07.10.12 |

Материал для воспитателей «Игры и упражнения для развития воображения, фантазии и памяти»

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Четвертый лишний
Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию. Определить «лишнюю», т. е. не подходящую к остальным картинкам. За правильный ответ ребенок получает фишку. Набор картинок может быть самый разный.
Чего на свете не бывает
Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает и вы увидите, с каким удовольствием он выполнит эти задачи. Попросите его рассказать, что изображено и почему этого не бывает. Игра пройдет весело и интересно, если вы примете участие вместе с детьми.
Бывает- не бывает
Это словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно его очередь загадывать вам загадку, фразу, а неправильно- очередь пропускает.
Например: «Волк бродит по лесу», «Волк сидит на дереве», «В кастрюле варится чашка», «Кошка гуляет на крыше», «Лодка плывет по небу», «девочка рисует домик» и т. д. можно использовать в игре мяч. Игрок бросает мяч, говоря фразу, второй игрок ловит его. Если то, о чем сказано, действительно бывает, мяч надо поймать, если нет- не ловить. Игра пройдет с весельем и смехом, если ваши фразы и фразы ребенка будут разными и, может быть, неожиданными.
Кто кем будет?
Ребенок отвечает на вопрос взрослых:  «Кем (чем) будет… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, муха, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т. д.?» При некоторых ответах важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов.
Например: из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.
Кем был?
Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответ на вопрос «Кем был раньше?» дал ребенок.  Яйцом- цыпленок, лошадь- жеребенком, дуб- желудем, рубашка- тканью и др. Можно давать и другие слова, требуя от детей понимания перехода одного качества от другого.
Измени
Измени игрушку так, чтобы было интересно с ней играть.
 Польза- вред
Ведущий называет предмет, а ребенок в зависимости от свойства предмета объясняет его пользу и вред.
Чем может быть?
Ведущий называет предмет, а ребенок продолжает называть его универсальные свойства.
Что бывает…
Что бывает зеленым? (Желтым, красным, соленым, мокрым и т. д.)
Нарисуйте
Нарисуйте то, что растет в лесу (или живет только в воде).
ИГРЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  1. Достань мяч
Задание: найти и достать спрятанный мяч. Сначала мяч прячут так, что его легко можно достать, затем кладут на высокий шкаф. Возникает мыслительная задача, где есть цель и условие, которое препятствует достижению цели. Привычные способы: встать на цыпочки, подпрыгнуть, и т. д.- убеждают детей в их непригодности. Тогда воспитатель с детьми анализирует условие, направляет на поиск. Дети сами отбрасывают ошибочные варианты, ищут новые (находят палку, подставляют стул), фиксируют и запоминают те действия, которые ведут к достижению цели. Так вырабатывается самостоятельность мышления.

2.Спрячь мышку
В этой игре серьезная обучающая задача представлена в виде увлекательной ситуации. Игровая задача- спрятать мышку от кошки- обеспечивает активность каждого ребенка и постоянное сотрудничество с воспитателем. Дети подбирают к разноцветным домикам квадраты точно такого же цвета, как домик и закрывают ими окошки, чтобы кошка не увидела мышку, сидящую на окне. Успешность выполнения игровой задачи зависит от того, насколько хорошо ориентируется ребенок в шести цветах спектра. Исполняя роль кошки, воспитатель не спешит съесть мышку, если окошко закрыто неверно. Надо дать ребенку возможность подобрать другой нужный квадрат.

3.Кукла Маша купила мебель
Воспитатель рассказывает о том, как Маша купила мебель, расставила её в своей комнате (рассказ сопровождается показом): «Посередине поставила стол, рядом стул, у стены под окном- диван».
Такая завязка обеспечивает живой интерес и тесный контакт.
Далее следует рассказ о том, как в гости к Маше пришел медвежонок и увидел, как удобно расставлена мебель. Ему тоже захотелось поставить свою мебель именно так.
Детям предлагается лист бумаги и геометрические фигуры. Задание: подумать и показать, какая фигура заменит стол, какая- стул, какая- диван.
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ ПРИЗНАКИ СХОДСТВА ПРЕДМЕТОВ

1.Подбери нужную пару
У каждого ребенка по две- три картинки с изображениями различных предметов. Ребенок внимательно рассматривает все картинки и выбирает ту из них, на которой изображен предмет, сходный с предметом на его картинке (приглашает встретиться на «мосту дружбы»). Объясняет свой выбор. Игра повторяется столько раз, сколько  нужно, чтобы каждый побывал в роли водящего или становится водящим тот, чью картинку выбрали.

