки подняты вверх,прижать ладони друг к другу внутренними поверхностями запястий. Пальцы вытянуть,развести и слегка согнуть.
2. "Птички" - обе ладони повернуты тыльной стороной к себе и заведены одну за одну. Большие пальцы переплетены –то головка, а остальные пальцы-крылья. Помахать ими.
Я ловлю насекомых, жуков,
Им маленьких червячков
Я прыгаю и летаю
И песни звонкие запеваю
Для глаз упражнения: «Стоп», «Маятник», «Движение по квадрату», «Катание с горки»
4) Проработка второй части сказки.
А) Игра «Предсказание»
- Как по вашему мнению, будут развиваться события в сказке?
- Продолжится ли дружба ромашки с жаворонком?
Б) Словарная работа.
Дерн - верхний слой почвы покрыт травой.
Пыльный-покрытый пылью.
В) Чтение «цепочкой»
Анализ прочитанного.
- Что услышала ромашка проснувшись второго утра?
- Какая беда случилась с жаворонком?
- Почему ромашка забыла все чему радовалась раньше?
- Как она попала в клетку?
- Почему погибла птичка?
- Случается ли подобное в жизни?
- Почему тогда произведение называется сказкой?
Г) Работа в парах "Сказочники"
- Определите настроение сказки.
- Подумайте,почему автор так печально ее закончил.
- Составьте собственную концовку сказки,используя волшебные превращения
6)Работа над третьей частью сказки.
А) Игра «Рыбки»- молчаливое чтение.
- Какие чувства вызвали у тебя описанные события?
- С какой мыслью обращается автор сказки до читателей?
Б) Игра «Фантазия»
- Пофантазируем, закрыв глаза,о том,какой бы мог быть конец сказки.
В)Составление текстограммы.
-Проследим за настроением героев,составив текстограмму.
/\ /\ /\ /\
/ \ / \ / \ / \
/ \ / \ / \ / \
/___ \/___ \/___ \/___ \___ /\___ /\ ___ /\____/\
\ / \ / \ / \ / \
\ / \ / \ / \ / \
\/ \/ \/ \/ \
6)Работа по рисунку.
- Рассмотрите рисунок.
- Какие строки сказки проиллюстрировал художник?
- Какие краски он использовал? Почему?
7) Упражнения на развитие техники чтения.
- В предложении все слова слиты,а некоторые не на своем месте. Надо прочитать как можно быстрее.
(Предложения записаны на доске.)
Былоцветочкужальжайворонка.
Вптичкаклетке.
6.ИТОГ УРОКА.
- Какую сказку вы читали?
- Какой вы сделали вывод из прочитанного?
- А теперь к каждой букве в названии цветка подберите самые лучшие слова, которые могут охарактеризовать ее очарование.
Р-роскошные
О-особые
М-манящие
А-аккуратные
Ш-шикарные
К-красивые
А-ароматные
Игра «Микрофон»
- Что нужно сделать,чтобы цветы,птички,деревья украшали нашу землю?
Учитель: Помните, что мы - неотъемлемая частица живой природы.
Поэтому будем беречь ее, заботиться о ней.