Вас возмутил заголовок статьи? Вы убеждены, что ваш ребенок должен расти свободным и сам выбирать, что ему смотреть и читать? Хорошо. Но давайте подумаем, а насколько самостоятелен выбор ребенка? Приведу пример. Большинству родителей совершенно очевидно, что маленькому ребенку кашки и овощные пюре необходимы, а сладости – нежелательны. Но всегда найдется взрослый, который, желая понравиться малышу, даст ему первую конфету.
После этого начнется «гонка услаждений». Бабушки и дедушки, дяденьки и тетеньки будут одаривать его сладостями хотя бы для того, чтобы не отставать от других. Затем за маленького потребителя возьмется реклама. И призывать она будет отнюдь не к овощам и кашам. И вот теперь запустите свое подросшее чадо в супермаркет с предложением выбрать, что хочет. Наверняка овощей и круп в его корзине не окажется.
Мало того что сладости вкуснее, так они еще и обертки имеют более яркие и красивые. И лежат на прилавке так, чтобы ребенок прямо уткнулся в них носом. Как видите, закон рынка таков, что активней всего стимулируется интерес к наименее необходимым вещам. А маленький человечек просто не в состоянии этим стимулам сопротивляться. И если вы позволите ему всегда выбирать еду, он вскоре получит проблемы со здоровьем.
Поэтому никого не возмущает, что родители определяют меню своих детей. Вернемся теперь от питания к воспитанию, и увидим в этих процессах много общего. Здоровье бывает телесное и душевное. Здоровье тела зависит от материальной пищи. А здоровье души зависит от духовной пищи. То есть – от того, что человек читает, что смотрит, во что играет.
В биографиях знаменитых людей нередко говорится, что они выросли на книгах и фильмах таких-то... Определять, на чем будет расти ваш ребенок – не более авторитарно, чем контролировать его меню. Ведь суть цензуры – контроль информации. Жизненный опыт показывает, что если вы не контролируете своего ребенка – этим займутся другие.
Вам наверняка знакомо то ощущение блаженства, когда сажаешь ребенка перед телевизором, нажимаешь кнопку, и в доме наступает тишина. Маленькие непоседы, которых минуту назад не могли успокоить ни просьбы, ни грозные окрики, сидят перед экраном не шевелясь в течение часа или более, и ничем вас не беспокоят. Но вдумайтесь, как мощно действуют мультфильмы, если им удается так сильно захватывать внимание детей. И не только внимание, но и сознание. Понаблюдайте, и вы увидите, что дети стремятся ко всему тому, что видят в мультфильмах. Пытаются подражать героям, повторять их слова и поступки.
А значит, у них есть еще один воспитатель. Который может стать главным, если родители привыкнут успокаивать своих чад телевизором. Хорошо, когда этот воспитатель учит тому, чего вы и сами хотите. А если нет? Так вот, придется расстаться с привычкой приобретать мультики, просто спрашивая продавца: «Мне что-нибудь для ребенка». А также с привычкой включить детям телевизор и удалиться по своим делам. Если все это уже было, рекомендую сделать ревизию того, что они смотрят.
Присядьте рядышком, или просмотрите детскую видеотеку в одиночестве. Но обязательно отставьте подальше свое пиво и настройтесь на серьезный просмотр, а не на расслабленный отдых. Напоминайте себе, что когда это посмотрит малыш, он впитает в себя все, что увидит. Вполне возможно, что вам станет не по себе, после такого просмотра.
В современных мультфильмах (особенно западных) можно встретить сцены насилия, пропаганду секса и гомосексуализма, отвращение к деторождению, неприязнь к родителям, сквернословие и многое другое. Замечал такие моменты даже в мультфильмах, которые мне рекомендовали хорошие знакомые. Помните, что есть большие отличия в восприятии взрослого человека, которому фильм может показаться веселой пародией (яркий пример – «Шрек»), от восприятия ребенка.
У маленького зрителя еще нет четких нравственных и социальных ориентиров. И он не воспримет пародию как таковую. Дети все принимают за чистую монету. Вспомните классические сказки, и вы увидите, что там хорошее и плохое, добро и зло очень ярко показываются и четко разделяются. Разные народы, независимо друг от друга, на протяжении тысячелетий сохраняли понимание необходимости такого подхода.
