Почему мы не любим родительские собрания
Родительские собрания. Может, это пережиток прошлого? Как собрания партийные, производственные, профсоюзные? Все больше и чаще кругом говорят об индивидуальной работе с детьми, творческом подходе к их обучению и воспитанию. Слов нет, личная встреча учителя и родителя дает иногда необыкновенный по эффективности результат. Но это в том случае, когда речь идет о конкретной проблеме конкретного ребенка.
А если весь класс не явился на урок физики? А если на вечеринку в школу шестиклассники принесли бутылку водки, и каждый хотя бы губы помочил? А если надо делать ремонт? А если на носу выпускной вечер? Как ни крути, а без общих сборов не обойтись. Другое дело, что в традициях нашей школы не собрания "по случаю" или "по необходимости", а обязательные, раз в два-три месяца, по графику, утвержденному директором или попечительским советом.
Проблема родительского собрания - это не проблема времени, а проблема психологического дискомфорта, с которой сталкиваются его участники. Редкий родитель, как и редкий учитель, скажет, что взаимные встречи - для них праздник. И те и другие идут на собрание как на обязательное, но очень нежелательное мероприятие. Почему? Скорее всего, потому, что не находят между собой общего языка. На родительском собрании чаще всего царит взаимное непонимание. Среднестатистический учитель склонен во всех неприятностях винить родителей, среднестатистические родители - учителей, из-за этого традиционные встречи и превращаются в разборки и обвинения, вместо того, чтобы стать местом обсуждения общих проблем и путей их разрешения.
Кого же видит перед собой классный руководитель, собравший в родном кабинете представителей старшего поколения своих учеников? Конечно, на 90% это будут мамы, что абсолютно нормально. В нашем обществе понятие "родитель" тождественно слову "мама", ведь воспитанием действительно занимаются именно женщины, да и учительнице удобнее иметь дело с себе подобными. Возможно, если бы в школе работало больше мужчин, как это было в дореволюционной России, на собрания ходили бы папы. А пока родительские собрания в массовой школе напоминают женсовет, на заседаниях которого присутствуют яркие типажи.
"Показушники". Их можно разделить на две категории. Первая - жены "новых русских", одетые в меха, украшенные бриллиантами, пришедшие в класс лишь за тем, чтобы продемонстрировать уровень своего благосостояния. Изящно пристроившись на ученическом стуле, такая мама снисходительно оценит "прикид" учительницы с зарплатой в десять тысяч рублей и, полируя ногти, так же снисходительно будет делать вид, что слушает ее речи. Вторая категория - интеллектуалы, любящие блеснуть умным вопросом, едким комментарием, который поставит в тупик Марью Ивановну так же легко, как оценочный анализ "новорусской" мамы. Интеллектуалы изучили все законы, читают газеты, консультируются со специалистами, и всегда лучше всех знают, как, что и кто должен преподавать.
"Галочники". Стараются не светиться и не высовываться, они просто приходят на собрание, чтобы "галочку поставить", отметиться. Их ничуть не волнует то, что обсуждается, и то, о чем говорится, даже если обсуждается поведение или успеваемость их родного чада. Чаще всего "галочниками" оказываются папы, которых жены по той или иной причине посылают вместо себя. Потом, требуя от них отчета, они убеждаются, что совершили непростительную ошибку: папа не в состоянии даже просто описать происходившее. Бывали и такие случаи, когда папы путали кабинеты и два часа проводили с родителями другого класса, но это никак не влияло на конечный результат. На собрании был? Был. А остальное неважно.
"Заместители". Похожи на "галочников" тем, что главная цель тех, кто их послал, - отметиться. Но "заместители" должны будут дать потом точное и подробное описание всего, что было на собрании, вплоть до цвета костюма "математички" и особенностей макияжа "англичанки", не говоря уже о тех словах, которые были сказаны о воспитуемом. К этой группе обычно относятся старшие сестры, редкие экземпляры активных пап, тети, некоторые бабушки и гувернантки. Не доверяя памяти, они ведут подробную запись происходящего и всегда очень внимательно слушают и еще более внимательно смотрят. Однако это вовсе не значит, что они все правильно понимают и смогут донести суть до пославших их на собрание мам, ничего не проинтерпретировав в зависимости от своего возраста и уровня интеллекта.
"Родители" - это те, кто приходит на собрание, чтобы узнать правду, сопоставив то, что рассказывает ребенок, с тем, что говорит учитель. "Родители" всегда адекватны, не склонны никого ни в чем обвинять, они готовы к сотрудничеству и являются для классного руководителя первыми помощниками. К делу образования и воспитания они относятся серьезно, но трезво, не строя иллюзий. Они четко осознают ту цель, которую поставили перед собой, и ту ответственность, которая на них лежит. Жаль только, что истинных родителей на собрании не так уж много.
"Фантомы" на собрания не ходят вообще, считая это мероприятие абсолютно ненужным. В каждом классе среди родителей всегда есть хотя бы один "фантом", с которым встретиться просто невозможно. Как правило, некоторые "фантомы" материализуются лишь на выпускном вечере, но есть и такие, кто навсегда уходит в глухое подполье, скрывая и лицо, и голос.
Но родительское собрание - процесс двусторонний. Учитель смотрит на мам, мамы на учителей, которые тоже представляют собой различные типы.
"Вась-Вась". К этой группе отнесем классных руководителей, кокетничающих и заигрывающих с родителями. Многие мамы - их хорошие знакомые, благодаря которым открываются огромные возможности: от качественного обслуживания в районной поликлинике до билета на модный концерт или спектакль. Для "Вась-Васей" родительское собрание - возможность решить свои личные проблемы, поэтому это единственная учительская категория, которая любит собрания, а иногда и организует их специально - накануне 8 марта, собственного дня рождения, в разгар ремонта в квартире.
"Человек настроения". Может устроить на собрании такой разнос присутствующим, что мало не покажется. А может быть белым и пушистым, ласковым и добродушным, понимающим и прощающим. У него все зависит от настроения, и совладать со своими эмоциями он не может ни перед детьми, ни перед взрослыми. Идя на встречу с "человеком настроения", никогда не знаешь, чего ждать, поэтому таких встреч пытаются избегать.
"Тревожный". Крутит в руках носовой платок или шпаргалку, в которую периодически заглядывает, чтобы не сбиться. Глаза его опущены, по вискам струится пот, лицо покрыто красными пятнами или мертвенно бледно. Любой родительский вопрос нарушает более или менее плавный ход его монолога и надолго выбивает из колеи, поэтому знающие люди предпочитают вопросов не задавать. "Тревожный" никогда ничего не говорит по существу, не решает никаких вопросов, и его собрания заканчиваются раньше других, превращаясь в обоюдную пытку. "Тревожными" бывают молодые специалисты и классные руководители-мужчины, теряющиеся под пристальными взглядами десятка мам, отважившихся посетить это классное мероприятие.
"Авторитет". Не теряется в любой ситуации. Голос у "авторитета" громкий, интонации властные, взгляд суровый. Родителей такие классные руководители называют по фамилии, как детей, и требуют от них абсолютного подчинения, как от детей. Вопросов "авторитетам" тоже не задают, потому что страшно. Каждый родитель на таком собрании вновь чувствует себя школьником и боится получить "два". Не пойти на встречу с таким классным руководителем нельзя, а придешь - коленки дрожат. "Авторитет", якобы в интересах детей, способен потребовать с родителей все: ремонт кабинета, новую технику, наглядные пособия, дорогостоящие экскурсии - мамы на все дадут денег, лишь бы избежать осуждения. Часто собрания у таких "классных мам" начинаются с зачтения списка должников, а заканчиваются - списком неуспевающих или проштрафившихся. Порядок может меняться, суть - никогда.
"Демократы". В отличие от "авторитетов", редко кого-нибудь ругают. Их принцип - вседозволенность - распространяется и на взрослых (родителей и коллег), и на детей. К собранию они обычно не готовятся, о чем говорить - не знают, поэтому говорят все одновременно и ни о чем. Предметом обсуждения может быть и сорванный урок математики, и новая прическа Пети Иванова, причем и то и другое не будет осуждено. На собрания к "демократам" ходят немногие, в основном такие же "демократы" или любители потрепаться. Сам "демократ" уверен, что в его классе нет никаких проблем, в действительности их оказывается всегда достаточно много, и однажды происходит взрыв, но его последствия разгребают другие, чаще всего родители.
"Классный руководитель". Ведет собрание спокойно и вдумчиво, его план он составляет заранее, но говорит свободно, не пользуясь предварительными записями. Он всегда в курсе всех дел класса в целом и каждого ученика в отдельности. Он никогда не обсуждает с родителями отметки и поведение их чад в присутствии других родителей, предпочитая индивидуальные беседы.
На собрание он выносит обсуждение глобальных проблем и всегда сам предлагает пути выхода из тупика, выслушав предварительно мнение родительского актива. Он всегда ищет разумный компромисс, понимая, что учитель и родители делают все-таки общее дело и не должны противостоять друг другу. Он принимает всех и хотя бы внешне старается показать, что все ученики ему одинаково дороги. Он избегает родительских подарков и других приятных поощрений, а если и поддается искушению, то об этом не знает никто. Он смущенно говорит о необходимости очередного денежного взноса на охрану или на ремонт. Он скромен, учтив и доброжелателен. К такому на собрание идут с радостью и с надеждой. Вы таких знаете?
Родители и классные руководители собраны в одном помещении не чьей-то прихотью или параграфом школьного устава, не капризом директора или министра. Точка пресечения их интересов, профессиональных или личных, - ребенок, и ни те, ни другие не имеют права забывать об этом. А ради ребенка, его успешности и покоя, можно пожертвовать многим. Поэтому не стоит искать виноватых, лучше принять ситуацию в том виде, в котором она сложилась, и вместе, дружно и согласованно попытаться выйти из тупика.
Чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих сторон, а стало важным и полезным для всех инструментом в нелегком деле воспитания детей, не грех помнить следующее.
Роли мамы и учителя все-таки различны. Мама безгранично любит своего ребенка, каким бы он ни был, рыжим или кудрявым брюнетом, двоечником или победителем самых разных конкурсов и олимпиад, неуклюжим толстячком или стройным атлетом. Мама любит не за успех, а по праву рождения. А вот для учителя все равны перед законом, любить учитель может только своих собственных детей, а не любить своих собственных врагов. И только.
Мамы не имеют права требовать от учителя любви к своему ребенку. В конце концов, учитель тоже человек: кто-то вызывает симпатию, а кто-то нет. Мама может рассчитывать на приятие, на понимание. А умение принять и понять - это уже степень учительского профессионализма.
Помощь нужна и мамам, и классным руководителям, так предложите ее друг другу. Не ждите от кого-то готового рецепта - каждый ребенок индивидуален, а значит, индивидуален и подход к нему. Ищите этот подход вместе.
Не все "Марьи Ивановны" - "самонадеянные дуры", так же, как не все мамы - "глупые наседки". Идите на собрание, внушив себе, что вас ждет встреча с умными людьми, единомышленниками.
Приятие достигается не через дорогие подарки, а через подлинное внимание и уважение к личности. Проявите их по отношению друг к другу, и атмосфера собрания сразу разрядится.
Общение родителей с преподавателями и одноклассниками детей не должно ограничиваться только календарными планами по графику директора школы. Мама, ищущая контакта с классным руководителем, чтобы поговорить о своем ребенке, общающаяся с другими мамами, чтобы перенять их родительский опыт, знакомая с соучениками родного чада, чтобы вникнуть в их интересы, всегда достигнет большего, чем та, которая считает, что раз кому-то "деньги платят", так пусть он за все и отвечает.
Собрание родителей не обязательно должно проходить в душном классе и по инициативе классной руководительницы. Проведите его у кого-нибудь дома за чашкой чая, или в лесу на полянке, или в автобусе, пока ваши детки едут в цирк или на экскурсию. Да мало ли мест, где собираются люди, заинтересованные общим делом? У каждого есть свои странности: и у ребенка, и у его мамы, и у его учительницы. Так это же как раз и здорово! Давайте учиться друг у друга.
Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы книги А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. СПб, Питер, 2009. 128 стр.
Главная » Archives for 06.08.2011
06.08.11
|
Развитие сенсомоторных навыков. Звук "Ж" - продолжение.
Развитие сенсомоторных навыков. Звук "Ж" - продолжение.
Занятие 65. Звук [Ж] (продолжение)
Цели: закрепить умение выделять звук [ж] в речи, подбирать слова к схемам звукового анализа; научить согласованию существительных с прилагательными; развивать сенсомоторные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (ромашка - - ромашки, роза — розы...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Звук [ж]
Логопед закрепляет правильную артикуляцию звука [ж] (см. занятие 63) .
• «Слушай внимательно».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ж] в ряду звуков:; М'Ж'З-к-Н'Ж...; слогов: да-жу-мо-жа...; слов: муха, сок, жилет, ножи, сумка, мак...
• Дети повторяют слогоряд: жа-жу-аж
жу- жи - жа
ож-уж-иж
• Дидактическая игра «Парные картинки».
Логопед предлагает детям пары картинок. Ребенок выставляет на доску пару, если в одном из слов есть звук [ж]: жук — бабочка, вилка — ножи, жилет — брюки, баклажан — кабачок, жираф — слон, книга — журнал.
• « Звуковая птичка».
Дети определяют место звука в словах по картинкам.
