Занятие
№ 3 из блока «Конституция и я»
1.Эмоциональный
настрой. «Игра «Пожелания». Игроки по
кругу желают друг другу то, что с их точки зрения очень важно для сидящего
рядом одноклассника.
Примечание:
игра способствует созданию тёплой, искренней, доброжелательной атмосферы в
группе.
2.Определение
проблемы и постановка целей.
Ведущий:
«Мы много говорим о бесценном умении слушать Других, мы убедились, что многие
знают правила внимательного слушателя, но почему то в обществе очень мало людей
обладает этим замечательным умением; в чём же проблема?»
Игроки, высказывают своё мнение,
дискутируют, приходят к пониманию того, что люди знают правила внимательного
слушания, но часто не считают нужным и важным их соблюдать. Причиной часто
становится неуважение чужого мнения, эгоизм, высокомерие, невоспитанность
культуры чувств.
Как
помочь людям услышать друг друга? Попробуем сегодня создать закон, который
будет гарантировать уважение чужого мнения и, как следствие, внимательное
слушание.
3.Нравственная
основа Конституции.
- Нам
снова поможет Конституция РФ, где
человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей
ценностью, а их соблюдение и защита являются основной обязанностью государства.
Давайте поразмышляем, что может быть
ценностью в предметном мире.
Например,
старинная, хрупкая фарфоровая ваза 18 века – это ценность? Стали бы мы
бесцеремонно с ней обращаться или аккуратно и трепетно любовались этим
произведением искусства? Ответ очевиден, это ценность и отношение к ней должно
быть ценностным, т. е. проникнутым пониманием; осознанным, нежным, заботливым.
Теперь
из предметного мира перейдём в мир людей и вспомним, что в Конституции РФ
говорится о человеке как о высшей ценности. В свете этих слов подумаем, как
должны относиться люди друг к другу. Чувства человека такие же хрупкие, нежные как старинная ваза, и мы
не можем обращаться с ними грубо, бесцеремонно, жестоко. Если мы будем признавать человека, его
достоинство, его права как ценность, поможет ли это нам считаться с мнением
другого и внимательно выслушивать его, даже, если мы с ним не согласны?
Работа
над законом
Работа
по технологии АМО над законом внимательного слушателя предполагает работу в
группах.
Ведущий
распределяет всех участников игры на 3 группы.
Игроки работают над созданием
«Закона внимательного слушателя», записывая на листах ватмана положения Закона.
* 1
группа определяет и записывает «Зачем нужен закон»?
* 2
группа работает над содержанием Закона,
записывая, « Что должны делать
внимательные слушатели 4 «б»?
* 3
группа прогнозирует результат, определяя, что будет, если все будут соблюдать
требования Закона.
Затем
группы участников меняются местами и
продолжают работу, начатую предыдущей группой. Смена места работы происходит
три раза, чтобы каждый участник игры мог высказать своё мнение по каждой
проблеме. Когда группы возвращаются на свои места, даётся немного времени на
подготовку выступления по каждой проблеме.
Игроки
выбирают оратора, который говорит от имени группы. Прослушав трёх выступающих,
игроки проводят голосование и принимают Закон.
После
мероприятия все положения «Закона внимательного слушателя» можно напечатать и
поместить в классный уголок.
6.Рефлексия
Как вы можете определить ценностное
отношение к человеку, гарантированное Конституцией РФ? Легко ли было принимать
закон? Удавалось ли во время принятия
Закона слушать других? Нужны ли нам законы на каждый случай жизни или понимание
ценностного принципа поможет поступать правильно? Как эти знания и умения могут
помочь в жизни? Найдите образ, с помощью которого вы можете обозначить своё
настроение в конце занятия.
Если
обращаться с чувствами Других как с хрупкой и нежной вазой, твой собственный
мир наполнится радостью и добротой.
Автор: Егорова А. П. МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта
Автор: Егорова А. П. МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта