На пути к взаимодействию. Психологический тренинг для родителей.
Переход от дошкольного возраста к школьному в детской психологии называют малым кризисом. Ребенок поднимается еще на одно социальное положение: он уже ученик, школьник!
Оказавшись в новом детском коллективе, он пытается найти свое место среди одноклассников, проявить свои способности и интересы, удовлетворить свои потребности. Если ребенок легко знакомится и может выходить из конфликтных ситуаций (обычно такой опыт дети получают в детском саду), то привыкнуть к классу ему удастся быстро. Труднее будет так называемым "домашним" детям или некоммуникабельным. Им придется научиться строить свои отношения с одноклассниками, искать способы самоутверждения. И на это время тратится больше сил и времени, чем на обучение.
Чтобы помочь ребенку, объясните ему правила поведения в коллективе, научите быть терпимым к другим, находить компромиссы и достойно выходить из конфликтов.
Ученику придется принимать новые требования поведения, режим и, конечно же, ограничения. А это зависит от волевого развития ребенка, умения регулировать свое поведение, подчиняться взрослым, несмотря на свои желания. У детей такие черты только формируются, и успех во многом зависит от взрослых. Необходимо сочетание требовательности и доброжелательности, ответственности и помощи.
Проблема внимания, умения сосредоточиться - "популярная" в первом классе. "Будь внимателен!" - Постоянно повторяют учителя и родители. Помните, что причины невнимательности самые разнообразные: слабость нервной системы, утомляемость, слабое развитие произвольного внимания, недостаточный уровень волевой готовности. Понаблюдайте и определите причину рассеянности вашего малыша, задайте ему посильные требования, будьте толерантны к его ошибкам.
Что должно насторожить родителей, какие симптомы серьезных школьных проблем? Прежде, быстрая утомляемость, спад работоспособности, частые и продолжительные болезни. Школьные нагрузки могут быть слишком велики для ребенка, и преодоление их происходит ценой перенапряжения и ухудшение здоровья. Установите ей умеренный режим, снизьте требования и займитесь укреплением маленького организма.
Если ребенок стал более тревожным, плаксивым, вспыльчивым, то это тоже настораживает. Время резкого изменения отношения к ребенку, когда критерием становятся успехи в школе, может быть источником детских переживаний. "Что ты, получил? Почему не старался?" Необоснованная строгость, требовательность порождают опасения неуспеха, страх, что родители отвергли.
Детей уязвимых от природы любая мелочь может огорчить - конфликт с одноклассниками, замечания учителя или неудачно выполненное задание. Развейте страхи и тревоги первоклассника, если можно - проблему переведите на шутку. Чаще подбадривайте и поддерживайте его, научите правильно относиться к неудачам.
Важно, чтобы ребенок с желанием шел в школу, радуясь всему, что происходит там, был старательным и его успехи соответствовали усердию. А трудности, проблемы неизбежны, как и в любом новом деле. Главное - научиться с ними справляться.
Тренинг с родителями
Цель:
учить родителей работать в группе;
способствовать формированию позиции родителей в общении.
Оборудование:
плакаты,
бумага А4,
маркеры,
клей,
ножницы,
раздаточный материал.
Ход занятия
Упражнение "Клубочек"
Цель: провести знакомство участников группы. Создать условия для эффективной работы.
У меня в руках клубок ниток для вязания. Сейчас мы будем вязать узор нашей группы. Участник в чьих руках находится клубок, называет свое имя и качество, которое больше всего ценит в людях. Затем нужно обмотать нить вокруг своего пальца и покатить клубок любому другому участнику тренинга. Клубок должен побывать у каждого. И еще: внимательно слушайте друг друга, кто говорит, это нам в конце понадобится.
Затем сматываем клубок назад. Делать это будем так: тот, кто снимает нить с пальца, наматывает ее на клубок и вспоминает, что именно говорил предыдущий участник.
Рефлексия:
Трудно ли вам было выделить качество, которое больше всего цените в людях?
Какие ощущения вызвало это упражнение?
Упражнение "Правила работы в группе"
Цель: акцентировать внимание участников на соблюдении правил работы в группе.
Тренер знакомит участников с общими правилами групповой работы и акцентирует внимание на необходимости их соблюдения в работе тренинговой группы. Психолог зачитывает каждое правило (если группа добавляет или снимает определенные правила, то тренер отражает это на плакате):
"Здесь и теперь";
открыты новым впечатлениям;
принимаем другого, как себя;
никого не критикуем;
быть честным с самим собой;
поддерживаем друг друга;
не обсуждаем вне группы происходящее в ней.
Упражнение "Ожидание"
Цель: определить ожидания участников от работы в группе.