Логопед предлагает детям совместить картинку, схемой звукового анализа слова. При помощи пазла дети ли они выполнили задание.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения, используя следующие наборы слов:
— Женя, жука, поймать, большого (Женя поймал большого жука.);
— жить, жираф, в, Африке, жаркой (В жаркой Африке жил жираф.);
— лужа, после, на, дороге, дождя (На дороге после дождя лужа.);
— ножом, мама, хлеб, резать (Мама режет хлеб ножом.).
4. Физкультминутка «Цветы» (см. занятие 54) .
5. «Цветы»
• Дидактическая игра « В саду, в лесу, в поле».
Дети называют цветы и место, где они растут, попутно раскладывая картинки к изображению леса, поля или сада (колокольчик,роза, тюльпан, ландыш, мак, василек...).
— Какого цвета цветок? Дети называют цветы: белая ромашка, синий колокольчик, красная роза, желтый одуванчик...
6. Работа в тетради
Дети выполняют штриховку цветка точками и линиями.
______________________________________
В прессе, на телевидение и радио мы часто слышим слово ипотека, но наверное не многие могут до конца понять, что же такое ипотечное кредитование... Знания - путь к успеху! На независимом интернет-портале KRASIPOTEKA.INFO собрана вся полезная и актуальная информация по вопросу жилищного кредитования.
______________________________________
В прессе, на телевидение и радио мы часто слышим слово ипотека, но наверное не многие могут до конца понять, что же такое ипотечное кредитование... Знания - путь к успеху! На независимом интернет-портале KRASIPOTEKA.INFO собрана вся полезная и актуальная информация по вопросу жилищного кредитования.
Логопедическое занятие "Прилет птиц"
Занятие 64. Прилет птиц
Цели: уточнить и обобщить знания о перелетных птицах; научить согласованию существительных с глаголами в единственном и множественном числе; закреплять навык пересказа небольшого рассказа; развивать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук» (пету-х, сло-н, самоле-т, лимо-н...).
2. «Слушай внимательно»
Дети хлопают в ладоши, услышав слово, имеющее отношение к птице: кукла, журавль, дом, гриб, гнездо, хвост, копыта, крылья, рога, перья...
3. «Объясните Незнайке»
В гости к детям пришел Незнайка, принес картинки и выставил их на доску (журавль, ласточка, сова, бабочка, ворона, грач, жук, скворец, лебедь, голубь, синица). Незнайка говорит:
— Ребята, я принес вам картинки, на которых изображены птицы. Вы их знаете.
Дети называют птиц и говорят, что бабочка и жук не птицы. Логопед предлагает детям объяснить Незнайке, почему бабочка и жук не птицы [у них нет оперенья, клюва, лап и т.д.).
• «Третий - - лишний».
Незнайка предлагает поиграть в игру, чтобы отделить перелетных птиц от зимующих: журавль, синица, соловей; ласточка, грач, ворона; голубь, скворец, лебедь.
4. «Отгадай загадки»
Врач лесного царства — Лечит без лекарства. (Дятел.)
Серое перышко,
Золотое горлышко. (Соловей.)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести. (Сорока.)
Птицы с длинными ногами До весны простились с нами, Машут крыльями вдали И курлычут ... (журавли). В. Степанов
6. Пересказ рассказа В. Чаплиной «Скворец»
Весной из далеких жарких стран прилетают скворцы. А здесь для них уже домики-скворечни приготовлены. Выберет скворец домик, сядет около него и начнет свои веселые песни распевать. Песня у скворца особенная — то запоет так красиво, что заслушаешься, а то вдруг лягушкой заквакает или кошкой замяукает. Зато как выведутся птенцы, тут уж скворцам не до песен. Целый день собирают они разных насекомых, слизней, гусениц... своим птенцам носят.
А осенью соберутся скворцы в большие стаи и опять улетят от нас далекие жаркие страны.
6. Физкультминутка «Лебеди» (см. занятие 7)
7. Игра «Один — много»
Дети рассматривают картинки и по образцу логопеда изменяют слова:
грач летит — грачи летят;
цапля стоит цапли стоят;
соловей поет соловьи поют;
дятел стучит — дятлы стучат;
сова спит — совы спят; — синица клюет — синицы клюют.
8. Работа в тетради
Дети рисуют дорожку, чтобы помочь птице долететь до своего гнезда.
Прошло время, когда новости приносила сорока на хвосте. Сейчас есть Интернет - великое достижение человечества. Если хотите узнать новости дня достаточно только "кликнуть" - и вы в курсе всех самых интересных и ошеломляющих событий...
Прошло время, когда новости приносила сорока на хвосте. Сейчас есть Интернет - великое достижение человечества. Если хотите узнать новости дня достаточно только "кликнуть" - и вы в курсе всех самых интересных и ошеломляющих событий...