В современных же произведениях очень часто все перемешано и поставлено с ног на голову. Например, очень распространено почитание детьми монстров (чудовищ, по-русски), враждующих с людьми. В то время как прежние поколения почитали героев-людей, боровшихся с чудовищами. Вряд ли такой переворот в сознании пройдет без последствий, когда нынешние дети вырастут.
Вполне разумен подход, когда взрослый всегда предварительно просматривает все то, что он собирается показывать детям. Исключением являются разве что советские мультфильмы. Я пришел к выводу, что любой из них можно смело показывать детям. Такой фильм может оказаться скучным или невзрачным, но не плохо действующим на ребенка.
По зрелищности советские мультфильмы сильно проигрывают современным. Но по воспитательному воздействию, наоборот, чаще выигрывают. Для примера, сравните мультфильмы об Илье Муромце, вышедшие в 1957 и 2007 годах. По моим наблюдениям, при просмотре старой версии дети задают те самые вопросы, которые родители часто ждут от них. О родине, об уважении к страшим и другие. Современный фильм дети смотрят с открытыми ртами, но ничего не спрашивают и не уточняют.
Предлагаю начинать именно со старых мультиков и продлить этот период подольше. Тогда хотя бы основа нравственности ребенка будет заложена заведомо качественная. А от новых фильмов ему все равно не уйти. Рано или поздно, ребенок неизбежно познакомится со всеми образцами видеопродукции. Среди них окажется много хороших лент. Но будут и такие, которые формируют сознание ребенка не так, как этого хотелось бы вам.
Это и есть та самая не всегда полезная конфета, которую детям непременно кто-нибудь подсунет. И после ребенок уже сам будет требовать «сладенького». Так что не бойтесь того, как бы он чего не пропустил от ваших ограничений. Уже в детском саду дети обмениваются информацией, кто что смотрит, во что играет и какие у кого любимые герои. Да и воспитатели нередко балуют детей мультиками, тем самым получив покой. Дальше школа, друзья во дворе и т.д.
В результате ваше чадо будет иметь все модные фильмы и компьютерные игры. Но если фундамент воспитания был заложен вами, уже не так страшно позволить ему это. Дети школьного возраста очень боятся быть отвергнутыми социальной группой. И они скорее пойдут наперекор родителям, чем сверстникам. Здесь уже нет смысла просто запрещать.
Теперь разумнее будет обозначать свою позицию в отношении нежелательного репертуара. Можно покупать подросшему ребенку только те игры и фильмы, которые одобряете. А про остальные – прямо говорить, что не желаете давать ему недоброе из своих рук. Не сомневайтесь, он добудет их сам. Но уже зная ваше отношение. И, скорее всего, задастся вопросом: «Почему родители вот это хотят мне покупать, а это – отказываются?». Хотя порой и без волевых решений не обойтись.
До сих пор мы не говорили о печатной продукции. Ей традиционно доверяют больше. И возможно, вас ждут не очень приятные открытия после внимательного чтения детских журналов. Книги более консервативны, но и там уже можно найти образцы низкого качества.
Так, при чтении детям одного современного сборника русских былин я словно спотыкался о слова и сам не мог уловить смысл. Было ощущение, что половину слов из текста просто убрали. А потом нашел старую книгу с этими же былинами (в изложении И. Карнауховой) и при ее чтении получал удовольствие уже от того, как красиво и певуче льется речь.
Что касается телевизора, то там наверняка еще больше нежелательного вам влияния. Оправдан подход, при котором в присутствии детей телевизор практически не включается. Проверено, такое возможно. И ничего страшного ни с детьми, ни со взрослыми от этого не делается.
Безусловно, на ТВ есть много хороших и развивающих передач. Но вы же не знаете, что телевизор выдаст вашему ребенку через минуту. Сегодня, когда почти в каждом доме есть компьютер и видеоплеер, существует множество достойных альтернатив развивающим телевизионным программам.
И пусть не все в ваших руках, но что-то сделать вы все же можете. Так попробуйте сделать это для своих детей!
Владимир Володин
______________________________________________________
Дарить подарки - это приятно, но вот выбирать их - занятие не из легких. Что подарить ребенку на день рождения или 1 сентября ...В этой ситуации нужно хорошенько подумать. Помимо желанного предмета или вещи, можно порадовать ребенка чем-нибудь необычным – исполнением давнего желания, походом на интересное шоу, памятной поездкой с друзьями и родителями, поздравлением через любимую радиостанцию. В любом случае подарок должен учитывать вкусы и интересы малыша.