Оборудование: прикреплен плакат "Дерево".
Участникам раздают стикеры, вырезанные в форме яблок и психолог просит написать на них свои ожидания, прочитать и приклеить на плакате, на котором изображено дерево.
Информационное сообщение
Цель: актуализация проблемы.
Жизнь в семье, взаимоотношения между ее членами, забота друг о друге - счастливые воспоминания, всегда остаются в памяти человека.
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья - основа жизни, развития, здоровья, удачи. Именно в семье взрослые вместе с детьми учатся понимать друг друга, преодолевать трудности повседневной жизни, находить гармонию совместной жизни. Чем добросовестнее семья выполняет свою роль, тем лучше для ребенка.
Семейное воспитание и право на воспитание своих детей закреплены в "Кодексе о браке и семье", ученые называют семью наименьшим звеном общества. Социологи и психологи, исследуя институт семьи и взаимоотношения в системе семьи, предоставляют много рекомендаций, однако, феномен семьи довольно сложен. Общество определило для семьи следующие функции:
воспитательную;
репродуктивную;
экономическую.
Упражнение "Сколько лучиков у солнышка"
Цель: установить, насколько существенны границы между мирами взрослых и детей.
Так уж сложилось, что в нашем мире много разнообразия. Все это делает его красочным, интересным. Но есть нечто общее для нас, всех независимо от возраста, пола, социального статуса ...
Обратите внимание на наше солнышко. Оно изображено без лучей. Перед нами карточки с различными надписями. Каждый из участников выбирает утверждение, которое, по его мнению, относится одновременно и к взрослым, и детям, и прикрепляет его, как лучик для солнышка (приложение 1).
Рефлексия:
Какие утверждения выбрали и почему?
Что отличает детей и взрослых?
Что объединяет?
Упражнение "Австралийский дождь"
Цель: психологическая разгрузка участников.
Инструкция: Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий потирает ладони.)
Начинает капать дождь. (Щелчок пальцами.)
Дождь усиливается. (Хлопками ладонями по груди.)
Начинается настоящий ливень. (Хлопками по бедрам.)
А вот град, настоящая буря. (Топот ногами.)
Но что это? Буря стихает. (Хлопками по бедрам.)
Дождь стихает. (Хлопками ладонями по груди.)
Капли падают на землю. (Щелчок пальцами.)
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней.)
Солнце! (Руки вверх).
Упражнение "Счастливая семья"
Цель: дать возможность участникам использовать знания о семье, путем создания коллажа.
Оборудование: раздаточный материал, листы бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, маркеры.
Тренер предлагает участникам объединиться в 3 группы, которые будут работать над созданием коллажа семьи, на основе представленной им информации и используя собственный опыт. После завершения работы участники группы должны представить свои работы в большом круге.
Упражнение "Ожидание"
Цель: выяснить насколько оправдались ожидания участников занятия.
Вернемся к нашим ожиданиям, если они осуществились, то каждый из вас пусть подойдет к нашему символическому дереву, "сорвет" свое яблочко и поставит в корзину, а если не исполнилось, то оставит яблоко на дереве.
Упражнение "Шар желаний"
Мы все любим мечтать, несмотря ни на что, и все мы хотим, чтобы наши мечты сбывались (тренер разбрасывает разноцветные шарики). Поймайте каждый свой шарик мечты и нарисуйте или напишите свою мечту на нем, пользуясь маркерами. Давайте объединим все шарики мечты в один большой ворох, пусть все желания исполнятся. Спасибо всем за участие.
Приложение 1
По словам Адлера, ни один ребенок не является безнадежным. Мы должны осознавать влияние, идущее на наших воспитанников, и примера, который даем им своим поведением:
Если ребенок растет в атмосфере критики, он учится осуждать.
Если ребенок растет в атмосфере вражды, он учится бороться
Если над ребенком глумятся, он становится застенчивым.
Если ребенок живет под страхом, он становится робким.
Если ребенка постоянно стыдят, он привыкает чувствовать себя виновным.
Если ребенок растет в толерантной среде, он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности.
Если ребенок растет в сфере принятия, он учится любви.
Если ребенок растет в атмосфере похвалы, он учится любить самого себя.
Если ребенок растет с определением, он осознает, что хорошо иметь цель.
Если ребенок живет в честной среде, он приходит к пониманию, что такое правда.
Если ребенок живет в справедливой среде, он учится быть справедливым.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится доверять себе и тем, кто рядом с ним.
Если ребенок окружен любовью, он учится воспринимать мир как хорошее место, чтобы жить, любить и быть любимым.
Переход от дошкольного возраста к школьному в детской психологии называют малым кризисом. Ребенок поднимается еще на одно социальное положение: он уже ученик, школьник!
