Как изменилось образование в Украине за 20 лет независимости.
Сфера образования за годы независимости испытала кардинальные изменения. Появились частные учебные заведения, расширились количество направлений подготовки специалистов. Однако вопрос качества образования стоит как никогда остро.
За годы независимости в Украине быстро увеличилось количество университетов и институтов, при этом колоссальными темпами уменьшилось количество ПТУ, техникумов и дошкольных учреждений. Именно система детских садиков менее всего смогла адаптироваться к новым реалиям независимой Украины.
Дети есть, садиков нет.
Массовое закрытие промышленных предприятий, внедрения новых рыночных правил игры в экономике, крайне негативно отразились на функционировании дошкольных учебных заведений.
Согласно данным Госкомстата, если в 1991 году в Украине насчитывалось 2,3 тыс. детских садиков, то в 2000 году уже 1,2 тыс. учреждений, а в 2010-ом - 1,1 тыс. Самим критическим стал 2005 год, когда в Украине работало лишь 1040 дошкольных заведений.
На сегодня нехватка мест в детских садиках составляет свыше 580 тыс. Это колоссальная цифра, уверенная Елла Либанова, директор института демографии и социальных исследований НАН Украины.
"Количество детей дошкольного возраста более чем на полмиллиона больше, чем мест в детских дошкольных учреждениях. Многие дети не могут посещать садики даже не из-за того, что у родителей нет денег, а из-за того, что свободных мест просто не существует", - говорит эксперт.
Особенно остро эта проблема чувствуется в селах и небольших городах, в которых детсадов просто нет. "Даже самые образованные родители не всегда могут дать ребенку тот уровень дошкольной подготовки, который дают профессиональные преподаватели", - уверена Елла Либанова.
Средняя школа
Как и для других бюджетных сфер, 90-ые годы были очень сложными для отечественной средней школы. Такие проблемы, как постоянное недофинансирование отрасли, низкий уровень заработной платы учителей, нехватка учебников и другой учебной литературы, низкий уровень материально-технического обеспечения школ остаются актуальными и на сегодняшний день.
Бурные 90-ые не могли не отразиться на уровне рождаемости в Украине, а значит, и на количестве школьников. По данным Министерства образования и науки, молодежи и спорта, за 20 лет независимости количество учеников в школах сократились почти на 40%.
Достаточно болезненным остается вопрос закрытия школ, в первую очередь в сельской местности. С одной стороны, в этих школах учится небольшое количество учеников, а это значит, что их содержание невыгодно государству с экономической точки зрения. С другой стороны, закрытие школ в селах способствует и без того высокой миграции молодых семей из сел в города. Плюс возникает вопрос трудоустройства преподавательского состава. За два года количество средних школ снизилось с 21,4 до 20 тысяч.
На фоне закрытия государственных школ в Украине начали появляться частные учебные заведения. По данным МОНМС, в прошлом учебном году у нас работали 208 частных школ и гимназий. Частные учебные заведения активно открывались в 1990-х, с начала 2000-х годов их количество остается приблизительно на том же уровне.
Наиболее важным событием последних лет, которое имело огромное значение для средней школы, стало внедрение ЗНО, за результатами которого 11-класники имеют возможность вступать в вузы. Система тестов вызывала бурную дискуссию в обществе, до этого времени много вопросов остаются к качеству составления тестовых заданий. Однако большая часть украинцев считает, что тесты способствовали снижению коррупции в вузах и дали возможность талантливым детям вступить в ведущие вузы на бюджетную форму обучения. При этом в профильном министерстве рассматривают возможность возвращения экзаменов в вузах параллельно с проведением тестирования. Чиновники уверены, что это позволит повысить образовательный уровень абитуриентов.
Высшая школа
На момент распада Советского Союза в Украине работало 143 высших учебных заведения и 742 техникума и училища, в котором училось в целом 1,6 млн студентов.
Отечественные вузы в советское время готовили специалистов не только для потребностей Украины, но и других союзных республик. В Украине были такие уникальные для СССР вузы, как Институт нефти и газа или Институт кораблестроения.
Как вспоминает директор департамента высшего образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта, Ярослав Болюбаш, рост количества вузов начался уже в 1991 году. "Это не было создание новых государственных высших учебных заведений. Чаще всего филиалы университетов в регионах превращались в отдельные учебные заведения", - говорит чиновник.
С начала 1990-х в Украине наметились две ключевых тенденции - резкое снижение количества ПТУ и техникумов, которые должны готовить специалистов технических специальностей, и рост числа частных высших учебных заведений.
По данным профильного министерства, количество ПТУ и техникумов за 20 лет снизилось с 742 до 505 учебных заведений, при этом число студентов в них снизилось более чем в два раза - с 757 до 361 тыс.
При этом колоссальными темпами росло число вузов. Если в 1990 году в Украине было 149 институтов и университетов, то в 2010 году - уже 349. При этом количество студентов увеличились из 881 тыс. лиц до 2139 тыс.
"В 2007 году Украина достигла рекордного количества студентов - больше 2,8 млн людей училось в учебных заведениях I-IV уровней аккредитации", - говорит Ярослав Болюбаш.
Эксперты в один голос утверждают, что увеличение числа частных вузов крайне негативно отражается на качестве высшего образования.
"За последние 20 лет качество образования очень сильно ухудшилось. Всего несколько вузов в Украине все еще дают достойное высшее образование. Через низкую заработную плату многие высококвалифицированные преподаватели (в первую очередь профессора) ушли из сферы образования в бизнес или просто эмигрировали", - говорит директор социальных программ Центра им. Разумкова Людмила Шангина.
Она уверена, что количество вузов нужно сокращать. "Темпы роста количества вузов не отвечали и не могли отвечать темпам увеличения числа высококвалифицированных преподавателей. Да, если в 1990-ом году на 1 профессора приходилось около 40 студентов, то уже в 2002-ом - свыше 220. В таких условиях говорить о подготовке квалифицированных кадров не придется ", - считает эксперт.
Снижению количества ВНЗ призваны способствовать как политика министерства, которое намеревается объединять государственные ВНЗ, так и сам рынок. В этом году, например, в 20 частных вузов абитуриенты подали менее 10 заявок, а восемь из них не получили ни одну заявку.
_______________________________________
Вы хотите купить дешевый диван в москве ? Я имею ввиду "дешевый" - это не значит плохого качества. Просто диваны компании "Мокус-мебель" действительно очень недорогие и комфортные.
_______________________________________
Вы хотите купить дешевый диван в москве ? Я имею ввиду "дешевый" - это не значит плохого качества. Просто диваны компании "Мокус-мебель" действительно очень недорогие и комфортные.