  1. Узелки
У каждого ребенка 5- 6 картинок с изображениями разных предметов. Игра развивается по принципу «домино»: надо связать цепочку картинок узелками (рядом кладутся картинки, на которых изображены сходные предметы), найдя и узнав признаки, объединяющие их по сходству. Выигрывает тот, кто первым «избавится» от всех картинок. При повторении игры картинки перемешиваются.

  1. Теремок
У каждого ребенка по 1- 2 картинке с изображениями различных предметов. Возле «моста дружбы»- теремок. Ребенок берет картинку и говорит: «Теремок, возьми меня к себе жить».
Теремок: «Я возьму тебя, если ты скажешь, чем ты на меня похож».
Игра заканчивается, когда все предметы «заселяются» в теремок.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ПОДБОР СЛОВ

  1. Зато
Чтобы долго не печалиться, надо быстро найти хорошее вокруг себя. Например: «Идет дождь, я не гуляю, зато могу целый день рисовать, играть».
- Вышел на улицу и упал в лужу, зато…
- Мне не покупают щенка, зато…
- Мне нельзя есть шоколад, зато…
- Я стою в углу, меня наказали, зато…
- Я дергаю девочек за косички, зато…
- Маме некогда почитать мне книгу, зато…
- Я заболел, зато…

  1. Передай
Движением, мимикой, жестами, словами, рисунками (кто что выбирает) передать то, что услышал в музыке. Воспитатель поочередно включает отрывки из музыкальных произведений Чайковского «Детский альбом», дети по выбору определяют и передают настроение произведения.

  1. Бег ассоциаций
- Я скажу какое- нибудь слово, а вы по цепочке передайте друг другу то, что вы подумали, но одним словом.
Например, я скажу: «Обида». О чем вы подумали?
Ссора… угол… мороженое… холодно… и т. д., пока цепочка не вернется ко мне.

И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть  в игру «Наоборот».

4.Наоборот
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных.
- Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь- НИЗКО,
- Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь…
- Скажу я слово ПОТОЛОК, а ты ответишь…
- Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, ответишь ты…
- Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь ты- ХРАБРЕЦ.
- Теперь НАЧАЛО я скажу, ну, отвечай:…!
Примерный список слов- антонимов, чаще всего используемых в игре «Наоборот»: много- мало, узкий- широкий, намочить- высушить, тихо- громко, старый- молодой, написать- стереть, темно- светло, чистый- грязный, давать- брать, далеко- близко, твердый- мягкий, увеличивать- уменьшать, вредно- полезно, больной- здоровый, медлить- спешить, горячо- холодно, длинный- короткий, выигрывать- проигрывать, медленно- быстро, худой- толстый, забывать- помнить, высоко- низко, кислый- сладкий, зажигать- тушить, вместе- отдельно, сытый- голодный, закрывать- открывать, глубоко- мелко, умный- глупый, здороваться- прощаться, ласково- грубо, вежливый- грубый, кричать- шептать, смех- плач, злой- добрый, мириться- ссориться, начало- конец, хороший- плохой, нагревать- охлаждать, шум- тишина, гладкий- шероховатый, найти- потерять, горе- радость, дорогой- дешевый, опускать- поднимать, богатство- бедность, легкий- трудный, покупать- продавать, мир- ссора, легкий- тяжелый, приезжать- уезжать, друг- враг, острый- тупой, соединять- разъединять, жар- холод, полный- пустой, спасать- губить, жизнь- смерть, сухой- мокрый, сырой, хвалить- ругать, награда- наказание, весело- грустно, правда- ложь, почет- позор, яркий- бледный, труд- лень, завязывать- развязывать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫЧЛЕНЯТЬ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРЕДМЕТА И ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ

  1. Раздели предмет на части
В овраг «Разъединялка» педагог кладет картинку с изображением какого- либо предмета. Ребенок перечисляет все его составные части. За правильный ответ получает фишку. Игра повторяется столько раз, сколько картинок у ведущего. Выигрывает ребенок, получивший большее количество фишек.

  1. Соедини из частей
На полянке «Соединялка» лежат картинки. Ведущий называет составные части задуманного им предмета. Ребенок должен найти соответствующую картинку. Выигрывает тот, у кого больше картинок.
________________________________________
Все же как хорошо, что в современной действительности мы не ограничены в способах получении информации. С появлением Интернет одни родители получили огромную возможность найти ответы на многие волнующие их вопросы, а другие -  поделиться своим бесценным опытом. Хотите убедиться - загляните в интернет-энциклопедию UAUA.info . Этот сайт настоящий клад для будущих и молодых родителей, которые без труда смогут найти там  необходимую информацию про беременность, роды ,  развитие и воспитание их малыша.