Оказавшись в новом детском коллективе, он пытается найти свое место среди одноклассников, проявить свои способности и интересы, удовлетворить свои потребности. Если ребенок легко знакомится и может выходить из конфликтных ситуаций (обычно такой опыт дети получают в детском саду), то привыкнуть к классу ему удастся быстро. Труднее будет так называемым "домашним" детям или некоммуникабельным. Им придется научиться строить свои отношения с одноклассниками, искать способы самоутверждения. И на это время тратится больше сил и времени, чем на обучение.
Чтобы помочь ребенку, объясните ему правила поведения в коллективе, научите быть терпимым к другим, находить компромиссы и достойно выходить из конфликтов.
Ученику придется принимать новые требования поведения, режим и, конечно же, ограничения. А это зависит от волевого развития ребенка, умения регулировать свое поведение, подчиняться взрослым, несмотря на свои желания. У детей такие черты только формируются, и успех во многом зависит от взрослых. Необходимо сочетание требовательности и доброжелательности, ответственности и помощи.
Проблема внимания, умения сосредоточиться - "популярная" в первом классе. "Будь внимателен!" - Постоянно повторяют учителя и родители. Помните, что причины невнимательности самые разнообразные: слабость нервной системы, утомляемость, слабое развитие произвольного внимания, недостаточный уровень волевой готовности. Понаблюдайте и определите причину рассеянности вашего малыша, задайте ему посильные требования, будьте толерантны к его ошибкам.
Что должно насторожить родителей, какие симптомы серьезных школьных проблем? Прежде, быстрая утомляемость, спад работоспособности, частые и продолжительные болезни. Школьные нагрузки могут быть слишком велики для ребенка, и преодоление их происходит ценой перенапряжения и ухудшение здоровья. Установите ей умеренный режим, снизьте требования и займитесь укреплением маленького организма.
Если ребенок стал более тревожным, плаксивым, вспыльчивым, то это тоже настораживает. Время резкого изменения отношения к ребенку, когда критерием становятся успехи в школе, может быть источником детских переживаний. "Что ты, получил? Почему не старался?" Необоснованная строгость, требовательность порождают опасения неуспеха, страх, что родители отвергли.
Детей уязвимых от природы любая мелочь может огорчить - конфликт с одноклассниками, замечания учителя или неудачно выполненное задание. Развейте страхи и тревоги первоклассника, если можно - проблему переведите на шутку. Чаще подбадривайте и поддерживайте его, научите правильно относиться к неудачам.
Важно, чтобы ребенок с желанием шел в школу, радуясь всему, что происходит там, был старательным и его успехи соответствовали усердию. А трудности, проблемы неизбежны, как и в любом новом деле. Главное - научиться с ними справляться.
Тренинг с родителями
Цель:
учить родителей работать в группе;
способствовать формированию позиции родителей в общении.
Оборудование:
плакаты,
бумага А4,
маркеры,
клей,
ножницы,
раздаточный материал.
Ход занятия
Упражнение "Клубочек"
Цель: провести знакомство участников группы. Создать условия для эффективной работы.
У меня в руках клубок ниток для вязания. Сейчас мы будем вязать узор нашей группы. Участник в чьих руках находится клубок, называет свое имя и качество, которое больше всего ценит в людях. Затем нужно обмотать нить вокруг своего пальца и покатить клубок любому другому участнику тренинга. Клубок должен побывать у каждого. И еще: внимательно слушайте друг друга, кто говорит, это нам в конце понадобится.
Затем сматываем клубок назад. Делать это будем так: тот, кто снимает нить с пальца, наматывает ее на клубок и вспоминает, что именно говорил предыдущий участник.
Рефлексия:
Трудно ли вам было выделить качество, которое больше всего цените в людях?
Какие ощущения вызвало это упражнение?
Упражнение "Правила работы в группе"
Цель: акцентировать внимание участников на соблюдении правил работы в группе.
Тренер знакомит участников с общими правилами групповой работы и акцентирует внимание на необходимости их соблюдения в работе тренинговой группы. Психолог зачитывает каждое правило (если группа добавляет или снимает определенные правила, то тренер отражает это на плакате):
"Здесь и теперь";
открыты новым впечатлениям;
принимаем другого, как себя;
никого не критикуем;
быть честным с самим собой;
поддерживаем друг друга;
не обсуждаем вне группы происходящее в ней.
Упражнение "Ожидание"
Цель: определить ожидания участников от работы в группе.
Оборудование: прикреплен плакат "Дерево".
Участникам раздают стикеры, вырезанные в форме яблок и психолог просит написать на них свои ожидания, прочитать и приклеить на плакате, на котором изображено дерево.
Информационное сообщение
Цель: актуализация проблемы.
Жизнь в семье, взаимоотношения между ее членами, забота друг о друге - счастливые воспоминания, всегда остаются в памяти человека.
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья - основа жизни, развития, здоровья, удачи. Именно в семье взрослые вместе с детьми учатся понимать друг друга, преодолевать трудности повседневной жизни, находить гармонию совместной жизни. Чем добросовестнее семья выполняет свою роль, тем лучше для ребенка.
Семейное воспитание и право на воспитание своих детей закреплены в "Кодексе о браке и семье", ученые называют семью наименьшим звеном общества. Социологи и психологи, исследуя институт семьи и взаимоотношения в системе семьи, предоставляют много рекомендаций, однако, феномен семьи довольно сложен. Общество определило для семьи следующие функции:
воспитательную;
репродуктивную;
экономическую.
Упражнение "Сколько лучиков у солнышка"
Цель: установить, насколько существенны границы между мирами взрослых и детей.
Так уж сложилось, что в нашем мире много разнообразия. Все это делает его красочным, интересным. Но есть нечто общее для нас, всех независимо от возраста, пола, социального статуса ...
Обратите внимание на наше солнышко. Оно изображено без лучей. Перед нами карточки с различными надписями. Каждый из участников выбирает утверждение, которое, по его мнению, относится одновременно и к взрослым, и детям, и прикрепляет его, как лучик для солнышка (приложение 1).
Рефлексия:
Какие утверждения выбрали и почему?
Что отличает детей и взрослых?
Что объединяет?
Упражнение "Австралийский дождь"
Цель: психологическая разгрузка участников.
Инструкция: Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий потирает ладони.)
Начинает капать дождь. (Щелчок пальцами.)
Дождь усиливается. (Хлопками ладонями по груди.)
Начинается настоящий ливень. (Хлопками по бедрам.)
А вот град, настоящая буря. (Топот ногами.)
Но что это? Буря стихает. (Хлопками по бедрам.)
Дождь стихает. (Хлопками ладонями по груди.)
Капли падают на землю. (Щелчок пальцами.)
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней.)
Солнце! (Руки вверх).
Упражнение "Счастливая семья"
Цель: дать возможность участникам использовать знания о семье, путем создания коллажа.
Оборудование: раздаточный материал, листы бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, маркеры.
Тренер предлагает участникам объединиться в 3 группы, которые будут работать над созданием коллажа семьи, на основе представленной им информации и используя собственный опыт. После завершения работы участники группы должны представить свои работы в большом круге.
Упражнение "Ожидание"
Цель: выяснить насколько оправдались ожидания участников занятия.
Вернемся к нашим ожиданиям, если они осуществились, то каждый из вас пусть подойдет к нашему символическому дереву, "сорвет" свое яблочко и поставит в корзину, а если не исполнилось, то оставит яблоко на дереве.
Упражнение "Шар желаний"
Мы все любим мечтать, несмотря ни на что, и все мы хотим, чтобы наши мечты сбывались (тренер разбрасывает разноцветные шарики). Поймайте каждый свой шарик мечты и нарисуйте или напишите свою мечту на нем, пользуясь маркерами. Давайте объединим все шарики мечты в один большой ворох, пусть все желания исполнятся. Спасибо всем за участие.
Приложение 1
По словам Адлера, ни один ребенок не является безнадежным. Мы должны осознавать влияние, идущее на наших воспитанников, и примера, который даем им своим поведением:
Если ребенок растет в атмосфере критики, он учится осуждать.
Если ребенок растет в атмосфере вражды, он учится бороться
Если над ребенком глумятся, он становится застенчивым.
Если ребенок живет под страхом, он становится робким.
Если ребенка постоянно стыдят, он привыкает чувствовать себя виновным.
Если ребенок растет в толерантной среде, он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности.
Если ребенок растет в сфере принятия, он учится любви.
Если ребенок растет в атмосфере похвалы, он учится любить самого себя.
Если ребенок растет с определением, он осознает, что хорошо иметь цель.
Если ребенок живет в честной среде, он приходит к пониманию, что такое правда.
Если ребенок живет в справедливой среде, он учится быть справедливым.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится доверять себе и тем, кто рядом с ним.
Если ребенок окружен любовью, он учится воспринимать мир как хорошее место, чтобы жить, любить и быть любимым.
_____________________________________
Если вы хотите досконально изучить разговорный английский николаев, то без занятий с носителем языка тут никак не обойтись. American English Center - это школа английского языка, которая за 17 лет своей успешной роботы приобрела безупречную репутацию и открыла филиалы во многих городах Украины.